Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта /БелИИЖТ/ — один из немногих вузов республики, который в бурные годы перестройки экономики не только ничего не растерял, но, похоже, приобрёл «второе дыхание». С 1986 года его возглавляет академик Академии транспорта РФ, доктор технических наук, профессор Пётр Грунтов.
— Пётр Степанович, примите поздравления по случаю 40-летия вашего института. И хотя дата не совсем «круглая”, но повод для беседы, мне кажется, у нас есть. Давайте, например, оттолкнёмся от известного выражения «кадры решают всё». Что для вас, профессорско-преподавательского состава института сегодня главное?
— Пусть это звучит банально, но в «технологическом процессе» воспитания, обучения молодёжи ничего второстепенного быть не может. Здесь всё главное. Давайте возьмём, например, одну из «технологических операций» — работу с абитуриентом. Не секрет, что для многих вузов она начинается и заканчивается платными подготовительными курсами, экзаменационным «ситом». Всё это есть и у нас. Но не только это. Мы ищем будущих студентов на дальних подступах к институту. У нас даже создан специальный факультет: «Профессиональная ориентация и довузовская подготовка», который обеспечивает координацию профориентационной работы, проводимую кафедрами и подразделениями института в средних школах, техникумах и училищах, на промышленных предприятиях и в воинских частях. Скажем, мы взяли шефство над УПТК-1 и читаем там черчение, а заодно… общий курс по железным дорогам. Надо видеть, с каким интересом слушают его школьники. БелИИЖТ стал учредителем первого в Гомеле технического лицея. Наши преподаватели принимают участие в его приёмных и переводных экзаменах.
— Кстати, а как вы сами стали железнодорожником?
— Окончил с отличием Оршанский техникум МПС, БелИИЖТ /первый выпуск/ по специальности «Эксплуатация железных дорог». Работал на Московской железной дороге, с 1965 года — опять в родном институте. Зав. кафедрой, проректор по научной работе, ректор…
— Чтобы стать академиком, обязательно иметь дипломы с отличием?
— Скажем, так: желательно. Большая наука не терпит дилетантства.
Отмечу, что в институте работает высококвалифицированный коллектив преподавателей, среди которых 23 профессора, доктора наук и 143 доцента, кандидата наук. У нас созданы научные школы, сделано открытие, немало ценных изобретений. Труды наших ученых издаются в ближнем и дальнем зарубежье. Кстати, институт одним из первых в МПС аттестован, как отвечающий гостребованиям. И если ещё недавно мы были специализированным вузом железнодорожного профиля, то сегодня, учитывая распад СССР, на нас возложена подготовка кадров для Беларуси по всем инженерно-транспортным специальностям: железнодорожным, речным, воздушным, автомобильным. Было 4 факультета — стало 9, в том числе один гуманитарный. К тому же в прошлом году у нас создан специализированный совет, имеющий право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации по основным железнодорожным специальностям.
— Пётр Степанович, готовясь к встрече, я позвонил кадровикам Гомельского отделения дороги, в Министерство транспорта и коммуникаций республики, на ГСПО им. С.М. Кирова, где, как известно, работают ваши выпускники. Везде отмечают высокий уровень их инженерной подготовки. Скажем, данные на «Гомсельмаше»: 70 процентов руководящих кадров объединения — это инженеры с дипломами БелИИЖТа.
— Хотите сказать о перенасыщенности нашими специалистами областного центра? Но с другой стороны, нельзя ведь и отказать предприятиям, с которыми установились давние деловые отношения…
— Тогда такой вопрос: нет ли сегодня проблемы трудоустройства выпускников?
— Пока мы её решаем, но с каждым годом это делать становится всё труднее. Надо совершенствовать договорную систему, чтобы знать точно: кому и сколько специалистов требуется, размер оплаты за их подготовку.
— Какие ещё коррективы вносит в вашу работу время?
— Стало намного труднее с финансами. Запланировали построить бассейн, профилакторий для студентов и преподавателей, закупить новое и обновить морально изношенное оборудование в наших лабораториях. С сожалением наблюдаем, как студенты донашивают форменную одежду. Нам бы 5—8 миллионов рублей для самого необходимого. Раньше я эти деньги «нашёл» бы. Теперь их надо «добыть». Удастся ли — не знаю.
В институте вводится многоуровневое обучение, концепцию которого мы утвердили. Что это значит? Будем вручать дипломы трёх степеней: инженера-бакалавра, инженера и инженера-магистра. В зависимости от способностей, продолжительности учёбы. Первым — после четырёх лет обучения, последним — по окончании «полного института», работы на производстве и полуторагодичного углубления в вузе знаний по специальности. Думается, такая дифференциация логична и экономически целесообразна.
P.S. Когда этот материал был уже готов, пришло сообщение о переименовании БелИИЖТа в Белорусский государственный университет транспорта.
Беседу вёл Владимир Бондаренко
Республика, 22 октября 1993