Перейти к содержимому

Крещение Руси и Гомельщина

В последнее время церковные праздники все шире популяризируются в СМИ. Мы уже писали об истории Рождества, теперь пришло время сказать несколько слов о происхождении праздника Крещения, и о значении крещения для исторической судьбы нашего народа…

Иорданова купель

Известно, что обряд крещения совершается в воде. С древнейших времен человек наделял воду магическими свойствами. Считалось, что вода может не только очищать тело, но и возрождать душу. Уже у древних египтян, финикийцев, иранцев, халдеев, греков и римлян были известны очистительные водные обряды. У иудеев после прикосновения к мёртвому человеку или животному и некоторых других «сомнительных» контактов также необходимо было пройти очищение в водяной купели.

Согласно библейскому преданию, Иоанн Креститель готовил народ к пришествию Мессии через омовение в реке Иордан. Всем, принявшим такое крещение и покаявшимся, прощались их грехи.

На основе этих древних таинств сформировался и христианский обычай крещения. В ранней христианской церкви к крещению готовились весьма серьезно – процесс подготовки (оглашение) мог занимать до трёх лет, сопровождался длительными очистительными постами и напряжённой духовной практикой. Но последним же очистительным обрядом являлось омовение в водяной купели. Считалось, что в крещении человек умирает вместе с Христом, что бы с ним же воскреснуть для новой жизни…

Славянское крещение

В то время как на земле Палестины, Малой Азии, Северной Африки и в других частях Римской империи формировались первые христианские общины, наши предки, древние славяне, продолжали оставаться язычниками. При том, что основные языческие божества у всех славян были схожими, различные племена практиковали свои особенные культы.

Пока радимичи на берегах Сожа, Ипути и Днепра поклонялись своим деревянным идолам и устраивали развеселые игрища, пляски и гульбища, о которых Нестор-­летописец отзывается крайне неодобрительно, у их южных соседей, славянского союза полян, происходит формирование централизованного государства со столицей в Киеве. Этот один из крупнейших городов Восточной Европы, раскинувшийся на высоких прибрежных кручах, в то время контролировал весь немалый товарный поток, что шёл из Балтийского моря по Днеп­ру в сказочный Царьград – византийский Константинополь.

Вместе с купцами и посланниками проникают на Русь от греков и первые христианские миссионеры – уже около 957 года киевская княгиня Ольга приняла христианство. Однако попытки Ольги обратить в новую веру своего воинственного сына Святослава успехом не увенчались – храбрый князь наотрез отказался принимать христианство, убоявшись насмешек своей дружины. Такова она была, «военная демократия» того времени – даже князь полностью зависел от мнения своих дружинников, ведь именно на острие их мечей держалась его верховная власть…

Профессиональным же воинам больше импонировали языческие культы, а именно – поклонение богу-­громовержцу Перуну, считавшемуся покровителем князя и дружины. Внук Ольги и сын Святослава киевский князь Владимир в скором времени приходит к выводу – государству нужна единая религия.

В Киеве устанавливаются идолы шести основным языческим божествам, главный из которых теперь – Перун. Изваяние громовержца, поставленное рядом с княжескими палатами, имеет серебряную голову и золотые усы. Но в скором времени князь Владимир решает сменить язычество на единобожие…

Новым феодальным владельцам огромных земель от седого Волхова до южных степей необходима сильная власть. Принцип «один бог – один князь…» лучше всего подходил для приведения в послушание и вольных общинников, и зависимых крестьян-­смердов, и бесправных рабов-­холопов. С другой стороны – служил основой для объединения в рамках одного государства славянских племен полян, радимичей, северян и древлян, балтов и финнов, тюркских кочевников и наемных варягов-­скандинавов.

И вот Владимир приглашает к себе представителей трех мировых религий – мусульман из Волжской Болгарии, иудеев из Хазарии, и христиан с Востока и Запада.

Согласно легенде, иудаизм отвергается князем сразу – ведь у его представителей, рассеянных по всему миру, не было ни клочка своей земли.

Ислам импонирует киевскому князю – пророк разрешил «правоверным» многоженство, а у Владимира уже имеется огромный «гарем» из нескольких сот наложниц. Но вот одна незадача – Коран жестко запрещает употребление вина. Для князя и его дружины, привыкшей отмечать свои победы богатыми пирами, сие есть строгость чрезмерная… «Веселие Руси есть питие», – произносит Владимир свою сакраментальную фразу. Выбор князя принимается в пользу христианства, причем его восточного, византийского образца…

Так гласит летописное предание… На самом деле, решающее значение в принятии христианства из Византии сыграли те интенсивные хозяйственные, культурные и военные отношения, что уже прочно связывали Киев и Константинополь…

Крест для Радимичей

Христианство в 988 году первыми принимают киевские поляне. Отсюда княжеские воеводы и епископы крестят остальную Русь, где добровольно, а где – огнём и мечом.

За четыре года до этого судьбоносного для русских земель события произошло другое, имевшее также серьёзные последствия уже для нашего региона – в 984 году на реке Пищане произошла битва между ополчением радимичей и войском киевского воеводы Волчьего Хвоста. Радимичи были разбиты и с этого момента окончательно стали данниками Киева. Поэтому решение, принятое в стольном граде Киеве о принятии христианства, для радимичских городов Гомия, Чичерска, Пропойска, стало обязательным. В эти годы на Гомельщине появляются первые христианские миссионеры – об этом свидетельствуют находки крестов-­энколпионов (складней), в которых проповедники новой веры носили мощи святых.

Как же происходило обращение в христианство на наших землях? Летописные источники не дают об этом подробных сведений. Поэтому пролить свет на тайны нашей истории могут, прежде всего, те находки, что учёные­-археологи в буквальном смысле извлекли из-­под земли. Известный исследователь истории Гомельщины того периода Олег Макушников считает, что племенная знать радимичей, в отличие от независимых древлян, не стала оказывать киевским князьям серьёзного сопротивления. За это общинные укреплённые центры радимичей, такие, как Гомель, вместе со старыми языческими верованиями и обычаями, были первоначально сохранены.

И действительно, данные раскопок показывают – радимичи ещё в течение более чем столетия после принятия Киевской Русью христианства продолжали хоронить своих соплеменников по-­язычески: в курганах, сжигая их на погребальных кострах и снабжая прах покойных украшениями и разными бытовыми предметами, которые «потребуются» им в загробном мире. Только в XII­-XIII веках окончательно исчезают на Гомельщине языческие капища, а умерших постепенно начинают хоронить по христианскому обряду: в могильных ямах, с предметами христианского благочестия, а вот бытовых вещей в могилы кладут всё меньше. Впрочем, последняя «экономия» может быть вызвана и тем, что усилившийся гнёт князей и бояр просто не оставляет материального излишка у живых для «снабжения» мертвых…

Первый храм и подземный монастырь в Гомеле

К этому времени Киевская Русь в ходе распрей феодалов дробится на отдельные княжества, и Гомель входит в состав Великого княжества Черниговского. В Чернигове, предположительно, около 992 года, была основана одна из первых, после учреждения митрополии в Киеве, епископских кафедр. В стольном городе на Десне в XI­XII веках возводятся великолепные каменные храмы – Спасо-­Преображенский и Борисоглебский соборы, Пятницкая церковь…

А когда появился первый христианский храм в Гомеле? Олег Макушников предполагает, что первой здесь была сооружена деревянная Никольская церковь, что стояла на месте нынешней башни Гомельского дворца. Никольская церковь могла быть построена ещё в середине XI века черниговским князем Святославом Ярославичем и по обычаю названа так в честь своего основателя. Имя же Святослава Ярославича в крещении было – Николай. В наше время на месте гомельских, Никольской, а также Пречистенской, церквей были найдены керамические плитки и плоский кирпич­-плинфа XII века, из которого могли быть сложены стены или фундаменты первых гомельских храмов. Впоследствии, возможно, деревянную Никольскую церковь перестроил в каменную сын Святослава­-Николая, черниговский князь Давид Святославович.

В период Киевской Руси в Гомеле действовал и монастырь с подземными кельями­-пещерами, вырытыми в плотных глинистых склонах правобережья Сожа возле Боярского спуска. На этом месте ныне сооружено кафе «Прованс». Часть гомельских земель принадлежала тогда Туровскому епископату, основанному приблизительно в конце X – начале XI веков.

Ныне только историкам­-специалистам известны места старых языческих капищ на Гомельщине – святилище в лесу возле Хальча, на берегу старого русла реки Сож, в районе Старой Волотовы… Но в течение долгих столетий старые культы продолжали жить в виде, так называемого, «двоеверия», сочетавшего в себе черты обеих религий – христианства и язычества. Находки археологов свидетельствуют – первая христианская символика появляется здесь не раньше принятия «греческой веры» в Киеве, где то в конце X – начале XI веков. Но раскопки показывают: языческие амулеты-­обереги в виде звериных клыков или каменных «перуновых» топоров ещё долго соседствовали у нас с христианскими нательными крестам и нагрудными иконками. Практически до наших дней крестьяне Гомельщины, помолившись в православном храме, тут же выходили на чисто языческий обряд «Пахаванне стралы…» А грозный дружинный Перун превратился в народе в «христианского» Илью­-пророка, раскатывавшего с первыми вешними громами на небесной колеснице…

Но всё же настоящим «небесным громом» в своё время стало крещение наших земель. Как историческое явление, принятие христианства восточными славянами имело огромное и многоуровневое значение. С одной стороны, не секрет, и даже киевские летописания об этом не умалчивали, что проводилось оно далеко не добровольными методами, и одновременно сопровождалось формированием крепостных порядков. Из летописи слов не выкинешь: «Путята крести мечом, а Добрыня огнем…» Язычество тогда ещё не раз становилось знаменем восстаний крестьян и горожан против феодалов.

С другой стороны – распространение христианства на древнерусских землях означало немалый культурный прогресс. Христианство принесло на наши земли кириллическую письменность и книжное дело, искусство иконописи и церковного зодчества, общее культурное развитие.

Ушли в прошлое человеческие жертвоприношения. Ритуальные кровавые бои, многоженство, похищение невест и кровная месть, ранее процветавшие у тех же радимичей, стали порицаться православной церковью. На основе единой религии сложилась общность многонационального, разноплеменного древнерусского государства.

С принятием христианского учения можно связать и традицию милостыни, и даже первые зачатки социального государства. Согласно все тем же летописным преданиям, став христианином, князь Владимир значительно умягчил свой суровый нрав. Владимир Креститель совершенно прекратил на Руси смертные казни, а для помощи бедным стал проводить в Киеве бесплатные раздачи продуктов. Правда, насколько достоверные сведения сообщает здесь киевский летописец, сказать трудно. Да и раньше, задолго до появления князей и церковных иерархов, славянская община всегда старалась помочь своим попавшим в беду сотоварищам. Но именно с принятием христианства любовь к ближнему стала писанным Законом – пусть пока еще больше для проповедей, чем для жестких реалий средневековой жизни.

Но и слово о любви и сострадании тоже способно исцелять душу, как ледяная купель на Крещение очищает и закаляет тело, как простое следование добру и справедливости возвышает человеческий дух…

Новый вечерний Гомель, 09.01.2014


11


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов