Спасова слобода как посёлок или посад сформировалась, тогда ещё на окраине Гомеля, уже к началу 18 века, и занимала пространство, ограниченное ныне улицами Комиссарова (ранее — Береговая, затем — князя Паскевича), Плеханова (ранее — Спасская) и Фрунзе (ранее — Свечная). Главную улицу Спасовой слободы, проходившую посреди посёлка, в начале 19 века граф Николай Петрович Румянцев в честь своего отца назвал Фельдмаршальской, ныне это улица Пролетарская. В своё время этот район представлял собой типичный русский посад с пёстрыми деревянными домиками, утопающими в зелени. Везде чистота и порядок, цветы во дворах, палисадниках и на окнах, скамейки с подлокотниками и навесы над калитками. И ещё непременно восьмиконечный крест или образок над каждыми воротами. Сами жители Спасовой слободы считались в городе людьми зажиточными и достаточно влиятельными.
Первые дома старообрядцев появились здесь в 17 веке, когда через границу, разделяющую Великое княжество Литовское (куда входил тогда Гомель) и Российское государство, началась массовая миграция староверов, искавших возможности свободно отправлять свои богослужения. Часть названия «Спасова» произошла из-за того, что некоторые староверы (чернецы) в центре посёлка жили в скиту, который назывался Спасовым, из-за воздвигнутой здесь старообрядческой церкви во имя Преображения Господня. Большая же часть раскольников жила за стенами скита в посёлке, или слободе. Слово «слобода» изначально обозначало пригородное поселение, жители которого пользовались свободой — не находились в личной зависимости от кого-либо.
В 1794 году на месте ранее разобранной церкви Преображения Господня старообрядцами была построена и освещена Ильинская церковь, действующая по сей день. А улица Фельдмаршальская вплоть до революционных событий начала 20 века считалась одной из центральных в городе. В советские времена она (уже как Пролетарская) потеряла своё значение, а сам район был известен больницей скорой помощи, музпедучилищем и Институтом леса.
В 80-90-х годах 20 века именно в этом районе планировалось сделать район-картинку, наподобие Троицкого предместья в Минске. Однако, видимо, пролоббировать этот проект не удалось. А жаль. Очень даже могло получиться. А какой бы вид представлялся взору въезжающих в Гомель со стороны Новобелицы по автомобильному и железнодорожному мостам!
В наше время колорит староверческого посада почти не виден. Но он есть, достаточно только более внимательно приглядеться к отдельным ещё сохранившимся с тех времён домикам, находящимся в частном секторе, а также некоторым более крупным зданиям. Второй храм староверов — Преображенская церковь, перестроенная в своё время под хозяйственно-административное здание, сейчас реконструирована и находится и находится на улице Пролетарской, за региональным центром занятости населения, во дворе.
В последние годы частный сектор в центре города стремительно вытесняется. Появляются новые административные здания и кирпичные «домики» новых белорусов и в пределах территории бывшей Спасовой слободы. А в ближайшее время её облик, в связи со строительством нового моста через Сож, подвергнется ещё большему изменению. Улицу Фрунзе будут расширять, и это расширение «подрежет» район почти до самой Ильинской церкви, которая пока возвышается как бы в центре некоего оазиса из частных домов. Почти как в прежние времена. Правда для этого из большой фотографии района приходится фокусировать небольшую точку.
Вячеслав Суходольский, Сергей Вершинин
Гомельские ведомости, 1 февраля 2007