Перейти к содержимому

Пожарная улица

Так до 1948 года называлась сегодняшняя небольшая улица 30 лет БССР (протяженность — 857 метров) в Советском районе Гомеля. Неуклюжее, громоздкое внешне, современное название улицы давно утратило то идеологически-пропагандистское «содержание», которое имело во время празднования 30-летия образования БССР.

Такие названия правильно считать названиями-однодневками. Проходит праздник, истекают годы, наступают 40-е, 50-е, 70-е годовщины определенного события, значительность которых превышает то, что было в конце 40-х годов. А о чём рассказывает название 30 лет БССР?

Определенные даты остаются в памяти людей только при условии материализации их в конкретных созидательных делах, достижениях, событиях (например, постройка завода, клуба, кинотеатра, газопровода, открытие библиотеки, музея, победа в битве с врагом). Сама же по себе абстрактная дата (особенно в названиях улиц и других внутригородских объектов) чествоваться не должна, за исключением, возможно, дат, связанных с особо значимыми, исторически переломными событиями и национальными или международными праздниками (например, улицы 9 Мая или Первомайская, Фабрика «8 Марта»). О том, что гомельская кондитерская фабрика «Спартак» в 1927-31 годах называлась комбинатом «Спартак» имени 10-летия Октября (аж два названия, объединенные в одно, «гибридное»!), никто сейчас и не вспоминает. А на какое событие указывает улица 11 июля, что в Новобелицком районе Гомеля? Об этом не знают даже краеведы…

Разумеется «зашифрованным» может оказаться и обычное, «нецифрованное» наименование, например, то же название «Пожарная улица». Но «зашифрованность» здесь существенно другая: она не напоминает ребус, а нацеливает исследователя на поиск, приводящий к реконструкции полузабытого прошлого отдельного уголка города. Такие наименования всегда будут полезными, как средство и познания и воспитания.

…Пожарная улица, как и соседние с ней улицы Залинейного района, формировалась в конце XIX века, после превращения Гомеля в железнодорожный узел в связи с прокладкой через город линий Либаво-Роменской (1873 год) и Полесской (1888 год) железных дорог. В Залинейном районе, который именно тогда и образовался, строились и селились в основном железнодорожные рабочие и служащие. Так было и на Пожарной улице, но её название и «колорит» были обусловлены, скажем так, совершенно другим ведомством — пожарным.

На углу Ивановской улицы (сегодня — улица Котовского) и будущей Пожарной ещё до революции были построены каланча, пожарная часть из красного кирпича, а также конюшня для пожарных лошадей. По свидетельству старожилов, такие же каланча и пожарная часть существовали и на том месте сегодняшней центральной площади Гомеля, где в наши дни находится Главпочтамт. Последнее отделение пожарной команды принадлежало городу, поэтому можно думать, что подобное по внешнему виду пожарное отделение на пересечении Ивановской и Пожарной улиц также содержалось городской казной и было построено одновременно с первым, центральным отделением.

Однако в очерке Ф.А. Жудро, И.А. Сербова, Д.И. Даугялы «Город Гомель», опубликованном в книге «Записки Северо-Западного отдела императорского Русского географического общества» (книга 2 за 1911 год. Вильно, 1911) отмечено, что в 1911 году существовали два отделения городской пожарной команды — центральное, на Базарной площади, и в Новой Белице; кроме того, планируется организовать ещё одно отделение — на Конной площади (сегодня — территория Центрального рынка).

Таким образом, в 1911 году, как можно предположить, названия «Пожарная улица» ещё не было, так как не существовало там и пожарной части. Думается, однако, что в последующие год-два было образовано и «залинейное» отделение пожарной команды, так как этого требовал преимущественно деревянный район, который быстро рос в предреволюционные годы. Правда, не исключено, что вместо Конной площади ещё в 1911 году был выбран Залинейный район как место для постройки новой пожарной части с каланчой и конюшнями, ведь старожилы не знают подобных сооружений в прошлом в районе сегодняшнего рынка.

В Гомеле с 1896 года существовало также свободное пожарное общество, в котором в 1909 году, например, имелось 6 почётных, 22 пожизненных и 64 действительных членов; желающих в нем — 71 человек. Бюджет общества состоял из постоянной помощи от города и Гомельского общества взаимного от огня страхования, членских взносов и доходов от вечеров и гуляний.

А устраивать вечера и гулянья вольному пожарному обществу было где. В начале второго десятилетия XX века свободное пожарное общество возвело на территории, которую сегодня занимает Центральный стадион завода «Гомсельмаш» (прим. редактора: просто центральный стадион), большое депо с высокой каменной каланчой, казармы для пожарных, а также (обращаем на это внимание!) великолепный сад для гуляний, трек для велосипедных гонок, где зимой заливали каток, ротонду для оркестра, летний театр с открытой сценой, буфет. В здании пожарного общества помещались клубы — купеческие и пожарных деятелей. В театре ставились спектакли, организовывалось много других развлечений для горожан. Отделение свободного пожарного товарища имелось также в Новой Белице.

Что же касается отделения пожарной команды на углу Пожарной и Ивановской улиц, то оно было ликвидировано сравнительно недавно. Сейчас здание бывшей пожарной части принадлежит Гомельской областной автошколе.

Среди прочих «достопримечательностей» Пожарной улицы прошлых времен нельзя не указать… кавалерийскую воинскую часть, которая располагалась перед Великой Отечественной войной в этом районе и занимала территорию не только современной улицы 30 лет БССР, но и соседних (воинская часть «прерывала » пожарную улицу на две неравные половины). В военное лихолетье этот «городок» был разрушен и больше не восстанавливался. Сама улица тоже пострадала, но на ней сохранилось и немало довоенных деревянных домов. А вот пожарная каланча была сбита то ли бомбежкой, то ли снарядом, и её уже не отстроили.

А. Рогалев, кандидат филологических наук

Гомельская правда, 04.05.1994


8


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов