А.С. Старовойтов возглавляет гомельское производственное объединение «Кристалл», которое за 27 лет испытало разные периоды: взлёты, расцвет и падение. Последнее обстоятельство как раз и было вызвано развалом большой страны, разрывом традиционных связей с главным партнёром — Россией. Сегодня предприятие снова на плаву, ибо восстановлены те нити, что были разорваны по-живому. И снова Россия — надёжный партнёр, работать без которого, по словам Александра Семёновича, предприятие вообще бы не смогло.

— Я мысленно возвращаюсь в то трудное время и говорю: тем, кто его пережил, уже никакие коллизии не страшны, — отметил мой собеседник. — Были нарушены связи, опираясь на которые мы долго и успешно работали. Негде было брать сырьё. Начались простои. Стали уходить специалисты, иные уезжали даже за пределы Беларуси.
— Что же послужило началом возрождения предприятия?
— Нам удалось обосновать свои проблемы перед Президентом. В 1996 году Александр Григорьевич впервые посетил нас и убедился, что нормализация работы предприятия зависит не столько от кристалловцев, сколько от решения проблем на государственном уровне. Причем наши специалисты сумели доказать необходимость принятия государством целой системы мер. Уже через короткое время после принятия мер по стабилизации работы «Кристалла» к нам пошёл поток деловых предложений, которые мы сумели грамотно использовать.
В конце декабря прошлого года я был в составе белорусской делегации в Смоленске, которую возглавлял А.Г. Лукашенко. Во время этого визита и состоялись встречи с руководством смоленского производственного объединения «Кристалл», были заключены соответствующие договоры о сотрудничестве. Это,конечно, явилось и результатом трёхлетней работы нашего правительства, руководства страны, специалистов Комитета по драгметаллам при Минфине. Лед непонимания наконец-то тронулся. Мы начали регулярно получать сырьё из России. Я с гордостью подчёркиваю, что сырьё, купленное нашим государством, а не каким-то другим, а потом завезённое к нам. Сейчас уже другие проблемы возникают — чтобы и характеристики сырья были получше, и цены пониже. Но главная решена. Наш флагман — производство по обработке алмазов «Кристалл», продукция которого постоянно идёт на экспорт, сегодня на все 100 процентов обеспечивается сырьём.
— А остальные ваши производства?
— Остальные два — завод алмазного инструмента (это около ста наименований режущих инструментов для металло- и деревообработки) и производство «Ювелир» полностью сориентированы на импортозамещение.
Кстати, оба они включены в Реестр высокотехнологичных производств и предприятий Республики Беларусь. Мы в нём значимся вторыми в республике. Таким образом мы экономим для государства валюту.
— Александр Семёнович, как вы относитесь к самой идее о единой валюте в рамках Союза Беларуси и России?
— В рамках общего бюджета Союза и надо бы ввести единую валюту, это было бы первым шагом. Думаю, что ни один здравомыслящий аналитик, специалист не скажет, что это неправильно. Возможно, это не та валюта, что будет в обращении, скорее единица счёта. Это облегчило бы наши взаимосвязи. Оба государства разговаривали бы на одном валютном языке, что соответственно побудило бы унифицировать законодательства двух стран. Мы в принципе и должны выработать единые валютные подходы.
На сегодняшний день в этом плане существует множество проблем. Если наше государство намерено развивать экспорт, то для этого необходимы и основополагающие меры. Ведь в настоящее время предприятию крайне невыгодно зарабатывать валюту. Уже набил оскомину тот факт, что продавать валюту по заниженному курсу это значит разоряться. Но ведь ещё и остаток валюты на предприятии облагается многократным налогом, и разница постоянно возрастающего курса — тоже. В России этого нет на законодательном уровне. Если решить у нас эти проблемы, то предприятиям-экспортёрам сразу станет легче.
— Как в перспективе будут развиваться ваши связи с предприятиями славянских государств?
— Буквально на прошлой неделе наша делегация ездила в Смоленск обсуждать очередной этап сотрудничества. Прорабатываем вопрос о создании совместного формирования. Возможно, это будет концерн, холдинг или финансово-промышленная группа.
Некогда в СССР было шесть алмазообрабатывающих предприятий, осталось четыре: наше, смоленское и два в Украине — в Виннице и Киеве. Мы с ними также развиваем сотрудничество. Планируем и на перспективу славянским содружеством развивать наше общее дело, и заявлять о славянском алмазообрабатывающем бизнесе в мировом сообществе. А совсем недавно посол Республики Беларусь в Югославии передал нам предложение о сотрудничестве известного ювелира, возглавляющего фирму «Золото Сербии». Продумываем пути взаимодействия в обоюдных интересах наших государств и надеемся, что оно обогатит наше славянское содружество.
— Александр Семёнович, много ли у вас друзей-славян за пределами Беларуси?
— Конечно, много. Я коренной белорус, учился в университете в Днепропетровске. Многие однокурсники, с которыми я поддерживаю связи, живут в Украине. Потом я заканчивал Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР в Москве. Многие руководители крупных российских предприятий — мои близкие знакомые и друзья. Далее, в Японии я обучался в школе бизнеса вместе со многими представителями славянского мира. Могу приехать в любой город бывшего СССР, открыть записную книжку, найти телефон и адрес кого-то из знакомых и, при необходимости, решить нужный вопрос. Поэтому и считаю противоестественным разрыв человеческих связей, которые складывались между славянскими народами много десятков лет.
Интервью взяла Алина Клыга.
Фото Николая Бельковича.
Гомельская правда, 26 июня 1999
