Перейти к содержимому

Новая Мильча в годы Великой Отечественной войны: гитлеровский геноцид

На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Со стороны СССР Великая Отечественная война стала войной освободительной, справедливой. Со стороны же фашистской Германии это была война захватническая.

БССР одна из первых союзных республик подверглась вражескому нашествию и оккупации. К концу августа 1941 г. врагу удалось захватить всю территорию республики. С первых дней оккупации нацисты проводили политику грабежа и массового уничтожения населения Беларуси.

Целью представленной работы является показать античеловеческую сущность нацистского режима на примере моей малой Родины – Мильчи. Деревня Новая Мильча по письменным источникам известна с XVIII в. С 1931 по 1954 год Новая Мильча – сначала центр Новомильчанского, потом – Мильчанского сельсовета Гомельского района Гомельской области. С 1983 года находится в составе Железнодорожного района г. Гомеля. Данная работа подготовлена на основе материалов Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников (ЧГК), находящихся в Государственном архиве Гомельской области (Фонд 1345. – Оп. 1. – Д. 26), а также опросов местных жителей, испытавших все ужасы оккупации.

20 августа 1941 года гитлеровцы впервые появились на улицах Мильчи. На заборах и калитках домов были развешены распоряжения немецких властей. Янок Анна Марковна, 1923 года рождения, вспоминает: «Много жителей сгоняли на работы. Немцы для восстановления железной дороги около Мильчи использовали местных жителей. Очень было страшно, что погонят в Германию, поэтому молодые прятались. Я тоже пряталась на крыше. Немцы ходили по домам, собирали еду и складывали её в погреб к одной жительницы деревни. Всем, кто работал, немцы давали карточки на хлеб, получали их на три дня, каждая карточка на 200 грамм. Жилось очень, очень плохо» [1].

Грабёж населения стал повседневной реальностью. 22 августа 1941 года в Мильчу на автомашине приехали 1 офицер и 3 солдата. «На улицах и огородах стали из автоматов отстреливать кур, складывать их в мешки, считая это развлечением, подсчитывая, кто из них убил больше кур». Такие наезды были очень часто. В итоге к ноябрю 1941 года в Мильче не осталось ни одной курицы» [2, л. 26]. 14 октября 1944 года жительница Мильчи Е. Н. Железнякова рассказала членам ЧГК, что «когда в деревню в 1942 году пришли фашисты, её семью выгнали из дома и разрешили жить в сарае, в котором зимой было очень холодно. Убили корову, поросёнка, перестреляли всех кур, а немецкий офицер, который жил в их доме, отправил в Германию 20 посылок с награбленным добром» [2, л. 27]. В материалах ЧГК также зафиксировано, что в Новой Мильче «у гражданина Журавлёва Павла и Приходько Агафьи фашистские бандиты застрелили коров, погрузили на машину и увезли на кухню» [2, л. 25].

В январе 1941 года в Новую Мильчу приехал отряд гестапо, чтобы произвести изъятие продуктов на нужды немецкой армии. «У рядового колхозника хотели забрать корову, которая осталась единственной кормилицей. Он стал сопротивляться немцам. В наказание его избили и полураздетого в назидание другим водили по улицам Мильчи. Затем увезли в гестапо, которое находилось на улице Полевой, 36. Его жена через день попыталась узнать о судьбе мужа, но все оказалось напрасно. Она каждый день приходила к зданию гестапо в надежде что-либо узнать о муже. В начала февраля 1942 года к ногам измученной ожиданием женщины гестаповцы выбросили тело убитого мужа. Из соседнего с гестапо дома пожилая женщина вынесла большие самодельные санки, на которых жена через весь город везла убитого мужа домой [2, л. 24].

Советских людей, особенно молодёжь, насильно вывозили на принудительные (каторжные) работы в Германию и Австрию. Людям даже не давали проститься с близкими и не разрешали ничего взять с собой. Гражданских лиц вывозили в товарных вагонах. По несколько дней они не получали питание и воды. Тех, кто уклонялся от отправки в Германию, расстреливали.

В Германии таких людей называли «остарбайтерами» – восточными рабочими, лишив их не только имени, но и национальности. Знак, который были вынуждены носить советские люди, вывезенные на принудительные работы в Германию, был введён указом Гейдриха 20 февраля 1942 года. Прямоугольник выкраивался размером 8,7 см в длину, 8 см в ширину, 0,5 см по периметру давалось на подгиб и 0,3 см по длине на усадку так, чтобы в готовом виде получился квадрат. Носили сначала на верхней одежде на груди, справа. С лета 1943 года новые предписания в качестве поощрения «хорошим рабочим» разрешали носить знак меньшего размера на левом рукаве. Восточные рабочие воспринимали ношение знака как унижение их человеческого достоинства. Оказавшись на каторге, люди гибли от голода, различных болезней, издевательств, тяжёлой работы [3, с. 110, 115].

Из материалов ГКЧ известно, что всего из Новомильчанского сельского совета на принудительные (каторжные) работы в Германию и Австрию было вывезено более 100 человек. Среди них были Феония Куприяновна Новикова (Сучкова) и Василиса Аврамовна Бондарева (Гончарова), которых «в состоянии беспамятства притащили к вагону, бросили в вагон, заперли и отправили в Германию» [2, л. 22–23].

Ф. К. Новикова родилась в 1925 году в деревне Новая Мильча. 21 августа 1943 года, во время облавы, она, 18-летняя девушка, была принудительно вывезена немцами на каторжную работу в Австрию, где работала разнорабочей на литейном заводе в городе Эмтесвельде. Ф. К. Новикова вспоминает: «Лагерь был ограждён колючей проволокой, за его территорию категорически запрещалось выходить. Кормили очень плохо: шпинат, брюква и капуста. Один раз в неделю давали булку хлеба около 500 г на всю неделю. Хлеб был наполовину из опилок. Первое наливали по неполному черпаку. Можно было получать и добавку, но очень редко кто осмеливался. Когда шли за добавкой, на нас спускали собак. Помню одну девушку, которая от истощения еле переставляла ноги, разорвали на моих глазах собаки. И только один раз нас накормили мясом! Как потом выяснилось, это было мясо убитой охранниками лагеря собаки, которая покусала немецкого офицера. Собака была очень большая и злая. За малейшую провинность и просто так били толстыми резиновыми палками. У меня на ногах на всю жизнь остались уродливые рубцы от ударов. Работали мы по 12 часов в сутки. Без слёз не могу вспоминать это страшное время. Как радовались мы, когда Советская Армия в апреле 1945 года освободила нас. В мае 1945 года я вернулась домой. Пусть никогда не будет больше войны, горя и слёз» [1].

Уроженка Новой Мильчи Бондарева (Гончарова) Василиса Аврамовна (родилась в 1925 г.) вместе с Ф. Новиковой попала в немецкую облаву и была отправлена в Германию. Работала на игольной фабрике в городе Швабех. Работающие на фабрике жили в бараках, построенных рядом с фабрикой. Кормили скудно, два раза в день. Правда, жена хозяина фабрики иногда подкармливала и очень часто давала девушкам свою одежду: платья, юбки, пальто [1].

Попав в очередную облаву, проводившуюся гитлеровцами, на принудительные работы в Германию был угнан 14-летний житель Новой Мильчи Иван Сергеевич Ветошкин. До этого И. С. Ветошкин активно участвовал в вооруженной борьбе с оккупантами – он работал на погрузке и разгрузке угля и по поручению подпольной организации проносил и подкладывал в кучи угля замаскированные под уголь мины, которые впоследствии взрывались в топках паровозов. Вскоре И. С. Ветошкин оказался под подозрением у местного бургомистра. Избежав ареста, И. С. Ветошкин оказался на принудительных работах в Германии. Работал в рабочем лагере на шарикоподшипниковом заводе № 2 в городе Швайнфурт. О своей жизни в Германии он вспоминает: «Наш завод и лагерь, где мы работали и жили, часто бомбили американцы, хотя в этом не было никакой необходимости, а, наоборот, приводило к гибели большого количества людей. Во время одного из налётов, наш завод был разрушен. Нас перевели в небольшой цех по производству авиационных шарикоподшипников в деревню Инофен». В апреле 1945 года был освобождён американцами. После освобождения служил в армии в запасном полку. Домой, в Мильчу, он вернулся в марте 1947 года. [1].

Николай Михайлович Гурчанов родился в 1925 году в деревне Новая Мильча. Когда началась война, ему исполнилось 16 лет. В августе 1941 года Н. М. Гурчанов вступил в народное ополчение. Потом его оставили на подпольную работу. Был предан и в феврале 1942 году арестован полицией. В течение 7 дней содержался в гомельской тюрьме, в которой пытали, морили голодом. Нередко заключенные были лишены даже возможности сидеть. От расстрела его спасла отправка в апреле 1942 года на принудительные работы в Германию. Н. М. Гурчанов работал у бауэра в деревне Ранау, недалеко от города Бринска. Был освобожден 25 апреля 1945 года американскими союзными войсками. 22 августа 1945 года возвратился на родину. Из воспоминаний Николая Михайловича: «Что очень хорошо помню, так это постоянные ощущения слабости из-за голода. Хозяин был очень жадный и жестокий. Спать запирали в амбар, в котором стояли мешки с зерном. Пол был холодный и земляной. Чтобы я не мог поесть зерна, на шею надевали очень широкий обруч. Зерно можно было лишь забросить в рот. Утром приходил хозяин и по числу найденных на земле зерен отмерял удары. Там тоже люди были разные: один человек – человек, другой – зверюга. Иногда меня тайно подкармливал сосед-бауэр. Он никогда не садился за стол без работающих у него. Самое главное – всё, что я пережил, меня не озлобило, не ожесточило душу. Иногда, глядя фильмы про войну, испытываю тяжесть, сердце давит, не могу видеть, как человека обижают» [1].

Горе, смерть, слезы, насилие, издевательства и нищету принес мирному населению «новый порядок», установленный нацистами на оккупированных территориях. Хранящиеся в нашем школьном музее воспоминания земляков о прошедшей войне не дают современному поколению забыть о страшных событиях нацистского геноцида против белорусского народа.

Литература

1. Материалы музея средней школы № 48 г. Гомеля.
2. Государственный архив Гомельской области. Фонд 1345. – Оп. 1. – Д. 26. Материалы Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников.
3. Белорусские остарбайтеры. Угон населения Беларуси на принудительные работы в Германию: док. и материалы : в 2 кн. (1941 – 1944). – Минск, 1996. – Кн. 1. 1941–1942. – 302 с.

Е. Ю. Кондратюк, Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого
Научный руководитель Г. В. Елизарова

Беларусь в современном мире: материалы VII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, Гомель, 22 мая 2014 г.


4


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов