Посол Гомол и город Гомель

Интересную версию происхождения названия нашего города выдвинул член Общества Кирилла Туровского, исследователь древних славянских текстов буквенно-числовым методом инженер Александр Павловский:

— Происхождение названия нашего города объясняют по-разному. Одна из версий связывает наименование Гомель с именем посла Гомола, подписавшего в числе других договор с греками в Константинополе в 945 году. Этот договор регламентировал порядок использования водного пути по Днепру в Балтийское море, а также условия торговли русских купцов на рынках Константинополя. Данная версия заслуживает более пристального внимания, и, на наш взгляд, убедительность её возрастает в связи со следующими фактами.

Вслед за именем Гомолъ в тексте договора идёт Куци, т. е. «Куцый». В русском языке прилагательное «куцый» употребляется, как правило, со словом «хвост». Не исключено, что стоящие рядом в древнем договоре от 945 года слова «Гомолъ» и «Куци» представляют собой словосочетание «Гомолъ Куцый», т. е. имя одного человека в значении… «Волчий Хвост». Слово «Гомолъ» есть забытое, но использовавшееся в древности, в просторечии обозначение волчьего хвоста.

Историческая личность с именем Волчий Хвост действительно существовала. Воевода князя Владимира Святого Волчий Хвост в 984 году разбил войско радимичей на реке Пищане. Вероятнее всего, битва произошла на радимичских землях, примыкавших к черниговским территориям. Сам же городок (Гомель) получил название (или был переименован) по имени его хозяина Гомола и являлся местом сбора дани в пользу Киева.

Вотчинные владения Гомола именовались как Гомье или Гомей. Гомол был ответственным за сбор дани с территории радимичей. Поэтому события 984 года следует понимать как восстание против Гомола и его рода (Гомол, видимо, получил вотчинные владения в земле радимичей ещё при переделе оброков и даней в 945 году, т. е. при княгине Ольге). С 945 по 984 год эта данническая волость числилась как Гомея и являлась подвластной сначала киевскому «мужу» Гомолу, а затем его роду. Именно поэтому, вероятнее всего, сын Гомола (Волчий Хвост) и поехал впереди князя Владимира, следовавшего с войском на усмирение радимичей, — поехал по праву собственности на землю.

Поговорку же «пищанцы (т. е. радимичи) от волчьего хвоста бегают», приведённую в летописи, следует понимать как доказательство того, что попытки освободиться от власти ставленника Киева были постоянными и безрезультатными. Так написано в летописи: «Радимичи повоз везут и доныне».

Прокомментировать рассуждения А. Павловского мы попросили ученого, доцента Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины Александра Рогалева:

— Версия о происхождении названия Гомеля, которую пытается «подкрепить» оригинальными рассуждениями Александр Павловский, была высказана в 1971 году исследовательницей С.В. Фроловой в сборнике научных трудов «Ономастика Поволжья», изданном в г. Горьком. С сугубо лингвистической точки зрения построения С.В. Фроловой, не вдававшейся, правда, в сложные обоснования исторического плана, и дополняющего её А.Т. Павловского, не лишены оснований. В древнейшей восточнославянской летописи при изложении событий 945 года есть упоминание посла (С.В. Фролова называет его купцом) Гомола, от имени которого действительно могло образоваться название Гомель. Тем не менее, стопроцентно доказать (как, впрочем, и опровергнуть) предположение о том, что именно этот Гомол, а затем его потомки являлись владельцами (или «держателями») волости на месте современного Гомеля, вряд ли когда-нибудь удастся. Применительно к древнему периоду истории нашей местности о многом, к сожалению, приходится говорить лишь предположительно.

В интересных рассуждениях А.Т. Павловского, однако, есть несомненная «натяжка» — связь между Гомолом и Волчьим Хвостом. Да, род Гомола мог использовать военную силу верховного князя для защиты своей собственности на радимичской территории и одновременно для подтверждения зависимости радимичей от Киева. Но Гомол и Волчий Хвост вряд ли связаны родственными отношениями.

Прежде всего, непонятно, из каких источников взял А.Т. Павловский якобы забытое значение слова «Гомолъ». В древнейшей летописи по Ипатьевскому и Лаврентьевскому спискам под 945 годом при перечислении послов «от великого князя Русского Игоря и от всех князей, и от всех людей Русской земли» после имени Гомолъ следует имя Куци, но они разделены точками. Более того, в Ипатьевской летописи после Гомола назван не просто Куци, а Куци Емигъ, т. е. совершенно иной человек. Правда, в Лаврентьевской летописи Гомолъ, Куци и Емигъ значатся как разные люди (разделены точками).

Даже если учесть, что разделение имён в данном случае не лишено ошибок (при переписывании писцы могли трактовать непонятные им имена весьма произвольно), имя Куци нельзя понимать как «Куцый». Это имя, как и имена большинства других послов и «гостей» (купцов), прибывших в 945 году в Константинополь, на наш взгляд, не является славянским. Аристократия, высший социальный слой, на который опирались первые князья из династии Рюриковичей, продолжала поляно-русскую и варяго-русскую традиции в истории Древней Руси. Эти две культурные традиции в своих истоках имели еще более древнюю, кельтскую и иллировенетскую традицию. Отметим в этой связи, что имя Гомолъ повторяется в названии города Гомол в Македонии, где иллировенетские следы в топонимии довольно значительны.

Впрочем, есть ещё возвышенность Гомола (второе название — Сухогора) в Южной Польше; слово гомола, гамула, которое в ряде славянских и баптских диалектов искони означало «нечто выпуклое», «круглое», «комяк», «возвышенность»; фамилии Гомоляка, Гомолка, Гамалей… Эти фамилии, как и имя Гомол, мы в свое время объясняли как «маленький толстый человек», «толстун-коротышка» или «горбатый, горбун» (подробнее см. в нашей книге «От Гомеюка до Гомеля: Городская старина в фактах, именах, лицах». — Гомель, 1993).

Факт принадлежности летописного Гомола к высшему аристократическому слою Руси середины X века «работает» в пользу версии А.Т. Павловского о владении этим «мужем» местностью Гомье, Гомей. Однако ещё С.В. Фролова, искавшая связь между Гомолом и Гомелем, обращаясь к формам Гомий, Гомей, рассуждала уже о «другом названии» (!) города, образованном от личного имени Гом.

Есть смутное предание о Гоме, легендарном предводителе первых оседлых жителей берега Сожа в районе гомельского «Кавказа» (см. нашу книгу). Мы считаем легендарного Гома своеобразной персонификацией предков вообще, т. е. предшествующего древнего населения, оставившего после себя следы материальной культуры. Реальнее всего в названии Гомей, Гомель видеть обозначение с ландшафтным значением «пересеченная местность» (об этом мы также достаточно много писали).

Гомельская правда, 25 сентября 1997

12

Подписаться на каналы Гомельского историко-краеведческого портала, где размещаются публикации всех сайтов портала: Дзен, Телеграм, ВКонтакте, Одноклассники.