Знакомство с городом обычно начинается с вокзала. До революции 1917 года здание вокзала в Гомеле было одноэтажным, кирпичным, облицованным тонким слоем цемента и окрашенным зелёной масляной краской. В здании находилось множество служебных помещений.
Ещё стоя на перроне, люди невольно обращали внимание на высокий переходный мост, который начинался у северной стороны вокзала. На фоне неба серо-голубой цвет окраски моста придавал ему особую лёгкость и красоту (в 1941 году мост был разрушен). При входе в здание вокзала со стороны перрона размещался большой зал для транзитных пассажиров с широкими удобными сиденьями по бокам. Посреди зала находились длинные деревянные скамейки, рассчитанные на 10 человек. В торце зала были подмостки — сцена, где в праздничные дни играл небольшой симфонический оркестр. Люди приходили сюда послушать классическую музыку. Недалеко от вокзала, справа, стояло здание, где размещалась железнодорожная поликлиника, так называемый «Приёмный покой». За узким привокзальным проездом возвышалась деревянная Успенская церковь. Сейчас на этом мечте — Дворец культуры железнодорожников. Около деревянной церковной ограды ждали клиентов в размалёванных фаэтонах возницы. В конце площади и двух небольших деревянных домах, так называемых «лавках», шла бойкая торговля различным товаром, начиная от спичек и заканчивая разноцветными монпасье в красивых, высоких жестяных банках.
В булочной (на повороте на Замковую) бойко торговал турок. С левой стороны площади стояло здание железнодорожного НКВД, а дальше — ещё два кирпичных одноэтажных здания, в которых размещались кабаки. Привлекая внимание относительно большой двухэтажный дом напротив вокзала, в начале Замковой — гостиница «Россия».
Привокзальная площадь, особенно в летнее время, всегда была заполнена людьми. Тут танцевали цыгане и цыганята, демонстрировали своё искусство китайские жонглёры и фокусники. После очередного показа один из группы бродячих артистов собирал у присутствующих деньги.
Шум над площадью не утихал. Извозчики кричали: «Поберегись!» Вездесущие мальчишки сновали, предлагая купить папиросы «Стамбул», ситро-лимонад, бутылками которого их для скорейшей реализации товара обеспечивали лавочники, давая по 5-10 копеек за продажу бутылки.
Для пассажиров пригородных поездов предназначалось кирпичное здание с южной стороны вокзала. Позже оно было переоборудовано в кинотеатр железнодорожников. Вдоль железнодорожных путей за ним были начальные железнодорожные школы и десятилетка. Во время войны 1914 года здесь размещался госпиталь. В его напряжённой работе непосредственно участвовала княгиня Ирина Паскевич.
К вечеру вокзальный гомон стихал. Сидели тихо на облучках утомлённые извозчики. Изредка проходили в обнимку, распевая разухабистые песни, полупьяные завсегдатаи кабаков. Постепенно площадь пустела, лишь газовые фонари бросали яркие блики на гладкий булыжник мостовой.
Александр Родзевич, краевед
Гомельские ведомости, 11 января 2000