На светофоре время зажигает жёлтый

Накануне профессионального праздника работников автомобильного транспорта состоялась встреча с генеральным директором государственного производственного объединения «Гомельоблавтотранс» А. В. Счасновичем. Мы попросили его рассказать читателям о сегодняшнем дне автотранспортников, людей, чья работа тесно переплетена со всей нашей жизнью.

1993 10 30 na svetofore vremya zazhigaet zhyoltyj

— Александр Валентинович, в наше бурное время нелегко держаться праздничного настроения. Но ведь жизнь есть жизнь, и состоит она не только из огорчений, есть у человека и свои радости. А тем более у многотысячного коллектива. Хотя и проблем тоже уйма. Вот тут и хотелось бы услышать о том, что сегодня поддерживает, вселяет надежду на завтрашний день.

— На нашем жизненном светофоре сегодня чаще всего зажигается жёлтый свет. Автомобилисты знают, что это не просто предостережение, а знак быть полностью сконцентрированным, внимательным, чтобы без всякого промедления начать двигаться дальше. А это движение невозможно без постоянных поисков, совершенствования ранее приобретённого опыта. И сегодня не без удовольствия хотелось бы отметить, что мы первыми в республике в прошлом году всем нашим структурным предприятиям предоставили хозяйственную, финансовую и юридическую самостоятельность. Что это дало? В значительной степени повысилась ответственность: каждый стал сам себя обеспечивать и зарплатой, и автомобильным топливом, и т.д. Со стороны аппарата объединения выполняются только те организаторские работы, которые руководители наших подведомственных предприятий, a их у нас 42, делегировали нам.

Такое перераспределение управленческой нагрузки позволило не только повысить ответственность самих предприятий, но и значительно сократить аппарат объединения. Если в прошлые годы в нём было где-то 320 человек, то сегодня всего пятьдесят шесть.

И ещё одна цифра. Если в прошлом году 17 предприятий были у нас убыточными и низкорентабельными, то сейчас убыточных нет, кроме автовокзалов, которые нуждаются в особой поддержке. А такие предприятия, как АТП-1, АТП-4, АТП-24, АТП-26 г. Гомеля, АТП-7 г. Речицы, АТП-10 г. Добруша, АТП-15 г. п. Карма, АТП-17 г. п. Октябрьский, АТП-27 г. Калинковичи в этих тяжелейших условиях не просто работают стабильно, но и добиваются высокой рентабельности.

— Как ни печально, но сегодня приходится констатировать, что во многих коллективах вынуждены были пойти на сокращение штатов. А как обстоят дела у автомобилистов?

— Проведённая нами работа позволила сохранить трудовые коллективы, производственную базу, транспорт. Сегодня стратегическая линия не только в области, но вообще у транспортников республики на государственную собственность. Почему? Да потому, что технологически транспортные предприятия очень тесно связаны друг с другом и выделение какого-то одного из них из общего транспортного комплекса грозит серьёзными просчётами и недоработками в целом по этому комплексу. Сегодня Минтранс республики, который объединял автомобильный транспорт и речников, уже нет. Создано новое министерство транспорта и коммуникаций, в состав которого кроме нас входят работники авиационного транспорта, железнодорожники, те же речники, создано новое управление по морскому флоту. Сейчас прорабатывается на научной основе вопросы взаимодействия автомобилистов, железнодорожников…

— Министерство новое, а ранее намеченные планы, в частности, программа социальной защиты рабочих? Как быть с ними?

— Никто их не отменял. Выполнение постоянно находится в центре внимания. К примеру, у нас разработана программа «Жильё-95». Очень трудно сейчас вести строительство. Но ведь мы намеченное выполняем. В прошлом году даже вдвое перекрыли нормы по вводу жилья. И сегодня продолжаем строить квартиры для наших работников. В Гомеле ГАП-26 построил сорококвартирный жилой дом. Сегодня ГАП-24 и ГАП-4 взводят шестидесятиквартирный дом. В декабре сдаём сорококвартирный дом в Калинковичах для ГАП-27, работников автопарков Мозыря и Рогачёва также ждут новоселья.

А кто хочет строить индивидуально, пожалуйста. Таких застройщиков бесплатно обеспечиваем проектно-сметной документацией, автотранспортом для перевозки строительных материалов, гарантируем помощь в получении участков под строительство и отпуск фондируемых материалов. Такое строительство ведётся работниками автопарка №1. Это строительство можно увидеть, когда выезжаешь из Гомеля в направлении Клёнок, ГАП-8 получил участки под застройку в районе деревни Новая Жизнь, а ГАП-24 — у деревни Красное Гомельского района. В Лельчицах для автомобилистов под застройку отведена целая улица. Было бы только желание. Семь семей там уже справили новоселья.

Да и во многих других районах области руководители автомобильных организаций немало внимания уделяют жилищным проблемам своих работников. Это и понятно. Есть жилье — будешь с большей охотой работать.

— А какие производственные показатели?

— Коллективами автопредприятий и объединения в целом принимаются все меры не только для сохранения, но и расширения оказываемых видов услуг. За девять месяцев перевезено 25 миллионов тонн народнохозяйственных грузов, общий пассажирооборот составил 1743 миллиона пассажиро-километров. Цифры на первый взгляд вроде и неплохие, но удовлетворить они нас не могут. Кризисное положение в экономике, резкое подорожание транспортных услуг из-за постоянного обвального роста цен на энергоресурсы, отсутствие возможности в обновлении подвижного состава вызвали падение объёмов грузовых перевозок, сокращение рейсов на перевозках пассажиров. Выделяемые из бюджета дотации для поддержки пассажирского транспорта покрывают лишь 20-30 процентов фактических расходов на его эксплуатацию. А автобусы «Икарусы» изношены более чем на 60 процентов.

Кстати будет заметить и такое. Из указанных 1743 миллионов пассажиро-километров 46 процентов перевезены бесплатно в соответствии с предоставленными льготами, в отдельных же районах процент «бесплатников» доходит до 90. О каких доходах здесь может вестись речь.

— И всё же…

— И всё же ищем выход. Если раньше на область получали в год до 250 новых автобусов, то сейчас — ни одного. Ремонтируем старые, благодаря высокому профессионализму водителей увеличиваем срок эксплуатации машин. Разработали программу стабилизации работы объединения, предусматривающую координацию внутриобластных, междугородных и межгосударственных перевозок грузов и договорных тарифов, систему стимулирования клиентуры и работников транспорта за повышение эффективности перевозок, расширении коммерческих услуг, увеличение выпуска товаров народного потребления и объёма услуг, оказываемых организациям и частным лицам по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, шин, аккумуляторов, переводу автомобилей на газовое топливо и т.д.

Хотелось бы, чтобы было обеспечено ежемесячное опережающее выделение дотаций из бюджета на работу пассажирского транспорта, так как топливо выделяется только на условиях предварительной оплаты за него.

И хотелось бы подчеркнуть, что вся наша надежда на людей, которые работают искренне и преданно. Это водители Михаил Буслов из Гомеля, Григорий Цалко из Мозыря, Николай Мацкевич из Речицы, Василий Агеенко из Кормы, Николай Седько из Лоева, Николай Фолианов из Жлобина и многие другие. Именно работа таких, как они, и помогает выжить в нелёгких условиях.

— Большинство ваших водителей проводят праздник на своих рабочих местах. Успехов им и всему вашему коллективу.

— Спасибо!

Вл. Светлый, С. Дорожный

Гомельская правда, 30 октября 1993

Подписаться на каналы Гомельского историко-краеведческого портала, где размещаются публикации всех сайтов портала: Дзен, Телеграм, ВКонтакте, Одноклассники.