Перейти к содержимому

Улица Рогачёвская

Из более чем 700 улиц Гомеля — 26 из них носят названия городов нашей страны (ул. Московская, ул. Минская, ул. Брестская и т.д.). Шесть улиц из них названы именами городов и райцентров нашей области. Это улицы Мозырская, Речицкая, Рогачёвская, Ветковская, Добрушская, Светлогорская.

Сегодня речь пойдет об одной из них — об улице Рогачёвской.

Рогачёвская улица протяженностью 950 метров находится почти в центре города и расположена в двух его районах: в Центральном и Железнодорожном между улицами Советской и Шевченко. Застройка и формирование её, как улицы, начались во второй половине прошлого века. Тогда это была крайняя улица города в северном и северо-западном направлениях. Не было ещё так называемого Залинейного района, не было ещё и железной дороги. Это видно и на схематических планах города тех лет. Улица Рогачёвская в своей середине имеет излом (небольшой поворот). Он сохранился и в сегодняшней улице. Это объясняется тем, что прямолинейность улицы при её формировании была нарушена близостью так называемого «Горелого болота», иначе дома строить было нельзя. Только гораздо позже началась застройка территории, которая окружала «Горелое болото». К Рогачёвской улице получила выход Поворотная улица (позже она стала называться ул. Гусевской, а ещё позже — улицей имени Черняховского).

В то время, когда начали застраиваться улица Рогачёвская и соседние с ней, Гомель был небольшим городком с населением около 20 тысяч человек. По сегодняшним меркам это население всего лишь одного микрорайона города.

В последующие годы население Гомеля стало интенсивно расти, чему в немалой степени способствовала постройка через Гомель железной дороги. Рогачёвская улица стала быстро застраиваться хорошими деревянными индивидуальными домами. В дореволюционное время название улицы «Рогачёвская» распространялось и на её продолжение за нынешнюю ул. Советскую. Здесь в то время располагался чугунно-литейный завод Агроскина (сейчас это завод «Стромавтолиния»),

В 1917 году в конце улицы на перекрестке её с ул. Либавской (сейчас это улица имени Шевченко) на базе небольшой мельницы возник крупозавод, а в 1932 году в начале улицы возле ул. Могилёвской (сейчас ул. имени Кирова) был создан небольшой винодельческий завод.

Во время Великой Отечественной войны и немецкой оккупации эта улица сравнительно мало пострадала, осталась после войны по-прежнему улицей деревянной застройки.

С 1940 по 1950 годы Рогачёвская улица носила название «улица 17-го сентября» в ознаменование присоединения Западной Беларуси с нашей республикой. Затем улице было возвращено её прежнее название.

И вот за последние 40 лет Рогачёвская улица сказочно быстро полностью преобразовалась. Сначала началось строительство 5-этажных жилых домов, а затем в 80-е годы — 9-этажных. В первых этажах этих домов появились объекты торговли, общественного питания, пункты бытового обслуживания. Появился административный корпус ПО «Белоруснефть», билетные кассы агентства Аэрофлота, ряд административных зданий. На углу улицы имени Шевченко со стороны ул. Полесской вырос большой производственный корпус подшипникового завода. И музейным экспонатом сейчас выглядят на этой улице два жилых деревянных дома старой постройки, которые остались. Если бы жителей этой улицы 1950-1960 годов привести на сегодняшнюю улицу Рогачёвскую, они ни за что не узнали бы своей улицы. Пожалуй, в Гомеле нет ещё одной такой улицы, которая по темпам нового строительства и полным изменением своего вида могла бы равняться с улицей Рогачёвской. Сейчас это современная улица высотной застройки крупного города.

Р. Музыченко, краевед

Гомельская правда, 24.09.1992
Перевод Александра Флегентова


30


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов