Перейти к содержимому

О том, какой была музыкальная жизнь Гомеля более 100 лет назад

Во второй половине XIX века Гомель — уездный город Могилевской губернии — стремительно развивается, а вместе с ним и его культура. К началу XX века открываются частные музыкальные школы и магазины, появляются общедоступные концертные и театральные залы.

В 1911 году начал работу “Театр художеств”: “роскошный трехъярусный зал на 800 сидячих мест”, который был предназначен для проведения концертов, театральных постановок и просмотра кинофильмов. Его преимущественно могли посещать материально обеспеченные жители города — дворяне, купцы, чиновники, зажиточные мещане.

В это же время гомельчане имели возможность слушать оркестры, которые играли в “чудном парке княгини Паскевич” и четырех общественных садах — “Бульваре”, “Сквере”, “Гоголевский саду” и “Максимовском парке”. Последний был признан горожанами лучшим для гуляний. Он располагался в районе нынешнего стадиона “Центральный”. На открытых площадках звучали симфонические оркестры коммерческого училища и музыкально-драматического общества, военный оркестр 160-го Абхазского пехотного полка, духовой оркестр вольно-пожарного общества, балалаечный оркестр под управлением Г. Яблонского.

Музыкально-драматическое общество в Гомеле начало работу в 1909 году. Оно было призвано “содействовать жителям города и уезда, любителям музыки и театра в развитии своих музыкальных и сценических способностей”. При нем работал симфонический оркестр, которым руководил известный в городе музыкант.

С. Захарин. Выпускник Варшавской консерватории, он, вернувшись в Гомель, развернул широкую просветительскую деятельность. Концертные программы оркестра включали лучшие произведения русских и западноевропейских композиторов: Третью и Пятую симфонии Бетховена, “Неоконченную симфонию” Шуберта, ораторию “Илия” Мендельсона, фрагменты из оперы “Лоэнгрин” Вагнера, произведения Бородина, Ипполитова-Иванова, Чайковского, Мейербера. Ставил он и оперетты. В концертах общества принимали участие местные музыканты: пианисты Старобинский, Московенко, Равикович, скрипач Брук, Певзнер, певец Иванченко, а также “трио из скрипки, флейты и рояля (господа Захарин, Вагнер и Роменский)”.

К 1911 году в Гомеле существовало несколько “профессиональных школ, состоящих в ведении Министерства внутренних дел”: музыкальная школа Захарина, фортепианные и скрипичные классы Розенблюма (окончил Лейп­цигскую Королевскую консерваторию), фортепианные классы Рабеца. В школе Захарина обучали игре на фортепиано, скрипке, альте, виолончели и всех духовых инструментах, входящих в состав оркестра. Преподавались теория музыки, гармония, история музыки, хоровое пение. Полный шестилетний курс был распределен на три отделения: 1-е низшее, 2-е среднее и 3-е высшее для оканчивающих; каждое отделение состояло из двух классов. Вот отзыв на отчетный концерт школы в газете “Гомельская копейка”: “Вечер показал, с какой серьезностью, добросовестностью, любовью и профессионализмом относится к делу господин Захарин”.

На страницах “Гомельского театрально-музыкального вестника” за 1914 год можно прочесть и объявления о частных уроках музыки: “учитель музыки Елисаветградского духовного училища И. Нодельман дает уроки: специально на скрипке и теория музыки. Желающие могут получить правильное музыкальное учение по методе Шевчека или Санкт-петербургской консерватории за 1-й и 2-й курс” (орфография сохранена).

Особенным явлением музыкальной жизни Гомеля начала XX века стала «Детская опера» под руководством И. Нодельмана.

К 1914 году детской оперной труппой были осуществлены постановки двух опер Ц. Кюи — «Красная шапочка» и «Кот в сапогах».

Широкое распространение в городе получило и исполнительство на народных инструментах. Гомельчанам был хорошо известен «хор балалаечников И. И. Жихарева и гармониста А. С. Янушкевича». В фондах музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля хранится программа их концерта, состоявшегося 7 августа 1905 года в городе Клинцы (Россия). Были исполнены русские народные песни в обработке Н. Андреева: «Светит месяц», «По улице мостовой», «Барыня», «Выйду ль я на реченьку» и произведения А. Янушкевича.

В газете «Гомельская копейка» за 1911 год можно прочитать много рекламных объявлений о концертах гастролирующих музыкантов: «предстоящий сезон у нас обещает целый ряд крупных гастролеров и концертантов». В тот год город посетили: польский скрипач-виртуоз Б. Губерман, о котором А. Рубинштейн сказал: «как Губерман играет — может играть только гений»; знаменитый русский пианист В. Сапельников, прославившийся как интерпретатор крупных сочинений Листа, Грига, Брамса, а также Чайковского; Лея и Анна Любошиц (скрипка, виолончель); скрипач-виртуоз, «лауреат Императорских консерваторий» М. Эрденко (его репертуар состоял из произведений Баха, Бетховена, Моцарта, Брамса, Шопена, Чайковского, Паганини); исполнительница цыганских романсов и русских песен М. Каринская. В газетной рецензии на выступление последней сказано: «Это было художественное исполнение крупной драматической артистки, обладающей необыкновенно сильным, красивым mezzo-soprano». Заметным событием в музыкальной жизни города стал концерт Полтавского отделения Императорского музыкального общества под управлением директора общества Д. Ахшарумова. Из газеты «Полесская жизнь»: «Этот концерт — выдающееся явление. В оркестре имеются такие крупные величины, как господин Цирельштейн (скрипка), лауреат Московской консерватории, господин Букинин (виолончель), лауреат Московской консерватории и другие».

Очагами культурной жизни Гомеля были и книжно-музыкальные магазины. В них продавались книги о музыке, ноты, журналы, инструменты, струны; они давали объявления о продаже инструментов частными лицами, о частных уроках, услугах настройщиков.

Примером такой деятельности могут служить книжно-музыкальные магазины Я. Сыркина, С. Белодубровского, Д. Вихмана и М. Гектина. В магазине Сыркина находились представительство и склад «роялей и пианино лучших русских и иностранных фабрик: придворной фабрики Я. Беккер», а также скрипки, мандолины и балалайки, струны для всех инструментов “лучших марок в большом выборе». Здесь же работал настройщик пианино и роялей Гимельман, который практиковался на фабрике Беккера и имел похвальные отклики Киевской Имперской музыкальной школы. При магазине Гектина работала специальная мастерская для производства новых и починки старых музыкальных инструментов.

Художественная жизнь во дворце князей Паскевичей в это же время носила привилегированный и потому несколько изолированный характер. Обязательной частью усадебного дома наряду с картинными галереями, парадной столовой и бальным залом была музыкальная гостиная.

В Большом кабинете князя и Красной гостиной дворца было размещено множество музыкальных инструментов: «пианино механическое фабрики Debain в Париже» и «20 ящиков пьес к нему», «рояль концертный фабрики Bösendorfer», «орган большой фабрики Wiestin Wien», привезённый И. Ф. Паскевичем в конце 1840-х гг. из Варшавы, и «орган с 6 валами», «пианино фабрики Höllinget Jpangenberg, Lutz-Leipzig», «орган-пианино с 17 регистрами фабрики Debaina Paris», «фисгармония ножная», «пианино фабрики M. Wetteet Jöhne с электрическим двигателем».

В комнате №13, именуемой «театр», стоял «рояль фабрики Лихтенталя». Эта комната предназначалась для проведения любительских музыкально-театральных вечеров с участием хозяев и приглашенных гостей. Подобные вечера Паскевичи проводили и в своем доме на Английской набережной в Петербурге.

Минуло много лет и событий, но заложенные в те времена традиции музыкального образования и концертной практики стали основой развития музыкальной жизни города в дальнейшем, только уже в новых политических и социальных реалиях.

Елена Куртенок, старший научный сотрудник художественного отдела музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля
Гомельская правда, 07.01.2016

o-tom-kakoj-byla-muzykalnaya2
Реклама музыкальной школы С.Л. Захарина (Справочник Гомеля 1913 г.)
o-tom-kakoj-byla-muzykalnaya3
Реклама музыкального магазина Д.Г. Вихмана (Справочник Гомеля 1913 г.)

9


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов