Перейти к содержимому

Главная улица Гомеля. Продолжение

В одной из прошлых публикаций проекта мы начали рассказ об одной из самых протяженных улиц Гомеля – Советской. Продолжим экскурсию в прошлое города по его главной магистрали…

Улица младшего графа

Как мы помним, прежде чем стать Советской, центральная улица Гомеля сменила несколько названий – Почтовая, Шоссейная дорога, Пробойная. Во времена Великого княжества Литовского, наверняка, были и другие названия, о которых ничего неизвестно. Последним же из её «исторических» имен, с конца XIX века по 1919 год, была Румянцевская…

Что касается собственно времен графа Петра Румянцева-Задунайского и его сына графа Николая Румянцева, государственного канцлера Российской империи, то от той эпохи почти никаких строений на улице Советской не осталось. Да и было их здесь немного.

Благодаря изрядным стараниям Румянцева-младшего из камня были возведены дом доктора Мейера (ближе к улице Пушкина (бывшей Липовой), аптека и больница, столярные мастерские и некоторые другие. До нашего времени в перестроенном виде сохранилась лишь аптека – ныне здание филармонии. Почти всю Советскую тогда занимали деревянные строения.

Как сообщает краевед Дмитрий Гусаков, при Николае Петровиче городская застройка заканчивалась примерно в районе нынешнего сквера, на месте которого в то время был пустырь. Уже фактически на городской окраине, в районе современной площади Восстания, находился корпус ланкастерской школы (частично сохранился), и постройки военного ведомства.

При Николае Румянцеве было начато, а закончено уже его братом Сергеем, строительство 2-этажной каменной Троицкой церкви на углу Советской и Крестьянской (бывшей Троицкой). Причем имя Святой Троицы носил её второй этаж, первый же был назван в честь святых Захария и Елизаветы. Прежнюю деревянную Троицкую церковь, как и Преображенскую, граф Румянцев приказал снести.

После смерти графа-утописта, мечтавшего построить «Город Солнца» в отдельно взятом имении, и перехода Гомеля в руки князя Паскевича, все благие начинания Румянцева, в том числе ланкастерская школа самообучения для крестьянских детей, ткацкая фабрика, пароходство по Сожу, прекратили свое существование.

От лавочек до банков

Центральная улица любого города во многом является его кратким кодом, историей, сжатой до ёмкой формулы архитектурных форм. И если средневековый Гомий – это его парк и дворец на месте феодального замка, то бывшая Базарная площадь и доходные дома в начале Советской – это уже приметы нового времени. Прежде всего, они иллюстрируют выгодные капиталовложения получившего свободу местного купечества.

В прошлом рассказе мы остановились на пересечении Советской с улицей Коммунаров – ранее она же Резницкая, она же Мясницкая. Что касается последнего названия – некогда тут, по соседству с базаром, находились лавки мясников, здесь же забивали, резали скот. А если внимательно присмотреться, то центральная улица Гомеля последовательно разворачивается, словно лента немого кино – одновременно не только в пространстве, но и во времени.

История города движется здесь от одноэтажных лавок торговцев, типа пристройки к магазину «Дары природы», где ныне находится магазинчик «Табакерка» — к многоэтажным доходным домам. И далее — к пышным зданиям крупных банков.

По левой стороне Советской, от её перекрёстка с улицей Коммунаров, следом за домом Маянца, где в 1913 году было ещё и 1-е городское училище, а ныне – отделение РУП «Белпочта», стоит ещё два таких дома «для доходов». Они построены в конце позапрошлого века, когда Гомель начал переживать торгово-финансовый бум.

Ещё два таких дома начала прошлого века: Советская, 20 (долгие годы в нем ютился не имевший собственного здания областной суд) и Советская, 24, сохранились до нашего бурного времени в следующем квартале.

В начале прошлого века тогдашний «средний класс» заполняет арендные дома, а в Гомель приходят такие финансовые олигархи, как банкир Поляков и другие денежные магнаты.

Мы уже говорили о Русско-Азиатском банке на углу Советской и Ланге (ранее – ул. Березовая, барона Нолькена). На соседней Крестьянской улице до сих пор стоит здание Коммерческого банка, а городское казначейство находилось там, где ныне расположен обувной магазин «Мегатоп». На углу же Румянцевской и Ирининской возвышалось, словно подчеркивая значение капитала, здание Соединенного и Городского банков.

Много было на Румянцевской и увеселительных заведений – от кафешантанов со «спецзаказами» до вполне приличных, вроде городского клуба, что находился в здании нынешней библиотеки Герцена.

При этом официальный справочник «Весь Гомель» за 1913 год считал, что соседство «блеска и нищеты» является «…особой достопримечательностью, весьма характерной для выяснения общей физиономии Гомеля, в котором рядом с огромным каменным домом жмется полуразвалившаяся хатка, рядом с пышно обстроенным кварталом прозябает грязный переулок, где на одной улице мостовая идет вперемежку с болотом».

Социальные контрасты закономерно выливались в острые конфликты, ареной которых не раз становилась центральная улица Гомеля. На углу Румянцевской и Ирининской, впервые в Гомеле состоялась первомайская демонстрация. Произошло это 1 мая 1904 года, а в 1919-м Ирининская была переименована в Первомайскую.

В прошлом году Первомайская, ранее также ещё и Канатная, решением Гомельского горсовета обратно переименована в Ирининскую. То ли смена приоритетов произошла, то ли исторический круг замкнулся?

С этого же места начался известный гомельский погром. Именно в здании Соединенного и Городского банков на углу Румянцевской и Ирининской январским морозным днем 1906 года собрались одетые в одинаковые папахи и полушубки члены «черной сотни». Вооружившись револьверами и приняв по чарке, они пошли «на дело».

На Румянцевской черносотенцы принялись с жаром громить многочисленные магазины еврейских предпринимателей. Впрочем, их владельцы, как правило, не пострадали – тяжёлые увечья получили наёмные приказчики (продавцы) и другой персонал, попавший под руку. Не обошлось без убитых…

Множество домов на Румянцевской были разграблены и сожжены. При этом погромщики препятствовали Гомельской добровольной пожарной дружине в тушении огня, охватившего центр города.

Вообще пожары являлись бичом старого Гомеля с его преобладающей деревянной застройкой. Поэтому в XIX столетии на месте нынешнего сквера существовал пожарный пруд. Архивный документ Гомельской городской Думы даёт такую картину в 1867 году: «Внутри города, недалеко от городской больницы, находится искусственная сажелка или пруд, необходимый на случай пожаров. Место вокруг сажалки ничем не занятое, пустопорожнее и в настоящее время не имеет никакой благовидности».

Для придания «благовидности» местное самоуправление и решило разбить здесь городской бульвар, существующий до сих пор. Бульвар получился красивым – от центральной улицы его отделяла кованная железная ограда, тут бил фонтан, пестрели цветочные клумбы, находился навес с напитками, тир, газетный киоск. В этом самом киоске начиналась революционная деятельность будущего партийного лидера Гомеля Хатаевича.

Вход на бульвар был бесплатным, в отличие, например, от парка князя Паскевичей. Ещё это место облюбовали по вечерам гомельские жрицы любви, пристававшие здесь к прохожим от момента разбивки городского бульвара до конца 1920-х годов.

В 1896 году была построена железнодорожная больница. Для Гомеля того времени, не избалованного социальными заведениями, это было огромное достижение. В её ныне полузаброшенном здании когда-то рожалось, лечилось и работало не одно поколение гомельчан.

Далее по Румянцевской находилась городская больница – по правую сторону, и здание почтово-телеграфной конторы – слева. На месте нынешнего цирка зиял Цыганский ров, который городским властям никак не удавалось засыпать.

Именем конструктивной целесообразности

Революция в Гомеле изменила не только социальную, но и городскую архитектуру и инфраструктуру. Троицкая церковь на Советской была переоборудована в аэроклуб. Закрыты были и все синагоги. Исчезли последние частные предприятия, включая рестораны с варьете и публичные дома.

Вместо эклектики с модерном и псевдорусским кирпичным стилем дома на Советской начинают строить в духе конструктивизма – именно он своим четким уверенным лаконизмом и техничностью как нельзя лучше отвечает духу эпохи. В ключе советского конструктивизма начинает работать в тот период и Станислав Шабуневский.

Проходя мимо своего национализированного заводика и дома на Советской, маститый архитектор, наверное, не раз размышлял о доме будущего – о проекте Дома-Коммуны. Дом в стиле конструктивизма был возведён в 1930-х на Советской, у перекрёстка с улицей Жарковского (бывшей Аптечной).

Ещё одно здание того периода – городские бани на углу Советской и Победы, где размеренный ритм постконструктивизма сочетается с неким романским или восточными мотивами. Впрочем, для общественных бань, пришедших к нам из тех краев, это, наверное, было естественно.

После оккупации Гомеля немецкими войсками заработала и соответствующая «топонимическая комиссия». Все советские названия меняли – возвращали старые, времён Российской империи, либо придумывали новые, от «третьего рейха».

Улицу Советскую сочли «идеологически правильным» вновь сделать Румянцевской. В доме №104 на ней размещалась, например, редакция коллаборантской газеты «Новый путь», издававшейся в 1942-1943 годах. Этот адрес указан и в выходных данных сохранившихся экземпляров.

Размер имеет значение

После освобождения Гомеля в ноябре 1943 года большая часть центральной улицы лежала в руинах. Часть домов старой архитектуры так и не удалось восстановить, иногда от них удавалось использовать только «коробки». Снесённым, например, оказался кинотеатр имени Воровского на улице Советской, на его месте были построены жилые дома № 27 и 29.

Тем более бережного отношения заслуживает в Гомеле каждое историческое здание, каждый артефакт той или иной эпохи. Увы, несколько лет назад было снесено два исторических здания, построенных в начале века в «ропетовском» кирпичном стиле, уникальных для Гомеля. В одном из них с 1960-х годов размещалась поликлиника Управления КГБ по Гомельской области, с 1990-х – кукольный театр. В другом – военная комендатура. Ныне на месте снесенных домов построен многофункциональный коммерческий центр.

Неуверенность вызывает и будущее архитектурного облика закрытого роддома, и памятника матери с ребенком, который стоит перед этим зданием, в котором появилось на свет, наверное, половина гомельчан.

Характерно, что многие работы по восстановлению Гомеля выполняли пленные немцы. Именно они и интернированные ингуши, как свидетельствуют документы, составляли значительную часть рабочей силы Гомельского областного строительного треста (ныне – ОАО «Гомельпромстрой»). По свидетельству историка Евгения Маликова, один из лагерей для военнопленных находился прямо на улице Советской, в здании вышеупомянутых бань.

К 1950 году большая часть Советской была восстановлена. В Доме водников с монументально-строгим фасадом открылся городской ЗАГС. На противоположной стороне заработали магазины «Белкниготороговли» (он находится там и сейчас) и магазин «Главтабака». Этот табачный магазин просуществовал до 1980-х. В советское время пацанята прибегали сюда поглазеть на олицетворяющие неизвестную заморскую жизнь пачки «Мальборо» и настоящие кубинские сигары.

В 1950-м году на Советской была открыта центральная гостиница, в здании нынешнего колледжа Соколовского находился Гомельский финансовый техникум.

Если в дореволюционном Гомеле дома часто назывались по имени их владельца, то теперь жилые здания стали носить «профессиональные» имена или названия предприятий, коллективы которых строили их пресловутым «хозспособом». В 1940-1950-х на Советской таким образом были возведены дома фабрики «Труд», Гомельского гормолзавода, мелькомбината, Горсовета, «Двигателя революции» и Дом речников.

Особой популярностью у гомельчан в 1960-1980-х годах пользовался расположенный на Советской магазин «Зубрёнок». Детей и девушек привлекали необычайно вкусные, натуральные молочные коктейли. Сильная половина ценила то, что «Зубрёнок» был «дежурным» магазином, в котором спиртное продавали до половины одиннадцатого.

На углу Советской и Комсомольской (бывшей Ленина, Александровской, Гимназической) по проекту архитектора Ждановича был предпринят и второй опыт ансамблевой застройки в Гомеле. Правда, сооружённые в помпезном духе «сталинского историзма», эти дома-«ансамбли» стали впоследствии, в период хрущёвской «борьбы с архитектурными излишествами», предметом специальной критики со стороны минималистов.

В 1958 году трест № 10 приступил к строительству Гомельской телевышки. Работы курировал лично 1-й секретарь Гомельского обкома партии Иван Поляков. Тем более и обком находился рядом, практически напротив стройки – в бывшем здании Соединенного банка — по Советской, 28.

Проезжая часть тогда мостилась булыжником либо клинкерным кирпичом, а вот тротуары были асфальтированными. Сама же улица на всем своем протяжении утопала в зелени – на вырубке деревьев в то время ещё никто не догадался зарабатывать деньги.

Композицию этого участка Советской завершило здание Гомельского цирка. Его начали строить в 1966 году на месте бывшего Цыганского рва. Архитекторами проекта были гомельчане М. Шульмайстер, Ю. Маторин, Ш. Хинчин и москвич А. Кудрявцев.

Центральный объём цирка в виде «летающей тарелки» являлся для своего времени уникальным. На монтаж купола пошло 280 тонн металлоконструкций. Любопытно, что на этих работах не хватило длины стрелы башенного крана – её пришлось наращивать. Оказалось, размер всё же имеет значение.

По опросу жителей Гомеля, проведённом недавно активистами общественной организации «Талака», гомельский цирк, наряду с дворцом, является одним из самых узнаваемых мест и вполне может быть одним из его символов.

Юрий Глушаков, фото: Наталья Ошека, 16.05.2014

Главная улица ГомеляГлавная улица ГомеляГлавная улица ГомеляГлавная улица ГомеляГлавная улица ГомеляГлавная улица ГомеляГлавная улица ГомеляГлавная улица ГомеляГлавная улица ГомеляГлавная улица ГомеляГлавная улица ГомеляГлавная улица ГомеляГлавная улица ГомеляГлавная улица ГомеляГлавная улица ГомеляГлавная улица ГомеляГлавная улица Гомеля

6


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов