«Гомельская правда» – часть моей жизни

Газета и типография всегда вместе. С 1922 года, когда начала работать фабрика «Полеспечать», история «Гомельской правды» была неразрывно связана с этим предприятием вплоть до 1989 года. Из 20 тысяч номеров «ГП», вышедших в свет почти за восемь десятилетий, подавляющее большинство отпечатаны в стенах фабрики «Полеспечать».

На страницах прессы редко появляются фамилии тех, кто строчки журналистов переносит на газетные полосы. Однако без работников типографий ни одно издание не может существовать. Для многих из них газета также стала частью их жизни.

Иван Ильич Молчанов пришёл на фабрику «Полеспечать» в 1955 году простым рабочим. Прошёл все ступени профессионального роста и в 1970 году стал директором. Работал в этой должности до ухода на пенсию. Наш корреспондент встретился с ним и попросил поделиться воспоминаниями, рассказать о том, как делалась «Гомельская правда» в те далёкие годы.

— Иван Ильич! Вы пришли на фабрику простым рабочим, хотя отслужили более 12 лет в армии, имели офицерское звание. Как вы оказались на «Полеспечати»?

— Действительно, я уволился в запас в 1955 году в должности замполита роты. В Гомеле оказался случайно. На вокзале в киоске купил газету, чтобы как-то скоротать время. Это была «Гомельская правда». Время было раннее, идти было некуда, поэтому газету прочитал от корки до корки. Даже выходные данные. Сразу запомнилось, что газета напечатана на фабрике «Полеспечать». Как-то сама по себе пришла мысль: сходить на фабрику и поинтересоваться насчёт работы. Так и сделал.

К началу смены я был уже в отделе кадров. Мне предложили должность разнорабочего и по совместительству завскладом. Вот так, благодаря «Гомельской правде», вся моя последующая жизнь была связана с «Полеспечатью» и с газетой. Работал и учился в Московском полиграфическом институте. Потихоньку продвигался и на работе. Был мастером, технологом цеха, главным инженером, последние 17 лет работал директором.

— Вспомните те годы. Как делалась «Гомельская правда»?

— Техника тогда была, конечно, не та, что сегодня. «Гомельскую правду» мы печатали на ротационной машине «ПВГ-2». Их для газеты у нас было две. Одна всегда стояла про запас: на случай, если произойдёт какая-нибудь поломка. Сначала на строкоотливных машинах — линотипах — набирался текст, затем изготавливались матрицы, а с них отливались формы. Технология была сложная, требовала очень много ручного труда.

Люди работали опытные, некоторые всю свою жизнь связали с типографией. Помню, был у нас старший наборщик, раньше он назывался метранпажем, — Л.В. Лебедев. Со дня открытия фабрики он работал наборщиком. А начинал ещё до революции. В общей сложности отдал фабрике 40 лет. На пенсию ушёл в середине 60-х годов, но всё равно ещё долгое время продолжал работать. Все эти годы он делал «Гомельскую правду». Сколько он молодёжи воспитал, скольких научил своему непростому делу! Невозможно сейчас посчитать. Знаю, что с «Гомельской правдой» была связана вся его жизнь.

Виктор Дмитриевич Ветошкин пришел на «Полеспечать» в 1950 году. Фронтовик, полный кавалер Ордена Славы. Работал фотографом в цинкографии. Его жизнь тоже связана с газетой. В мирное время к 12 боевым наградам добавился орден Ленина.

С «Гомельской правдой» связаны судьбы многих людей. Это и печатник ротационной машины Иван Семенович Удод. Он уже давно на пенсии. Помню хорошо печатников братьев Мазуровых — Анатолия и Александра. Они печатали газету вплоть до 1989 года. Хочется вспомнить наборщицу Тамару Бурову, верстальщицу Глазину. Имя, к сожалению, позабыл. Так что газету наравне с журналистами делали и люди, фамилии которых в газете не появлялись. Но делали своё дело они от души.

— С кем из редакторов «Гомельской правды» вам пришлось работать?

— С Николаем Васильевичем Южиком, Владимиром Артёмовичем Лазько. Работали с ними дружно. Помню, Николай Васильевич всегда интересовался, что нужно для типографии. Помогал добывать новые шрифты, оборудование, запчасти к нему. Очень следил за тем, чтобы газета была хорошо оформлена.

В те времена «Гомельская правда» выходила 6 раз в неделю, и уже утром она была у подписчиков. Не важно, праздничный это день или будний. Связисты работали без выходных, не так, как сейчас. Иногда обидно становится: новогодняя газета выходит на второй, а то и третий день после праздника. Раньше мы даже допустить такого не могли. Помню, однажды мне звонят часа в три ночи домой. Оказывается, клише с фотографии плохо вышло, и в газете отпечатывалось просто черное пятно. Я срочно отправил машину за нашим фотографом Виктором Дмитриевич Ветошкиным. За полчаса он сделал новое клише, а утром к 6 часам весь тираж уже был готов.

— Иван Ильич! Ещё один вопрос. Как вы оцениваете нынешнюю «Гомельскую правду»?

— Газета менялась на моих глазах. Когда она была лучше? На такой вопрос трудно ответить. Газета отражает своё время, она живёт своими событиями. Конечно, она менялась, как и само время. Сейчас иной ритм, другие проблемы. Скажу так: «Гомельскую правду» я читаю с интересом все эти годы. Не только потому, что с ней связана большая часть моей жизни, и не только потому, что я за эти годы стал, как бы это поточнее сказать, патриотом газеты. «Гомельская правда» — это новости области, проблемы. В общем, читаю с интересом.

Хотел бы пожелать журналистам, всем сотрудникам, чтобы все номера газеты делались с вдохновением и читались её читателями с интересом.

Интервью взял Валерий Дорохин

Гомельская правда, 9 апреля 1997

5

Подписаться на каналы Гомельского историко-краеведческого портала, где размещаются публикации всех сайтов портала: Дзен, Телеграм, ВКонтакте, Одноклассники.