Театральный сезон открывает занавес.
Что касается нашего театра, то мы, пожалуй, свой сезон уже начали. Ведь спектакль «Леди Гамильтон» мы «сдавали» при полном зрительном зале. Рискованно? Да, но и ответственно.
Чтобы там ни говорили, но каждый театральный сезон имеет свою особенность. Вот этот, наш 54-й, он чем отличительный? Тем, пожалуй, что обновлён репертуар, причём почти полностью. Так сложилось, что свой прошлый сезон театр работал без главного режиссёра. И это, естественно, не могло не сказаться именно на репертуаре. Поэтому, готовясь к новому сезону, работать пришлось с удвоенной силой. И теперь я могу перечислить нашим зрителям, что они смогут увидеть у нас в новом сезоне. Кроме уже названной «Леди Гамильтон», это «Сцены из семейной жизни», «Дорогая Памела», спектакль «Дагарэла свечачка да палічкі». О последнем хочу сказать особо. Это история старухи из чернобыльской зоны, которую приехали забрать. И оказывается, что Чернобыль — это не только радиоактивный пепел, упавший на нашу землю. Драматург Алесь Петрашкевич поднимается в этой пьесе до философского обобщения трагедийности нашей жизни. Язвы радиации уже разъели нашу душу и сознание. Ведь старуху везут не куда-нибудь, а в дом престарелых, и везёт не кто-нибудь, а родная племянница, приказывая при этом взять с собой «одно место». Вот старуха и берёт — гроб. Ведь к старости человеку становится очень не безразличным, где и как его похоронят. А в гроб она кладёт портрет сына, который погиб в Афганистане, портрет мужа, который погиб на войне, в Отечественную… Очень часто актёр долго ждёт своей роли, той, что иногда открывает в нём новые грани, право на новое амплуа. Это спектакль — такой счастливый случай для актрисы Людмилы Горбуновой. Кроме таланта здесь ей потребовалось ещё и упорство в овладении белорусским языком. И её игра, и язык безупречны.
Вообще должна сказать, что в нашем театре сейчас появилась возможность работать над белорусским репертуаром. Наши актёры оказались способными учениками. Это подтверждают педагоги из университета, которые помогали нам в постановке пьесы А. Петрашкевича и сказки «Разумная дачка».
Другой наш спектакль, тоже из премьерных — «Леди Гамильтон» нравится нам самим. Благодаря помощи наших спонсоров — торгового Дома «Виктория» — он «одет» по моде той эпохи, достойно и в соответствии с понятиями той среды, о которой рассказывает пьеса. Это тоже очень немаловажно. Ибо часто все усилия труппы, а теперь в особенности, гасятся, что скрывать, нашей бедностью.
Так получилось, что весь наш новый репертуар — это работа почти одного человека, нового художественного руководителя и главного режиссёра областного театра Владимира Александровича Короткевича. Более того, «Сцены из семейной жизни» — это его инсценировка.
А начинаем сезон мы и в самом деле необычно. С 17 по 26 сентября работаем в Минске. После 10 лет, что прошли со времени последних гастролей Гомельского областного театра в столице, мы опять имеем возможность показаться столичной публике и критикам. В театре уже побывала критик Майя Горецкая. И предложила нам снять два спектакля — «Леди Гамильтон» и «Сцены из семейной жизни» для республиканского телевидения. Мы надеемся, что и другие театральные критики не оставят без внимания наши работы. Театру нужно доброжелательное и беспристрастное внимание знатоков. Это не даёт, что называется «заржаветь». А теперь в отсутствие возможности выехать на гастроли за пределы республики это тем более важно, потому что существует опасность, что провинциальные театры останутся наедине со своими проблемами. Театральные фестивали, смотры, общение актёров, режиссёров, критиков ещё не стали у нас, к сожалению, частыми и повсеместными. А без этого просто невозможно, иначе наступает «варение в собственном соку».
Мы по-прежнему работаем для детей. Свой спектакль «Разумная дачка» мы будем показывать не только на сцене театра, но и в школах. Дело в том, что это своеобразный урок белорусского языка. Кстати, можете теперь представить, насколько было важно актёрам, занятым в нём, безупречное владение белорусским языком.
Что касается планов, то они, конечно же, есть. По приезде из Минска Владимир Короткевич приступает к постановке «Истории любви». Её сюжет может быть знаком тем, кто помнит широко шедший некогда по экранам Советского Союза американский фильм с тем же названием. Мы выбрали его потому, что театру нужен спектакль именно такого содержания — светлый, трогательный, трагичный. Дело в том, что мы думаем, он будет интересен подросткам, старшеклассникам, которых в последнее время усиленно приучают к очень «своеобразному» взгляду на любовь, а первые трогательные отношения юноши и девушки опошляют, грязнят кинобоевики из третьеразрядного американского репертуара.
Думаю, что в этом сезоне у нас будет много интересного, что театр, наконец, сможет стать именно тем культурным центром, роль которого ему и предназначена: собирать, знакомить и сплачивать интеллигенцию, воспитывать, вводить в жизнь молодёжь, давать уроки доброты детям.
Татьяна Короткевич, помощник главного режиссёра по литературной части Гомельского областного драматического театра
На снимке: сцена из спектакля «Леди Гамильтон»
Гомельские ведомости, 24 сентября 1993