Улица Украинская расположена к западу от центра города вдоль железнодорожного полотна. До 1961 года носила имя Водопьянова, до революции 1917 года называлась Андреевской. Протяжённость — 1400 м, проходит в границах улиц Барыкина и Московской. Примыкают улицы Якубова, Островского, Лещинская, Бочкина, Котовского, Циолковского.
В энциклопедическом справочнике Гомеля 1991 года сказано, что во второй половине XIX — начале ХХ века левая сторона улицы (если идти от улицы Барыкина) была застроена в основном сохранившимися поныне одноэтажными деревянными домами усадебного типа. С правой стороны жилых построек нет — там проходит железнодорожное полотно, скрытое за высоким забором. Проезжая часть улицы имеет четыре полосы.
На Украинской меньше 20 жилых домов. Несмотря на то что улица малонаселённая, она очень оживлённая. Здесь находятся Украинский рынок (получил своё название по местоположению), автозаправка, Мохов переезд — и пешеходов, и водителей на Украинской много в любой день недели.
В ста метрах от рынка стоит дом №11, который имеет более чем вековую историю. Этот дом построила в 1880 году семья Солодких. К 1890-му семья расширилась, и к основной части дома сделали пристройку.
Сегодня домом владеет Наталья Евгеньевна. Бабушка её тёти приобрела дом в 1933 году. По сохранившимся документам известно, что купили его за 10 603 рубля. По тем временам — огромная сумма. Стоимость была обусловлена близостью к железной дороге, объяснила тётя Лидия Петровна. Её дедушка всю жизнь работал на железной дороге, до революции получал зарплату золотыми монетами. Тогда железнодорожники были богатыми людьми и могли себе позволить делать сбережения. Накопив нужную сумму, её предки заплатили за дом чистым золотом.
Фундамент дома стоит на извести. Так как не было общего фундамента с достроенной десятилетием позже частью, она со временем осела.
Изначально в доме было две жилых комнаты и кухня, по центру стояла печь. Хозяева сделали перепланировку и печку решили убрать — из-за высокой опасности пожара, который уже в доме случался. Но после того как разобрали «сердце дома», на людей обрушился потолок. Оказалось, печь служила опорой. Во время обрушения с чердака посыпались старые и давно забытые вещи. Так, спустя десятилетия в руки Лидии Петровны попала тетрадь с первого класса, в которой она 7 декабря 1949 года выполнила домашнюю работу по русскому языку.
Сегодня дом находится практически в своём первоначальном виде. И даже утеплители — опилки между досками-шилёвками и брёвнами — не меняли вот уже 136 лет.
Наталья Евгеньевна ценит историю своего «родового гнезда», которое пережило войну. Поэтому она решила не снимать внутренние «родные» окна дома, заменив лишь внешние.
Война не затронула здания на улице Украинской. Все дома и общественная баня сохранились. Баня во время войны действовала как санпропускник. И даже в мирное время, когда думали над тем, чтобы её убрать, военкомат не позволил. Старожилы помнят, что стоило посещение бани 20 копеек. Причём без ограничений по времени. Ступеньки ко входу и внутренние скамейки, которые стояли вдоль стен и посредине, были гранитными. Собственная котельная располагалась на углу. Парилка была большая — десять метров. Как поддадут пару, поделились секретом старой бани местные жители, все болезни мигом уходили. Баня была «душой» всего Залинейного района. Здесь собирались люди, делились новостями, пили пиво — рядом располагался пивной ларёк. А когда в раздевалке освобождался шкафчик, шли париться.
Здание было решено оставить как важное общественное заведение, но его сильно переделали. Во время ремонта обнаружили, что каменная кладка уходила под землю на три метра.
Бетонный забор, который сегодня закрывает железную дорогу, появился на улице после войны. Ранее на его месте вдоль всего железнодорожного полотна располагалась погрузочная платформа — рампа.
Там разгружали в основном вагоны с продуктами. С началом войны стали приезжать вагоны с ранеными, и вся улица была заполнена носилками с солдатами. Хозяевам дома №11 известно, что в их огороде стояла зенитка, а у ворот были закопаны ящики со снарядами.
В 1974 году на Украинской появилась первая многоэтажка — девятиэтажное кирпичное здание общежития №1 Гомельской дорожно-технической школы машинистов локомотивов (теперь общежитие дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров). В связи с этим снесли частный дом. Теперь на его месте находятся железные ворота.
Также на улице были мастерская объединённой технической школы ДОСААФ и пункт проката.
Марина Карпушенко, фото Марии Амелиной
«Советский район», 15.06.2016