Перейти к содержимому

Гомель в начальный период восстановления (1943-1944 годы)

После освобождения 26 ноября 1943 года города Гомеля от немецко-фашистских захватчиков необходимо было решить важнейшую проблему его быстрейшего восстановления. В результате жестоких боёв в период обороны и освобождения Гомеля, политики немецко-фашистских оккупантов в городе было уничтожено свыше 20 тыс. улиц (? прим. редактора), свыше 5 тыс. каменных и деревянных зданий из 12 тыс. довоенных строений [1, с. 143]. При этом жилищный фонд был уничтожен почти на 80% [2, с. 99]. Город, в котором до войны проживало 147 тыс. жителей, к моменту освобождения насчитывал от 13 до 20 тыс. человек населения [1, с. 146]. На крупнейших магистралях города, которыми являлись проспект Ленина, ул. Советская и Кирова, уцелело всего несколько полуразрушенных зданий. Были разрушены энергохозяйство и водопроводно-канализационная система. Оккупанты подорвали или сожгли цеха заводов паровозовагоноремонтного, станкостроительного, судоремонтного, «Гомсельмаша», «Красного химика», жирокомбината, спичечной, обувной, швейной, трикотажной фабрик, речной порт, железнодорожный узел, драматический театр, городские клубы, школы и т. д. Общий урон, нанесенный народному хозяйству города, составил свыше 3 млд р. в довоенных ценах.

Ещё ранее, 21 августа 1943 года, СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». С этой целью при СНК СССР был образован Комитет под председательством Г. М. Маленкова, на заседаниях которого в течение 1943 – мая 1944 гг. систематически заслушивались отчёты республиканских, краевых и областных партийных органов и исполкомов [3, с. 271].

С 31 декабря 1943 года по 15 июля 1944 года в Гомеле после освобождения юго-восточной части республики находилось руководство ЦК КП(б)Б и СНК БССР. Специальным поездом, отправленным 14 декабря со станции Москва–Киевская, белорусское партийно-советское руководство прибыло на станцию Гомель (Новобелица) 31 декабря 1943 года. В принятом 1 января 1944 года постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(Б) «О ближайших задачах Совнаркома БССР и ЦК КП(б)Б» были определены конкретные первоочередные задачи на освобожденной от немецких захватчиков территории республики, в том числе восстановление промышленных предприятий Гомеля и Новобелицы, необходимых для обеспечения нужд фронта и населения, восстановление сети начальных и средних школ [4, с. 234–235].

Первым был восстановлен Гомельский железнодорожный узел, обеспечивавший переброску войск, техники и боеприпасов. 28 ноября 1943 года оперативная группа, созданная из работников паровозовагоноремонтного завода, приступила к налаживанию деятельности предприятия. С декабря 1943 года начались работы по разборке строений завода и восстановлению отдельных цехов. Только в апреле 1944 года строительно-восстановительными работами стали заниматься специальные строительные организации.

Значительно ускорило восстановительные работы в Гомеле открытие движения по автомобильному мосту через р. Сож, соединившему Новобелицу с Гомелем. Вместо разрушенного железнодорожного моста (он был восстановлен только в июле 1946 г.) на перегоне Новобелица–Гомель пришлось построить большой обходной путь в 26 км, пропускная способность которого в мае–июне 1944 года составляла до 50 поездов в сутки [4, с. 238].

Большую помощь в восстановлении Гомеля оказали партийные и советские органы власти, население РСФСР. В январе 1944 года Мордовский обком ВКП(б) и СНК Мордовской АССР приняли решение о шефстве над восстановлением Гомеля и освобождённых районов области. В мае 1944 года из Мордовии в Гомель прибыло 30 вагонов с электрооборудованием, станками, инструментами, строительными материалами. Строительные и проектные организации города Кирова участвовали в восстановлении жилищно-коммунального хозяйства Гомеля. Рабочие Урала, Башкирии, Сибири, Чувашии, Северной Осетии помогали восстанавливать вагоноремонтный завод [2, с. 102].

Осенью 1944 года дали продукцию стекольный завод имени Сталина, спичечная фабрика в Новобелице. На паровозовагоноремонтном заводе в июле и августе 1944 года были отремонтированы первые 32 вагона. Завод «Гомсельмаш» уже в августе 1944 года выпустил первые 12 сортировок «Клейтон» [5, с. 114]. До конца 1944 г. в Гомеле и Новобелице действовало 25 предприятий, среди них – станкостроительный завод им. Кирова, кондитерская фабрика «Спартак», завод «Гомсельмаш», фабрика «Везувий», хлебозавод, городская электростанция, телефонная станция и др.

Всё это проходило в условиях острой нехватки рабочих рук. По плану на 1 января 1945 года на предприятиях города должно было работать 11166 человек, а фактически работало 3211. Для восполнения недостатка рабочих в городе регулярно проводились мобилизации среди населения, однако ситуация серьёзным образом не улучшалась (к маю 1945 г. было мобилизовано таким образом лишь 1371 человек). В определённой степени эта нехватка рабочих рук компенсировалась использованием труда 700 немецких военнопленных [1, с. 145].

Чтобы как-то компенсировать нехватку рабочих рук, на всех стройках вводился удлинённый рабочий день, в городе организовывались курсы по подготовке специалистов массовых строительных профессий, школы ФЗО. За 1944 год в Гомеле было проведено шесть общегородских воскресников [5, с. 114]. В городе развивалось черкасовское движение, основателем которого стала жительница Сталинграда А. М. Черкасова, организовавшая женскую строительную бригаду для восстановления своего родного города. Зачинателями этого движения в Гомеле стали учительница А. П. Беленкова, домохозяйка З. Г. Азарова, работница детских яслей А. А. Панькова. В черкасовское движение включились рабочие, служащие, инженерно-технические работники. В Гомеле трудилось 245 черкасовских бригад, за два года было проведено 24 общегородских воскресника [2, с. 103].

В 1944 году восстанавливалась и вся социально-культурная инфраструктура города. Уже через день после освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков преподаватели и учащиеся железнодорожного техникума вышли на первый субботник. В течение декабря 1943 года они отремонтировали здание техникума, изготовили мебель и открыли столовую, а в начале 1944 года техникум приступил к работе.

В конце 1943 года возобновил работу в Гомеле Минский политехнический техникум, где обучались будущие механики, электромеханики, строители, технологи, гидротехники, топографы и экономисты. В начале апреля 1944 года начались занятия в училище водников, с 1 октября 1944 года – в музыкальном училище. 18 апреля 1944 года СНК БССР принял постановление о восстановлении здания пединститута в г. Гомеле. В середине мая здание было в основном восстановлено. 31 мая 1944 года СНК БССР принял специальное постановление «О возобновлении работы Гомельского Педагогического и Учительского институтов» [4, с. 240]. Были организованы 2-месячные подготовительные курсы, которые посетило более 200 человек.

В середине года в Новобелице открылась больница на 175 коек с хирургическим, терапевтическим и родильным отделениями. В августе первых больных приняла областная туберкулезная больница. Был открыт областной кожно-венерологический диспансер.

Показом киноленты «Два бойца» 4 февраля 1944 года в помещении Дворца железнодорожников открылся первый гомельский кинотеатр. В середине июля открылась областная библиотека, книжный фонд которой составил свыше 30 тыс. томов художественной и политической литературы.

При этом следует учитывать, что в 1943 и 1944 годах Гомель был прифронтовым городом. Действовали правила светомаскировки. С 12 по 18 июня 1944 года фашистская авиация осуществила несколько ночных вылетов на город [4, с. 241]. Были новые разрушения и жертвы. Несмотря на это, Гомель возрождался к мирной жизни благодаря прежде всего энтузиазму местных жителей, создавая основу для быстрого своего восстановления, в более широком масштабе развернувшегося с 1946 года – первого года четвёртой пятилетки – пятилетки восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства СССР.

Р. В. Агеенко, Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого
Научный руководитель С. А. Елизаров

Беларусь в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных, Гомель, 26 апреля 2013 г.

Литература

1. Алейникова, М. А. Гомель послевоенный / М. А. Алейникова // Гомельщина ў Вялікай Айчыннай вайне : навук. практ. канф., 7–8 крас. 2005 г. – Гомель : ГДУ імя Ф. Скарыны, 2005. – С. 143–147.
2. Гомельская область / С. П. Бобырь [и др.]. – 3-е изд., перераб. и доп. – Минск : Беларусь, 1988. – 175 с.
3. Рубан, А. А. Восстановление народного хозяйства Гомельской, Брестской и Черниговской областей в 1943–1950 гг. / А. А. Рубан // Беларусь і суседзі: гістарычныя шляхі, узаемадзеянне і ўзаемаўплывы : міжнар. навук. канф., 28–29 вер. 2006 г. – Гомель : ГДУ імя Ф. Скарыны, 2006. – С. 270–274.
4. Старовойтов, М. И. К вопросу о местонахождении высших партийно-советских органов БССР в Гомеле (январь–июль 1944 г.) / М. И. Старовойтов // Гомельщина ў Вялікай Айчыннай вайне : навук. практ. канф., 7–8 крас. 2005 г. – Гомель : ГДУ імя Ф. Скарыны, 2005. – С. 234–242.
5. Гомельская область. 75 славных лет / под общ. ред. В. А. Дворника. – Гомель : Ред. газ. «Гомел. праўда», 2012. – 251 с.


7


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов