Перейти к содержимому

Карта памяти Гомеля: утраченные храмы

В настоящее время обозначилась проблема гуманизации городской среды, в которой особое место принадлежит архитектуре храмов. Сегодня храмы не только выполняют важную градообразующую функцию, но и являются опорным символом в создании атмосферы духовности любого населённого пункта.

Историко-архитектурное наследие культовых зданий Гомеля включает храмы различной иерархической значимости. Среди них – Свято-Петро-Павловский кафедральный собор, храм Святителя Николая Чудотворца в Волотове, Свято-Никольский мужской монастырь, храм Архангела Михаила, Римско-Католический храм «Рождества Божией Матери», Русской Православной Старообрядческой Церкви пророка Илии и Спасо-Преображенская, Часовня-усыпальница князей Паскевичей…

Историческое прошлое Гомеля, как и любого города, летопись его старинных храмов – та крепкая духовная опора, на которой мы можем возрождать и строить жизнь, опираясь на извечные духовные ценности.

Данное исследование посвящено в первую очередь храмам, которые ушли в прошлое, оставив след в истории Гомеля, представляют летопись Отечества, людские судьбы.

Исследование ставит перед собой цель отобразить историю утраченных храмов, напомнить их облик и местоположение в планировке города. Ведь если формировать так называемую Карту памяти Гомеля, то без храмов, которые были разрушены, она будет неполной.

Облик города будет богаче, туристический маршрут по Гомелю будет представлять ещё больший интерес, если на месте утраченных культовых сооружений будут установлены символические памятные знаки. Эти символы (к примеру, образ Ангела с храмом в руках) станут ещё одним памятником духовности, побуждающим к осмыслению драматических страниц исторического прошлого, символом стойкости духа и веры.

Одна из древнейших на Гомельщине, биография которой берёт начало с XVI века, – Спасо-Преображенский церковь. Она не сохранилась, но известно, что располагалась вблизи замка князей Чарторыйских, впоследствии перестроенного графом П.А. Румянцевым-Задунайским.

Она устояла во времена правления Ивана Грозного, после внезапного нападения московских стрельцов и сожжения посада в 1581 г. Уцелела и в 1654 году, когда по приказу гетмана И.Н. Золотаренко при осаде замка с колокольни церкви били из пушек по крепости. В 1737 г. Спасская церковь разделила участь сгоревшего города. Новую отстроили после 1756 г. После освящения каменного Петро-Павловского храма деревянные церкви – Спасо-Преображенская и Свято-Троицкая – были разобраны (около 1824 г.). Спасо-Преображенскую церковь в 1826 г. перенесли на новое место. Тогда это была небольшая деревянная церковь, расположенная на закрытом кладбище по Замковой улице.

В 1901 году на упразднённом кладбище по Замковой улице (ныне проспект Ленина) на средства Синода и доброхотные пожертвования была построена каменная Преображенская церковь – величественная, в стиле древне-византийской архитектуры. 14 января 1907 года её освятили.

С Преображенским храмом тесно связана судьба видного церковного композитора Николая Владимировича Бутомо (1905–1983), уроженца Гомеля. Его отец после окончания Могилёвской Духовной Семинарии был направлен для служения в недавно построенную Преображенскую церковь. В этом храме будущий композитор делал свои первые шаги в церковной музыке, управлял хором. Гомельская княгиня Ирина Ивановна Паскевич регентовала и поощряла талантливую молодёжь.

В 1927 году протоиерей Владимир Бутомо, отец Николая, был арестован за служение панихиды по императору Николаю, на шесть лет отправлен в ссылку. Преображенский храм закрыли и разрушили. За свою долгую и многотрудную жизнь Н.В. Бутомо написал более 300 церковных произведений, которые исполняются в Беларуси, России, Украине.

В 2013 году Преосвященнейший Стефан, епископ Гомельский и Жлобинский, совершил закладку первого камня в фундамент нового собора Преображения Господня по ул. Каменщикова в микрорайоне Новая Волотова. Отрадно, что проект нового храма напоминает облик культового здания, которое было воздвигнуто в 1901 году.

Возведение храма Святого благоверного князя Александра Невского обусловлено появлением Новой Белицы, ставшей центром Белицкого уезда Могилёвской губернии. Приняв в 1775 году от императрицы Екатерина II в дар древний Гомель, граф Пётр Александрович Румянцев-Задунайский (1725–1796), устав от военных баталий, не желал суеты в новых владениях. Императрица разрешила фельдмаршалу превратить Гомель в тихое частное владение, при условии, что Румянцев построит новый город, который выполнял бы функции административного центра.

Граф исполнил высочайшее указание всего за 9 лет. С 1777 по 1786 годы на противоположном от Гомеля берегу Сожа появился городок, названный Новая Белица. Долгое время здесь не было церкви. В 1828 году была устроена деревянная православная церковь во имя Святителя Василия, однако вскоре она сгорела; в 1842 году была открыта другая, Свято-Никольская. Затем жителям Белицы была отдана церковь ликвидированного в 1850 году старообрядческого Пахомового монастыря. На её месте на средства купца Василия Ивановича Смолина была построена деревянная Александро-Невская церковь, освящённая в 1861 году.

После 1917 года православная церковь в числе других испытала натиск революционных сил общества. Но даже в этих условиях в 1919 г. при Свято-Александро-Невском храме организовано Гомельское братство союза прихожан в честь святого благоверного князя Александра Невского, которое занималось благотворительностью, организацией церковноприходских школ, а во время Первой мировой войны – устройством лазаретов.

В 1930 году Свято-Александро-Невская церковь была закрыта и превращена в кинотеатр. В Великую Отечественную войну усилиями прихожан церковь была восстановлена. Православная община проводила большую работу, оказывая и моральную поддержку, и материальную помощь. Согласно архивным данным, «в течение 1944 года в церкви собрано на оборону страны, на патриотические цели 10845 рублей».

В 1949 году церковь была передана горсовету под пионерский клуб.

В 1994 году решением Гомельского горисполкома отведён земельный участок для нового храма, строительство которого было завершено в 2003 г. – 30 августа храм в честь Святого благоверного князя Александра Невского освящён архиепископом Гомельским и Жлобинским Аристархом.

Облик храма гармонично сочетает образ неприступной крепости и традиционные элементы храмовой архитектуры Древней Руси. Зодчий ХХI века воплотил в камне сдержанность и мощь. Окна и проёмы удлиненной формы напоминают бойницы, шлемовидные купола создают ощущение былинного величия, легенды. Даже каменный Поклонный крест у входа в храм напоминает о славных предках – героях исторических сражений.

Строительство каменной Троицкой церкви в Гомеле началось в 1825 году, сразу после открытия Петропавловского собора, на средства владельца имения, государственного канцлера, графа Николая Петровича Румянцева (1754-1826), который к началу третьего десятилетия XIX века из небольшого местечка превратил Гомель в европейский город.

Увидеть завершённой Троицкую церковь Николаю Петровичу не удалось. После непродолжительной болезни граф скончался в Петербурге. Согласно духовному завещанию, покойного перевезли в Гомель и похоронили в Петропавловском соборе. Отпевал Н.П. Румянцева Иоанн Иоаннович Григорович (1792-1852) — священник, педагог, филолог и историк-краевед, бывший в то время протоиереем гомельского кафедрального собора.

Сергей Петрович выполнил волю брата, достроив в Гомеле всё, что было не завершено. В 1829 г. на пересечении Пробойной и Второй Поперечной (ныне улиц Советской и Крестьянской) появилась Троицкая церковь, освящённая в 1833 году.

Возведённая в период, когда классицизм охватывал все сферы культуры, церковь напоминает Петропавловский собор. Отличалась тем, что была двухэтажной, двухпрестольной: на втором этаже – в честь святой Троицы, внизу – в честь святого пророка Захарии и святой праведной Елизаветы. При соборной церкви были открыты 2 церковно-приходские школы, в которых обучалось более 300 ребят. В деревнях, приписанных к приходу собора, в 5 школах грамотности обучалось более 100 человек.

В 1927 году в здании Троицкой церкви разместился аэроклуб, который подготовил сотни лётчиков. Среди курсантов десять Героев Советского Союза; среди них: П.Я. Головачёв (дважды Герой Советского Союза), В.Ф. Мухин, К.Ф. Фомич, П.В. Гельман, М.И. Семенцов, П.С. Синчуков, В.Ф. Коленников, П.В. Можейко, Я.К. Минин.

В годы войны Троицкая церковь по улице Крестьянской была сильно разрушена. Её разобрали и построили на этом месте гостиницу «Сож». История костёла святой Екатерины также связана с именем Н.П. Румянцева. Граф задумал и разместил на главной площади города церкви разных конфессий: чтобы подчеркнуть многонациональность города и привлечь сюда людей разных вероисповеданий. Удивительная религиозная толерантность Н.П. Румянцева объясняется и тем, что ему был присущ первейший признак настоящего аристократа – веротерпимость и потребность в просвещении.

По проекту приглашённого из Англии архитектора Джона Кларка в 1822 году, до того, как было закончено строительство Петропавловского собора, был построен Костёл святой Екатерины (на месте прежнего, деревянного).

Культовое строительство в России расцвета классицизма ориентировалось преимущественно на повторение объёмной композиции знаменитых памятников прошлого. Не удивительно, что идеей для создания костёла в Гомеле послужил образ Пантеона – главного храма католиков в Риме (по строен в 126 году н.э.).

Фасад украшал классический фронтон, опиравшийся на восемь свободно стоящих колонн коринфского ордера. По углам фасада располагались две невысокие колокольни. Компактное, квадратное в плане, увенчанное большим куполом на невысоком барабане, здание выглядело торжественно. Ощущение мощи и величия усиливало запечатлённое на фронтоне древнее изречение на латинском языке: «Да будет имя Господне благословенно во веки веков».

Костёл святой Екатерины находился на Базарной площади – главной площади города (нынешняя площадь Ленина), в 1939 году был разрушен, ушёл в историю…

Свято-Георгиевская военная церковь связана с дислоцированием части российской армии в Гомеле. В начале ХХ века в казармах (в районе нынешней площади Восстания) располагался 160-й Абхазский пехотный полк, который был образован ещё в 1863 году. Основой для его формирования
послужили подразделения Кабардинского полка и рекруты.

Так, подразделения Абхазского полка участвовали: в 1903 г. в ликвидации еврейского погрома в Гомеле; в русско-японской войне на Дальнем Востоке. В ноябре 1905 г. солдаты Абхазского полка заявили, что не будут защищать помещика от брата-крестьянина; бунт был подавлен. Полк сражался и на фронтах Первой мировой войны. С развалом деморализованной русской армии, после событий 1917 года прекратил свое существование.

Храм в честь покровителя воинов, Георгия Победоносца, построен как гарнизонный в 1904 году на средства казны, при содействии бывшего военного министра А.Н. Куропаткина (1948-1925). Строителем церкви был инженер Бобруйской инженерной дистанции полковник Г.Л. Кюстер. Возвышался один из красивейших в истории Гомеля храмов, белокаменный, с шестью золочёными главами на углу улиц Румянцевской (ныне Советской) и Почтовой (ныне Победы). По своему архитектурному решению храм следовал «военному», или «патриотическому стилю»: вытянутое для размещения большого количества прихожан здание (до 700 человек). Здание воплощало лучшие черты псевдорусского стиля, который сегодня можно увидеть в обликах Свято-Александро-Невской церкви в Минске, Свято-Покровской церкви в Гродно, Братской церкви в Бресте. Другое название этого архитектурного направления – «предназначенный для воинского подразделения». Но этот храм не всегда мог вместить 160-й Абхазский пехотный полк. На фото (1914-1917 гг.) из архива Александра Ласицы солдаты российской армии зимой на молитве стоят на коленях у входа в Георгиевскую военную церковь.

После революции 1917 года Свято-Георгиевский храм следует участи большинства храмов на территории СССР. С него сбрасывают купола, разрушают колокольню, и в здании размещают спортивный зал. В 1960-х годах, когда прокладывали новую улицу, храм снесли.

Храмы с древнейших времён составляли неотъемлемую часть панорамы города. И при современном планировании эта функция не утрачена, а имеет большую значимость в создании привлекательного облика Гомеля, наполненного духовным содержанием, памятью об историческом прошлом. К сожалению, многие старинные храмы ныне утрачены атеистическими действиями советской власти. Названные в данной работе храмы запечатлены на дореволюционных открытках и в виде макетов в музее Гомельского дворцово-паркового ансамбля.

Каждое из этих культовых сооружений – пример достижений храмовой архитектуры. Эти здания достойны заинтересованного внимания представителей церкви, специалистов, лиц, участвующих в дальнейшем развитии облика Гомеля, и достойны возрождения в новых районах города. Создаваемая Карта памяти Гомеля, помимо утраченных храмов, может и должна включать в себя и другие объекты общественной значимости.

О.В. Ананьев
Учреждение «Гомельская областная универсальная библиотека им. В.И. Ленина»
2017

Список литературы:

  1. Беларусь на мяжы тысячагоддзяў. – Мінск : Беларуская энцыклапедыя, 2000.
  2. Виноградов, Л. Гомель. Его прошлое и настоящее. 1142–1900 / Л. Виноградов. – М., 1900.
  3. Зайкоўскі, Э. Роля канфесійнага фактару ў нацыянальнай свядомасці беларусаў / Э. Зайкоўскі. Кн. 2. – Мінск, 1992.
  4. История Гомельского кафедрального собора Святых Правоверных апостолов Петра и Павла. – Гомель, 2008.
  5. Канфесіі на Беларусі (канец ХVIII–XX стст.) / пад рэд. У.I. Навiцкага. – Мінск : Экаперспектыва, 1998.
  6. Конан, У. Пакутнікі за веру і бацькаўшчыну / У. Конан. – Мінск – Мюнхен, 1999.
  7. Кротаў, А. Гульня ў незалежнасць / А. Кротаў // Беларуская мiнуўшчына. – 1995. – № 4. – С. 46-54.
  8. Круглов, А.А. Мы и религия / А.А. Круглов. – Минск : Политиздат, 1984.
  9. Ліс, А. Праваслаўны беларус / А. Ліс // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі. У 6 т. – Т. 5. – Мінск : БелЭн., 1999.
  10. Гомельская епархия Белорусской православной церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://eparhiya.by/. – Дата доступа : 14.11.2016.
  11. Гомельский дворцово-парковый ансамбль [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.palacegomel.by/. – Дата доступа : 14.11.2016.
  12. Морозов, В.Ф. Гомель классический. Эпоха. Меценаты. Архитектура / В.Ф. Морозов. – Минск, 1997.
  13. Памяць. Гомель. Т. 1. – Мінск: БелТА, 1998.
  14. Пригодич, Н. Воскрешение / Н. Пригодич // Гомельская праўда. – 2005. – 27 окт.
  15. Православие и современность. – М. : Худ. лит., 1988.

27


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов