Много уже рассказано о Гомеле, но немало ещё осталось и «белых пятен» в его многовековой истории. Обычно знакомство с каждым, даже небольшим городом, начинается с его вокзала. Вокзал станции Гомель-Пассажирский до революции 1917 года было большое, длинное, одноэтажное кирпичное здание с множеством служебных помещений. Снаружи оно было облицовано тонким пластом цемента и покрашено масляной краской в зелёный цвет.
Ещё находясь на перроне, люди непроизвольно обращали свой взор на высокий переходный мост, который начинался возле северной стороны вокзала. Окрашен этот мост был в серо-голубой цвет, а на фоне неба это придавало ему притягательную легкость и красоту. (В 1941 году этот мост был разрушен).
При входе в вокзал, со стороны перрона, в его правой стороне был большой зал для транзитных пассажиров. По бокам были установлены широкие удобные кресла, на липовых спинках которых были вытеснены буквы ЛР-ЖД (Либаво-Роменская железная дорога).
Посередине большого зала были установлены длинные (на 10 человек) деревянные скамейки. В торце зала — небольшие подмостки, в виде сцены, на которых в праздничные дни всегда играл небольшой симфонический оркестр. В этот зал всегда приходило много людей послушать классическую музыку.
В левой половине вокзала находились билетные кассы, служебные комнаты, ресторан и сберегательная касса. Багажное отделение находилось левее вокзала возле товарной конторы. При выходе в город перед вами открывалась большая пестрая панорама древнего, шумного уездного города. Прямо находилась полукруглая, небольшая, выложенная булыжником площадь, которая своей несколько загнутой горловиной выходила уже непосредственно на Замковую улицу (ныне проспект имени Ленина).
Направо, ближе к вокзалу, стояло кирпичное здание, в котором находилась небольшая железнодорожная поликлиника, или как тогда называли «приемный покой». Далее, за узким привокзальным проездом, возвышалась деревянная Успенская церковь. (Обычно её называли Либавская железнодорожная церковь) — станция Гомель-пассажирский также называлась «Либавская станция».
Сейчас на месте церкви возвышается дворец культуры и техники железнодорожников имени В. И. Ленина. Возле деревянной ограды церкви всегда располагались извозчики, сидевшие в высоких шапках на своих расписных фаэтонах, ожидая клиентов. Далее, в конце площади, были два небольших одноэтажных дома, в которых располагались магазинчики, их тогда называли «лавками», в которых шла бойкая торговля различными бакалейными товарами (начиная от спичек и заканчивая разноцветным монпансье в красивых, высоких, жестяных банках).
На повороте, уже на Замковую улицу, располагалась булочная, в которой бойко торговал турок. С левой стороны площади стояло большое здание железнодорожного НКВД, а дальше — ещё два кирпичных, одноэтажных, с полуподвальными помещениями зданий, в которых находились питьевые заведения — кабаки.
Напротив вокзала, уже в начале Замковой улицы возвышалось сравнительно большое 2-х-этажное здание, на фасаде которого аршинными буквами было написано — «Гостиница «Россия».
Нельзя не отметить, что вся Привокзальная площадь, особенно в летнее время, всегда была полна разным людом. Здесь танцевали цыгане и цыганята, здесь китайские жонглеры и фокусники (иллюзионисты) демонстрировали свое мастерство и т.д.
Характерно, что за все эти представления, после очередного показа, один из труппы странствующих артистов обходил присутствующих с кубышкой, куда бросали деньги кто сколько мог…
Над площадью стоял не стихающий шум. Кроме не спящих извозчиков с их громкими возгласами «Поберегись!», вездесущие мальчишки слонялись по площади, предлагая купить турецкие папиросы «Стамбул», или ситро-лимонад в бутылках, которыми их обеспечивали лавочники для скорейшей реализации товара, за что они получали по 5-10 копеек и бутылку ситро. Все это иногда напоминало «Сорочинскую ярмарку».
Чтобы завершить описание начала города Гомеля, необходимо отметить, что в 20-и метрах от южной стороны вокзала стояло кирпичное здание. Оно служил для пригородных пассажиров. Позже было перестроено в кино (иллюзион) железнодорожников. За иллюзионом, вдоль железнодорожных путей, находились три продолговатые деревянные строения (сейчас там железнодорожная баня) — это были начальные железнодорожные школы и 9-летка. Во время войны 1914 года здесь находился госпиталь. Хочется отметить, что в его напряжённой работе непосредственное участие принимала княгиня Ирина Паскевич.
К вечеру весь этот гомон утихал. Устав, сидели на своих облучках извозчики. Нет-нет, по сторонам шли в обнимку полупьяные завсегдатаи кабаков со своими разухабистыми песнями. Постепенно вся площадь пустела, только газовые фонари бросали свои яркие блики на гладкий булыжник.
А. Радевич, краевед
Гомельская правда, 16.08.1991
Перевод Александра Флегентова