История белорусского кинематографа берет свое начало с 1900 года, когда в Минске началась демонстрация кинофильмов западно-европейского производства. До 1917 года в белорусских городах было уже 56 частных кинотеатров или, как тогда говорили, «иллюзионов». Сколько функционировало кинотеатров и где они находились в дореволюционном Гомеле, пока таких сведений не имеется. Однако нам известно, что после национализации частных кинотеатров в 1918 году в Гомеле работала фотокиносекция. При этой организации впоследствии был открыт специальный отдел, который предназначался для обслуживания советских учреждений с целью фиксировать на плёнку все культурные, партийные и агитационные мероприятия, которые должны были проходить в Гомеле.
2 октября 1919 года было принято положение о деятельности гомельской губернской фотокиносекции. На основании положения о губернских фотокиносекциях всероссийского фотокиноотдела наркомпроса, опубликованного в газете «Известия» ЦНК от 2 октября 1919 года, было принято решение при отделе народного образования Гомельского Губернского совета учредить автономную фотокиносекцию. Эта секция управлялась коллегией из трех лиц, в состав её входили заведующий секции, его заместитель и секретарь; заведующий назначался из числа членов этой организации. С целью успешной научно-учебной, культурно-просветительской и агитационно-пропагандистской деятельности фотокиносекция должна была работать при непосредственном руководстве окружных фотокинокомитетов, а где таких не было, то под руководством Всероссийского фотокиноотдела. Фотокиносекция существовала на средства, отпускаемые по финансовой смете Всероссийского фотокиноотдела [18, л. 9].
При внимательном изучении документов Государственного архива Гомельской области был выявлен достаточно интересный источник, свидетельствующий о том, что Гомельская Губернская фотокиносекция начала полноценно свою работу с 10 октября 1919 года, что видно из доклада заведующего К. Наймарка, назначенного на эту должность 01.10.1919 г., в дальнейшем им был составлен следующий план работы:
– построить сеть постоянных кинотеатров в губернии и оборудовать 15 передвижных кинематографов для обслуживания сельской местности. Организовать отдел проката картин при секции и снабжать кинотеатры новыми картинами; кроме этого требовалось приобрести большое количество научных картин и составить к ним описание в виде лекции, организовать научные сеансы. Приобрести специальные детские картины и проводить детские сеансы. Установить в каждом кинотеатре конус для волшебной проекции и в каждом удобном случае, между частями картины, демонстрировать лозунги (очевидно политической пропаганды новой власти);
– приобрести технические принадлежности и прочее снаряжение для кинематографа, оборудовать при складе мастерскую для ремонта киноаппаратуры. Купить на рынке нужное количество волшебных фонарей и диапозитивов и проводить лекции с волшебной проекцией в школах, клубах и народных домах;
– организовать работу бухгалтерии для отчетности секции, отдела проката фильмотеки и фотографии, а также наладить отчётность уездных фотокиносекций и театров. Примечательно то, что в период экономической и социальной разрухи в Гомеле руководство фотокиносекции осуществляет фотографирование и проводит киносъёмки разных событий, торжеств и прочих мероприятий в городе. Современным историкам и краеведам остается задаться целью выявить в соответствующих архивохранилищах эти фотокинодокументы.
Что касается демонстрации кинематографических картин, то изначально дело обстояло крайне плохо. В декабре 1919 года товарищ К. Наймарк обратился в Москву за разрешением открыть отдел проката картин и просил наркомпрос отпустить нужные для этого киноматериалы. После чего было дано разрешение открыть фильмотеку, однако ввиду того, что в московском центре был недостаток картин, К. Наймарк получил право приобретать картины на «вольном» рынке [8, л. 6].
В 1920 году в Гомеле были организованы курсы киномехаников и составлена смета на текущий год в размере расходов для проведения в жизнь намеченного плана [8, л. 5]. Из протокола заседания Губернского фотокино Гомеля от 30 июля 1920 года видно, что во главе этой организации в должности заведующего продолжал оставаться К. Наймарк, а замом у него был товарищ Ципорин (И. О. не указаны). На тот период времени в секции Губернского фотокино резко не хватало сотрудников.
К. Наймарк пытался подобрать новых работников, перечень специалистов был определен следующий: машинистка, курьер, сторож, бухгалтер, счетовод, механик, конторщик, экспедитор. Как стало известно, организация фотокиносекции в Гомеле на тот период не имела собственного помещения и заведующий поручает своему заму подыскать помещения через земельно-жилищный отдел. Одновременно для дальнейшего осуществления работы фотокиносекции К. Наймарк командирует Ципорина в Киев за новыми картинами, так как старый репертуар уже был заезжен [8, л. 50].
В очередном протоколе заседания коллегии губернской фотокиносекции от 10 августа 1920 года описано деликатное обстоятельство дела по поводу попытки национализации картины под названием «В омуте Парижа». Очевидно, эта кинолента могла шокировать зрителей своим содержанием и принести большой денежный сбор. Поэтому вокруг ее приобретения шел большой ажиотаж. Так как кинолента принадлежала Киевской прокатной конторе объединённого кинематографического предприятия торгового дома «Кери и Сатурн», то для просмотра этой картины гомельскими зрителями было заключено соглашение с представителем киевского товарищества Горбачевской. Этот договор гарантировал возврат киноленты после её просмотра гомельскими зрителями киевским владельцам [8, л. 52–52 об.].
Из документов от 11 августа 1920 года, состоялось очередное заседание коллегии фотокиносекции г. Гомеля, где слушался доклад товарища Золотовского (И. О. не указаны). Постановили: ввиду того, что привезённые и просмотренные им кинокартины оказались стоящими, было принято решение взять в прокатное пользование на 2 месяца следующие картины: «Братья», драма в четырех частях с участием «кинозвезды» тех лет Мозжухина за плату 120 000 руб., «Голубая кровь» в шести частях с участием О. Фрейлих и Черновой за 140 000 руб. и на один месяц картину «Казнь мясоеда» в четырех частях за 50 000 руб. [8, л. 53].
Кроме вышеперечисленных экранизаций с 31 августа 1920 года в кинотеатрах Гомеля начинается демонстрация новых картин под такими названиями как «Пиковая дама» в шести частях, «Сын страны, где царство мрака» в пяти частях, «Дама с Калиями» (название как в источнике) в пяти частях, «Инженер» в пяти частях. С чисто идеологической точки зрения и судя по их названию, эти киноленты не способствовали формированию оптимистического мировоззрения и симпатий обывателя к новой власти. В силу их буржуазного происхождения эти фильмы могли отвлечь людей и способствовать только смене впечатлений, не задумываясь о трудностях повседневной жизни [8, л. 55]. Надо полагать, что на тот период сотрудники гомельской фотокиносекции часто ездили в Киев за новыми кассовыми картинами.
Об этом свидетельствует еще один документ от 4 сентября 1920 года, где товарищ Геллер (И. О. не указаны) из фотокиносекции Гомеля должен был ехать в Киев для приобретения кинематографических принадлежностей и получить в прокатное пользование новые киноленты [8, л. 56].
Исследование ряда проблемных вопросов в области кинопроката в Гомеле в указанный период оказалось осложнено отсутствием последовательно составленных документов, из-за чего описание деятельности этой организации строится на основании тех источников, которые позволяют выявить неизученные факты в истории Гомеля.
Как свидетельствует дальнейшее изучение документов по данной теме, на заседании коллегии губернской фотокиносекции 23 марта 1921 года мы узнаем о составе этой организации. Коллектив работников состоял из следующих лиц: К. Наймарк, Ципорин, Беркман, Раковский, Фрадин, Езерский, Гольдшмидт и Локштанов (И. О. не установлены). Из решения, принятого членами секции, видно, что товарищ Фрадин, как наиболее подходящий специалист, занимался вопросами советской фотографии в Гомеле. Съемку должны были непосредственно осуществлять Езерский и Раковский [8, л. 19]. Познавательна информация о ценах на фотографические снимки. Так, изготовить фотографию в 1921 году в Гомеле стоило: размер 24х30 – 3000 руб.; 18х24 – 2000 руб.; 13х18 – 1500 руб.; 12х161/2 – 1200 руб.; 10х15 – 1000 руб.; 9х12 – 400 руб. за фотографию.
Приём заказов был определён следующим образом: в первую очередь принимались заказы, имеющие государственное значение: партийные конференции, съезды, выставки, снимки для производственной пропаганды. Во вторую очередь по удостоверениям обслуживались служащие и рабочие советских учреждений, а затем члены профсоюзов [18, л. 19].
В отношении демонстрации картин на экране ситуация продолжала оставаться сложной, поскольку новые картины достать было трудно; санкционируется постановление коллегии губернской фотокиносекции о наведении контактов с соседними губерниями для обмена картинами. Кроме этого специальные инструкторы из фотокиносекции командировались во все уезды губернии для обследования там кинотеатров и изъятия имеющихся там картин. Такое постановление было подписано председателем К. Наймарком.
В январе 1921 года сотрудниками фотокиносекции Гомеля был составлен отчёт работы Губернского фотокино. Содержание документа свидетельствует о том, что отдел проката отремонтировал 65 программ картин, из них 9 детских. Отделом фотографии произведено 285 снимков для удостоверения личности, пропусков и партийных билетов. Подтверждением этой работы явился составленный текущий отчет [8, л. 2].
В кинотеатрах и клубах Гомеля к 8-му Съезду Советов 18 января 1921 года по распоряжению ЦК РКП были прочитаны тематические лекции, в содержании которых были выдержки речей со съезда. На сценах развешивали плакаты с патриотическими лозунгами [72, л. 29].
О количестве клубов в Гомеле, где могли демонстрироваться фильмы, можно судить по документу Губагитпросвета от 22 февраля 1922 года. Функционировали учреждения культуры:
1. Центральный рабочий клуб союза печатников и металлистов.
2. Клуб Леккерта на ул. Коммунаров от союза водного транспорта и строителей.
3. Клуб швейной промышленности от союза швейпрома, кожи и 3-го железнодорожного полка.
4. Клуб батальона ВЧК и союза пищевиков и Нарпита.
5. Клуб курсов Губпартшколы и Профшколы.
6. Гарнизонный клуб.
7. Клуб кавалерийской дивизии.
8. Клуб 13-го батальона войск ВЧК и железнодорожного депо [72, л. 398].
9. Гомельский театр имени Калинина считался образцовым.
В нём проводились спектакли и былое отдельное ложе [72, л. 365].
Было оборудовано несколько кинематографов: в Либаво-Роменском агитпункте, в совхозе «Прудок», на клинкерном заводе, в театре имени Свердлова и в других местах. Далее было принято решение организовать отдел проката картин, который будет обслуживать все кинотеатры в губернии. В примечании к данному постановлению говорится, что прокатные отделы существуют в Гомеле с 20 апреля 1920 года.
Работниками этих отделов за истекший период к январю 1921 года отремонтировано 560 кинолент, из них 52 программы детских и научных картин. Необходимо ещё приобрести целый ряд научных и детских кинолент и учредить детские и научные сеансы. Требовалось открыть три секции фотографии специального отдела, который будет обслуживать советские учреждения и фиксировать все проходящие культурные и агитационные мероприятия в Гомеле. В этом направлении проводились следующие работы: выполнено 800 фотографических снимков и 1902 отпечатка разных съездов конференций и показательных мероприятий, а также 167 снимков и 447 отпечатков с изображением музея, 187 снимков и 445 отпечатков секции ИЗО. Для изготовления партбилетов был сделан 451 снимок и 1410 отпечатков [8, л. 5 об.]. Для эффективной работы фотографов были приобретены необходимые фотоматериалы, которые отпускались советскими учреждениями. Таким образом, руководитель в лице К. Наймарка считал, что была проделана колоссальная работа в крайне сложных условиях и при полном отсутствии предметов оборудования, «кино-материалов, отсутствии новых картин» и недостатке технических сотрудников.
Как свидетельствуют документы, рынок предлагал большой выбор разных кинокартин, однако из-за отсутствия финансов купить их было невозможно. Новая финансовая смета для фотокиносекции Гомеля была утверждена центром только в июле 1920 года. Поэтому 20 апреля 1920 года К. Наймарк, пользуясь данной ему властью, произвеёл национализацию местных кинопрокатных контор. Однако большая часть национализированных картин культурного значения не имела. При отсутствии других кинокартин и не желая останавливать работу кинотеатров в Гомеле, в целях цензуры в содержании этих картин после предварительного просмотра были сделаны необходимые вырезки, после чего они были допущены для просмотра зрителям. Кинокартины демонстрировались в кинотеатрах Гомеля несколько месяцев; при этом многие киноленты пришли в полную негодность и постепенно репертуар фильмов был совершенно истощён. В связи с этим в начале июля 1920 года К. Наймарк принял решение командировать в Москву своего сотрудника за новыми кинокартинами. Но гомельскому представителю в Москве ответили отказом, сказав, что гомельский кинопрокат находится в лучшем положении, чем ситуация на рынке картин в Москве, поскольку Гомель расположен рядом с границей и новые картины можно приобретать и на Украине [8, л. 6].
В конце июля 1920 года гомельская фотокиносекция получила кредит и её руководством были предприняты попытки приобрести картины в прокатное пользование на Украине. На первых порах было приобретено несколько новых картин, дальнейшее их приобретение было приостановлено местными властями, требующим нового разрешения на их покупку из Москвы. На очередной запрос в центр был дан отказ, и приток новых картин опять прекратился [8, л. 6].
В преддверии праздника Октябрьской революции, 22 октября 1920 года К. Наймарк опять откомандировал в Москву своего представителя за картинами. Но новых картин отдел Наркомпроса не дал и поэтому гомельские киномеханики были вынуждены чинить старые киноленты, которые в большинстве оказались настолько вырезанными, что в них совершенно потеряли всякий смысл. В сложившейся ситуации руководство фотокиносекции Гомеля решило приобретать новые картины из-за границы. Мы не знаем, какое количество этих кинолент было представлено гомельским зрителям, но можем предположить, что все они имели в своей основе буржуазную идеологию, а значит пропагандировали далеко не те ценности, которые выдвигала советская власть. Однако новые условия жизни требовали от кинопропаганды помогать формированию новой личности советского человека. Кино должно было развивать производственную пропаганду, для этого нужны были специальные картины и передвижные кинематографы. До получения из центра картин необходимо было приступить к составлению таковых из подходящих сюжетов уже существующих картин, и как было сказано в источнике, «это чрезвычайно трудная работа». Из этого мы можем предположить, что в Гомеле в указанный период предпринимались попытки самостоятельных киносъёмок для пропаганды новых идей и политических лозунгов. Необходимо было также приступить к оборудованию передвижных кинематографов для демонстрации фильмов в деревне. На основании вышеизложенного К. Наймарк предложил следующее: разрешить губернской фотокиносекции приобретать кинематографические картины, а также необходимые предметы для оборудования кинематографов в нужном для Гомельской губернии количестве. До утверждения центром гомельских смет все доходы кинотеатров, находящихся в ведении наробразования, должны были быть внесены на приходный текущий счёт губернской фотокиносекции [8, л. 6 об.]. Откуда с согласия Рабоче-крестьянской инспекции по мере надобности губернская секция расходовала бы средства для своих нужд и обеспечивала бы сотрудников гомельской фотокиносекции «ударным пайком и премировать их натурой» [8, л. 7]. Требование было заверено заведующим губернской фотокиносекцией К. Наймарком. Ввиду того, что работа секции имела большое государственное значение в тот момент, для качества производственной пропаганды просили Губпрофсовет причислить сотрудников к ударной группе и премировать трудящихся дополнительно [8, л. 3].
Из очередного корпуса документов того периода видно, что кинематограф начинает выполнять роль «рупора эпохи» и способствует распространению новой идеологии. Из копии доклада (документ без числа) явствует, что фотография и кинематограф безусловно являются лучшим средством для производственной пропаганды, так как они наглядно могут показать преимущество машинного производства, полезность применения электричества и производительность фабрик, заводов и мастерских. На основании этого губернская фотокиносекция выработала следующий план работы:
1. Приобрести для производственной пропаганды соответствующие картины.
2. Приобрести волшебные фонари и конусы для волшебной проекции в кинотеатре.
3. Установить специальные сеансы и лекции с волшебной проекцией.
4. Подобрать подходящий сюжет из имеющихся в наличии картин, изготовить к ним соответствующие надписи и составить специальные, для производственной пропаганды, программы кинокартин.
5. Произвести фотографические снимки всех имеющихся в Гомельской губернии фабрик, заводов и мастерских.
6. Устроить по губернии выставки из этих снимков.
7. Передать Госиздату эти снимки для печати их в журналах.
8. Изготовить из этих снимков диапозитивы.
9. Достать кинематографическую пленку и произвести съёмку более важных производств Гомеля [2, л. 8].
Из резолюции 3-го Гомельского губернского съезда работников искусств 9–12 мая 1921 года следует, что обсуждался вопрос о кино. Было принято решение ходатайствовать перед Губпрофсоветом и Губисполкомом о создании Центра, с помощью которого на местах в производственных кинематографических кооперативах вся работа будет осуществляться согласно уставу, выработанному ЦК и утвержденному ВЦСПС. Все материалы для съемки нужно было покупать на свободном рынке [8, л. 31–32].
При изучении истории становления фотографического и кинопрокатного дела в Гомеле определенный интерес представляет материал протокола заседания коллегии подотдела искусств от 24.06.1921 г., на котором присутствовали товарищи Л. Т. Кронгауз, Л. Выготский, Д. И. Выгодский, Брахман, Розенблюм, Файль (И. О. не установлены).
В ходе работы были заслушаны разные вопросы, в том числе вопрос о фотокино. Постановили поручить К. Наймарку принять весь инвентарь фотокино [8, л. 44]. Для поездки в Москву К. Наймарку и Ландоу выдать 300 000 руб. аванса [8, л. 44 об.]. На очередном заседании коллегии от 28.06.1921 г., на котором присутствовали товарищи Л. Т. Кронгауз, Д. И. Выгодский, Розенблюм, Быховский, К. Наймарк, Тер-Астващатуров и товарищ Ципорин, среди широкого перечня вопросов культурологического значения прозвучала информация о положении дел с «интимным театром». Губисполком решил закрыть «интимный театр» и ходатайствовать перед Губподиском об открытии в этом помещении обычного кинотеатра [8, л. 45].
В ходе работы на заседании фотокиносекции от 1 ноября 1921 года в присутствии К. Наймарка, Слуцкого и Ципорина было принято постановление совершенствовать работу фотокиносекции для укрепления идеологической и партийной работы. Запретить выполнение каких-либо заказов частным лицам без разрешения фотокиносекции. Таким постановлением руководство секции стремилось проводить все финансовые платежи строго через кассу фотокино [8, л. 3].
Киноленты иностранного производства подлежали цензуре представителями органов советской власти. На основании акта от 31 марта 1923 года, составленного и подписанного представителями Гублита товарищем Шапиро и от ГПУ товарищем Шлифстойном (И. О. не указаны), мы видим, какие комментарии цензурного характера были внесены после просмотра кинокартины под названием «Прекрасная Дорита» в шести частях, принадлежавшей Киевской прокатной конторе. После просмотра вышеуказанными лицами данной картины было принято решение не допускать отдельные фрагменты к просмотру массовым зрителем. Из сюжета картины видно, что причиной народной революции в энной стране является подстрекательство одного авантюриста, влюбленного в графиню и отвергнутого ею. В финале картины показана преданная своей госпоже крестьянка, которая спасает графиню, пользуясь пьяным состоянием восставшего народа, который в конце убивает своего вождя-авантюриста, благодаря чему восторжествовала аристократическая правда, а народ добровольно смиряется и отступает от своих намерений под натиском контрреволюционно настроенной феодально-аристократической знати [27, л. 63].
Данный сюжет из шестой части картины был вырезан, копия акта передана директору гостеатра товарищу Файну (И. О. не указаны). В дальнейшем вопрос по поводу просмотра зрителями новых кинолент и театральных постановок обсуждался на совместном совещании между заведующим Гублитом Шапиро и уполномоченным ГПУ Флексером (И. О. неуказаны) от 12 октября 1923 года. На повестку дня был поставлен вопрос о выдаче разрешений гостеатру для демонстрации кинокартин на основании лицензии Госкино. При выдаче разрешений на театральные постановки решили придерживаться постановлений Губернской репертуарной комиссии, считать необходимым выдавать письменные резрешения на все постановки в театрах, клубах и кино, кроме постановок, носящих внутриклубный и семейный характер. Обо всем этом нужно было сообщить в ближайших номерах всех местных газет. С данным постановлением ознакомились все уполномоченные Гублита всей губернии и придерживались этих решений [27, л. 43].
В завершение следует отметить, что вся работа гомельского фотокино в указанный период времени свидетельствует о культурных достижениях советской власти.
И.Ю. Уваров, ГГТУ им. П. О. Сухого
Литература
2. ГАГО. Фонд 40. Оп. 1. Д. 3. Циркуляры Гавпрофобра и губоно, сведения о штатах школы и учебных планах. Начато 30 декабря 1922 г. Окончено 6 февраля 1924 г.
8. ГАГО. Фонд 60. Оп. 1. Д. 95. Протоколы заседания коллегии фотокиносекции и доклад о деятельности 24 января – 26 октября 1921 г.
18. ГАГО. Фонд 60. Оп. 1. Д. 976. Положение о слиянии железнодорожных культурно-просветительных организаций с органами народного комиссариата по просвещению и смета художественной
школы-студии имени М. А. Врубеля на 1922 г. Начато и окончено в 1921 г.
27. ГАГО. Фонд 60. Оп. 1. Д. 1427. Сведения о книжной торговле; анкеты работников печати и библиотек. Начато 28 июня 1923 г. Окончено 22 декабря 1923 г.
72. ГАООГО. Фонд 1. Оп. 1. Д. 491. Переписка с партийными и советскими организациями по вопросам агитационно-пропагандистской и культурно-массовой работы. Начато в 1920 г. Окончено в 1922 г.
Гомель в исторической ретроспективе (1918–1925 годы) [монография] / И. Ю. Уваров. – Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2021. – 201 с. : ил.