Весь вечер на манеже…

Почему многие из нас любят цирк? На этот вопрос, наверное, будут разные ответы. Но уверена, что и взрослые, и дети любят цирк за настроение. Великолепная музыка оркестра, шутки клоунов, виртуозность и блеск — это всё заставляет забыть многочисленные повседневные заботы, вместе посмеяться и снова, в который раз, удивиться чудом на манеже.

На этот раз в гомельском цирке гастролируют артисты Большого Московского цирка. И после каждого представления многие с теплотой и благодарностью говорят о клоунах — лауреатах международного конкурса Николае Кормильцеве и Андрее Шарнине. Меткость их шуток, удачные репризы, находчивость артистов в создании того или иного образа — вот те слагаемые, которые сопутствуют их успеху.

1994 04 09 ves vecher na manezhe

А какими же стараниями даётся клоунам их веселье на манеже и смех зрителей? Я хотела бы услышать об этом от самих клоунов.

…Дверь гостиничного номера открыл худощавый молодой человек. Встретил усталым взглядом серых глаз. И сразу же вспомнились стихотворные строки:

Работяга- клоун,
Не смывай свой грим,
В нём ты был весёлый,
Смыл и стал больным…

А Николаю и впрямь немного нездоровилось, но был выходной день, и он не сомневался, что до следующего представления всё будет в норме.

Николай Кормильцев до 25 лет о цирке и мыслей не держал. Жил в Запорожье, работал. Андрей Шарнин жил и работал в Казани. Оба начали с самодеятельности. Правда, Андрей начал намного раньше Николая, ему сейчас только тридцать, а уже восемь лет, как работают на манеже вместе.

Оба, совершенствуя своё мастерство, ступенька за ступенькой поднимались вверх. Встретились в Новосибирске, в «цирке на сцене», и начали работать вместе. Когда почувствовали, что у них получается что-то интересное, что зрителям нравится их искусство, решили поехать на просмотр в Москву. Там получили высокую оценку. Таким образом и начался новый этап в их биографии — Московский. Работа, работа и ещё раз работа…

А жизнь на колесах? Это тоже нужно воспринимать как должное, как то, к чему стремился и чего нельзя избежать. У Андрея, например, восьмимесячный сын. Дом молодой семьи — это номер в гостинице.

Кстати, такие условия артисты считают чуть ли не райскими, как и вообще сам приём их в гомельском цирке. Они отдают должное стараниям администрации сделать всё возможное для удобства артистов. И условия эти ни в коем случае не идут в сравнение с теми, что были у них, например, во время семимесячных гастролей в Швеции. Там всё направлено на то, чтобы наиболее выжать из артистов, остальное никого не волнует. Такой он, капиталистический рай!

Николаю и Андрею нравятся гомельские зрители. Как ни печально, но в других городах представления проходят при полупустых залах. Гомель и здесь исключение.

— Казалось бы, не к цирку людям при такой неустроенной жизни, а они всё равно идут на интересное зрелище, — отмечает Николай Кормильцев.

Сам же он уверен что у этого искусства есть будущее и что никогда и ни при каких обстоятельствах не погаснут огни цирка.

…Описать их репризы, трюки, шутки невозможно. Их надо видеть. И когда на манеже Николай Кормильцев и Андрей Шарнин, в цирке смех и аплодисменты не утихают. А для этого не прекращается работа за кулисами. Репетиции, репетиции… И снова рождается что-то новое.

А. Клыга, Фото А. Третьякова

На снимке: (слева направо) клоуны Николай Кармильцев и Андрей Шарнин во время представления.

Гомельская правда, 9 апреля 1994



Подписаться на каналы Гомельского историко-краеведческого портала, где размещаются публикации всех сайтов портала: Дзен, Телеграм, ВКонтакте, Одноклассники.