Даже коренные жители Гомеля, которым в настоящее время исполнилось 60 и более лет, не помнят, как создавался ныне существующий железнодорожный стадион «Локомотив», кто был инициатором его строительства. Для того, чтобы представить тот колоссальный объём работ, который был выполнен при этом, необходимо описать местность, где было решено разместить стадион.
Как известно, западная граница Гомеля заканчивалась тогда в 300-400 метрах от пролегающей за ней улицей Батарейной (ныне Богдана Хмельницкого). Эта, на всём своем протяжении холмистая, вся в ухабах улица, была связующей между деревнями Лещинец, Давыдовка, Осовцы и Полесской железнодорожной станцией, или как её тогда называли — станцией Гомель-хозяйственный.
Улица была огорожена жердями, за ней тянулись обширные поля местных крестьян, изрезанные мелкими озёрами. Участок, где было решено строить стадион, представлял собой мелкое, заросшее травой озеро, на островках которого во время осеннего перелета птиц отдыхали дикие утки. Это озеро (болото) во время весенних разливов затапливало рядом находящиеся улицы Ауэрбаха (бывшая Скобелевская), Московскую, часть Киевской, Одесскую (ныне Рокоссовского). Подростки тех времен в дни разливов плавали по воде на деревянных балеях (для стирки белья), на плотах, а гужевой транспорт соседних деревень вынужден был объезжать затопленные места вокруг.
Инициаторами постройки железнодорожного стадиона «Локомотив» стали руководители спортивного комплекса города и всего железнодорожного узла Владислав Кублицкий, Петр Адамович и спортивный врач Моня Лапковский. В течение 1924-1926 годов они неоднократно ставили этот вопрос перед руководством города и начальником Любаво-Роменской железной дороги. И своего добились. Но в каком месте строить стадион? После долгих споров В. Кублицкий предложил разместить его в Залинейном районе, там, где он в настоящее время находится. В качестве строительного материала было предложено вначале засыпать территорию стадиона жужелем (отходы от сгорания каменного угля), а потом нанять грабарей и засыпать землей.
А где взять столько земли? И снова инициативный Владислав Кублицкий предложил оригинальный выход… Как уже говорилось выше, улица Батарейная была холмистой. Почти у каждой её поперечной улицы имелись холмистые склоны в ту и другую сторону. Вот и решено было срезать эти неровности на расстоянии 100-150 метров в обе стороны.
Для засыпки стадиона был выбран наиболее ровный участок заболоченной местности, по всему периметру проведены дренажные работы.
К концу 1925 года территория стадиона была засыпана и утрамбована. Большой энтузиазм проявила при этом молодёжь Залинейного района. Одновременно инициаторы строительства заказали 500 штук различных сортов саженцев — каштанов, пирамидальных тополей, акаций, лип. Их высадили вокруг всего стадиона, и они до настоящего времени радуют глаз своей зеленью.
В 1926 году на стадионе было оборудовано футбольное поле и первые беговые дорожки, вокруг поля сооружены в три ряда низкие скамеечки для болельщиков. Была создана первая футбольная команда «Локомотив» с центральным нападающим Моней Лапковским и вратарём Сергеем Парахневичем. Тогда же, в 1926 году, гомельские футболисты сыграли первый свой международный матч — с командой из Лейпцига (Германия).
В середине 1926 года на стадионе началось строительство клуба физкультурников, которое закончилось в 1927 году. Во время войны клуб полностью разрушили.
В 1953 году здесь же был построен кинотеатр, который посещали жители всего Железнодорожного (ныне Советского) района. Этот кинотеатр сгорел в начале восьмидесятых годов.
Большим, незабываемым событием в жизни нашего города стало строительство на стадионе в 1939 году Малой Белорусской железной дороги с действующим паровозом системы «кукушка» и двумя небольшими пассажирскими вагонами. Весь обслуживающий персонал дороги был в возрасте от 10 до 12 лет. По сигналу дежурного по станции поезд начинал движение от станции Радостная до станции Счастливая со скоростью 8 км в час на расстояние 800 метров, насколько позволяла южная сторона стадиона. Сколько было радости на лицах пассажиров-детей, сидящих в вагончиках, и сколько слёз умиления на лицах мам и бабушек.
Вот так в те времена готовились будущие кадры для железной дороги.
Во время войны эта уникальная детская железная дорога по приказу немецкого командования была увезена в Германию.
А. Родевич, краевед
Гомельские ведомости, 29 июля 1999