Л.А. Виноградов, автор очерка «Гомель. Его прошлое и настоящее. 1142-1900 г.» (Москва, 1900), рассказывая о раздаче земли гомельским боярам, священникам, полковникам, ротмистрам и хорунжим гомельского замкового гарнизона в середине XVI века, упоминает почерпнутые им из различных старинных актов и описаний имена и прозвища крестьян, которые жили в то время в окрестностях Гомеля.
Многие из этих имен и прозвищ «продолжаются» в фамилиях гомельчан нового времени.
В XVI веке, как можно судить из представленного Л.А. Виноградовым именного списка, еще были живы некоторые из дохристианских славянских имён. Так, несомненными «следами» языческого времени являются имена крестьян Стома и Ждан, на основе которых позже образовались фамилии Истомин, Стомин, Стома, Ждан, Жданов, Жданеня, Жданенко…
Дохристианское имя Стома, Истома было одним из самых распространенных и очень устойчивых и использовалось на Руси вплоть до XVII века. По происхождению это имя связано со словами томить, истомить. Считается, что его возникновение связано с трудными родами. Но не исключено, что в своих истоках Стома, Истома является именем-оберегом, т.е. таким, которое намеренно вызывает какие-то отрицательные. нехорошие в целом ассоциации с тем, чтобы отвратить от ребёнка злые силы.
Имя Ждан имело значение «ожидаемый, желанный». Так у восточных славян часто называли долгожданного ребёнка. Существовало и женское имя Ждана В Болгарии имя Ждан, а также Желан известны до сих пор.
Обращают на себя внимание и такие именования гомельских крестьян XVI века, как Губич, Зорич, Малевич, Кокорич. Это не имена, но и не отчества. С XV века отчества на -ич образовывались только от календарных православных имен. Скорее всего, в данном случае письменные документы зафиксировали так называемые «фамильные прозвания», которые действительно образовались от бывших отчеств. В XVIII-XIX веках на основе фамильных прозваний формировались современные фамилии, в том числе и Губич, Зорич, Малевич. Интересно отметить, что фамилия Зорич распространена в Сербии.
Изначально же Губич — это сын Губы, Зорич — сын Зори, Зари, Малевич — потомок Мала. Отчество, а затем фамильное прозвание Кокорич связано с именем-прозвищем Кокоря. Отчество (фамильное прозвание) могло быть также в форме Кокорин — «сын Кокори». Отсюда — современные фамилии Кокорич, Кокорин. От старого имени Кокоря, или Кокорь образовалась и известная среди гомельчан фамилия Кокорев. Кокорь, кокора в народных говорах — это «бревно, пень или брус с корневищем», «дерево с корнем клюкою, коленом, используемое для постройки судов» (на русском Севере). В переносном значении кокорь — «плотный, коренастый человек», кокористый — «кривоносый, сутулый», а также «своенравный, скупой, упрямый».
Большая часть имен гомельских крестьян XVI века представлена православными календарными именами, правда, значительно «обработанными» в народной речи. Вот некоторые из таких имен: Овтух (из Евтихий или Евстафий). Пронко (ср. Прон, Проня — от Прохор или от Апрониан), Кудин (из Акин-дин), Грицко и Гринь (от Григорий), Дорох (от Дорофей), Зенько (от Зинон или Зиновий), Оксюта (из Авксентий), Панько (из Панкратий или Пантелеймон).
Среди гомельчан ныне встречаются фамилии Кудин, Пронин, Евтухов, Аксюта, Аксютин, Панько. Как видим, эти фамилии имеют местную основу, хотя не исключено, что некоторые из их носителей могли прибыть в Гомель и из других местностей, поскольку народно-разговорные формы имен типа Овтух, Пронко, Дорох, Зенько, Кудин, Гринь и др. фиксировались далеко за пределами Гомельщины.
Некоторые имена XVI века свидетельствуют, что среди гомельских крестьян того времени были иноземцы. Например, имя Селим имеет тюркские или арабские истоки. В тюркских языках известно имя Селим, а в арабском — Салим в значении «здоровый».
А. Рогалев, доктор филологических наук.
Гомельская правда, №40, 1999