Теплоходы рождаются здесь

Гомельский судостроительно-судоремонтный завод — одно из старейших предприятий республики. Он основан в 1918 году. Многообразна и сложна продукция, освоенная и выпускаемая в разное время предприятием. Это буксирные теплоходы и баржи, плавкраны и электрофицированные земснаряды, катера «Волга», теплоходы «Беларусь», «Полесье» и многое другое. Суда, построенные заводчанами, ходят не только по многим рекам стран содружества. В разное время они поставлялись в Польшу, Болгарию, Сирию, и другие страны.

teploxody rozhdayutsya zdes 1

Сегодня Гомельский судостроительно-судоремонтный завод — современное предприятие, с замечательным коллективом корабелов, который ищет свой «фарватер» в нелёгком плавании к рынку.

У него всё как у бригадира. И штангенциркуль, который выглядывает из верхнего кармана рабочего комбинезона, и краешек авторучки, который поблескивает рядом. И эти натруженные, промасленные руки». Всё как у руководителя бригады корабелов, а точнее — слесарей-сборщиков.

Тяжёлая и потная эта работа — строить теплоходы — красавцы «Полесье». Но не только в этом её суть. Большого опыта, знаний и даже искусства требует она от человека. Не для каждого профессия эта, а по призванию.

— Михайлович! — подошёл к моему собеседнику, едва мы успели познакомиться, его товарищ по бригаде Владимир Михайловский, — не работает редуктор, помоги разобраться.

teploxody rozhdayutsya zdes 2

Извинился бригадир, отложил в сторону, с верстака, заготовки для специальных пластинок. И вот «нырнули» и скрылись Михайлович с Владимиром в открытую дверь салона стоящего на стапелях «Полесья». Белый, легкий из алюминия корпус будущего судна пока пуст. И его «начинкой» — установкой оборудования, приборов и занимается бригада Виктора Михайловича Лисовского — одного из ветеранов завода. Более тридцати лет работы на предприятии за плечами у бригадира. Пришёл сюда учеником, молодым парнишкой, а сейчас уже и до пенсии рукой подать…

«Живу в отсеке, — пошутил Виктор Михайлович, возвратившись, указав на корпус «Полесья»…

teploxody rozhdayutsya zdes 3

И это так. Знают Лисовского на заводе не только как отличного специалиста, но и как скромного, отзывчивого и душевного человека. У него десятки учеников, некоторые из них и сейчас работают в цехе. Владимир Михайловский трудится в одной бригаде вместе со своим вчерашним наставником.

— Какой же сейчас ваш средний заработок, — задаю ему деликатный вопрос.

— Три тысячи рублей,— отвечает Лисовский. — И у моих товарищей по бригаде около этого.

— Мы все должны жить лучше, — с уверенностью сказал Виктор Михайлович. — Хочется верить, что выберемся. Люди — то у нас способные, трудолюбивые. Руки золотые. Сужу по своей бригаде…

Китайцы знакомятся с «Полесьем»

Перед началом этого интервью я неожиданно встретился с китайскими предпринимателями. Они выходили из кабинета главного инженера завода Александра Степановича Верещагина.

И, конечно, мой первый вопрос к главному инженеру невольно оказался «привязан» к визиту иностранных гостей.

— С какой целью приезжали на завод предприниматели из Китая?

— Хотят закупить у нас несколько теплоходов «Полесье» для туризма.

— Значит, вашей продукцией уже интересуются за рубежом?

— Да, мы не только ремонтируем, но и строим суда. Годовая программа строительства рассчитана на выпуск 12 теплоходов «Полесье» и 10 буксирных судов проекта «570-В». Наши суда специфичны тем, что спроектированы и изготавливаются для эксплуатации на малых реках. Сейчас география наших поставок значительно расширилась. Продукция завода идёт не только в государства СНГ — Россию, Украину, Казахстан, но к ней проявляют интерес и за рубежом. Мы выходим на связи с Венгрией, Югославией, Китаем. Устанавливаем деловые контакты, изучаем рынок, действуем через совместные предприятия. На 1992 год портфель заказов на продукцию завода заполнен полностью. Свободных судов нет.

— Любопытная ситуация. На многих других предприятиях сейчас не знают, куда сбыть свою продукцию…

— Наша продукция всегда бы дешевле, чем аналогичная, выпускаемая в других регионах. Сейчас это приносит свои плоды. Справедливости ради следует сказать другое. Мы пока и монополисты на свою продукцию, в частное — на теплоход «Полесье». Но стараемся, как я уже говорил, придерживаться умеренных цен. Помогает выжить и бартер. Практически каждый покупатель нашего теплохода по договору должен нам ещё дополнительно осуществить поставки необходимых нашему заводу материалов. Так получаем стальной прокат, многие комплектующие…

— Думая о которых большинство руководителей не знают, что предпринимать, чтобы как-то добыть их…

— Комплектующие для нас м в целом, тоже громадная проблема. Только бартер спасти не может. Поэтому основную поставку делаем на службу снабжения. Сегодня 99 процентов успеха зависит от работы.

— Какими вы видите задачи на ближайшее будущее?

— Главное — сохранить коллектив, его костяк. Потеряем специалистов — потеряем всё. Поэтому чтобы загрузить людей работой, сохранить заработки, изменяем номенклатуру нашей продукции. Так, сейчас у нас есть заказы на производство яхт. Заводу крайне необходимо сохранить от выпускаемой продукции. Нам необходимо выжить в сегодняшней сегодняшней ситуации.

Надёжны и живучи

На стапелях — строящиеся «Полесья». Эти комфортабельные, надёжные и скоростные суда на подводных крыльях сегодня пользуются большим спросом у заказчиков. Основное достоинство «Полесья» — способность осуществлять перевозки пассажиров по мелководным рекам. В этом плане аналогов судну в мире пока нет. С ним знакомы и многие гомельчане. «Полесья» курсируют по Сожу.

А рождаются эти отличные теплоходы здесь, в цехе алюминиевого судостроения. Сколько труда, профессионального мастерства надо вложить корабелам, чтобы построить такое судно от его первых шпангоутов и до последней заклёпки! Здесь входу современные материалы и технологии. Корпуса теплоходов изготавливаются из алюминиево-магниевых сплавов, при этом применяется аргоно-дуговая сварка, контактно-точечная сварка, плазменная резка.

teploxody rozhdayutsya zdes 4

— Главный упор при постройке судов мы делаем на их надёжность и живучесть, — говорит главный технолог завода Павел Тихонович Зиновкин, который знакомил с производством. — Ведь речь идёт не только о комфорте, но прежде всего о безопасности пассажиров.

Так, к примеру, сварные швы судов подвергаются строгому ренгеноконтролю, осуществляемому с помощью специальных передвижных аппаратов. И это не случайно. Завод строит суда уже равняясь и присматриваясь к требованиям мирового рынка.

Работают здесь высококлассные специалисты. Многие из них обладают уникальными профессиями — электросварщика аргонно-дуговой сварки, судосборщика-клёпальщика. «Полесья» строят бригады Семёна Александровича Тышкевича, Виктора Михайловича Лисовского, Петра Петровича Веремеева и другие.

Участок, на котором работает Пётр Петрович Веремеев, один из ответственнейших. Здесь изготавливаются корпуса судов. Тридцать лет трудится на заводе Пётр Петрович, он специалист высокого класса.

— Вопрос качества — один из главных в нашей работе, — говорит он. Надо продавать нашу продукцию за рубеж. Поэтому престиж заводской марки должен быть на высоте.

— Ну а «дыхание безработицы», чувствуете ли его вы и ваши товарищи уже сегодня?

— Пока нет, — говорит Веремеев, — мы сегодня загружены, да и на других участках люди не сидят без дела. Надеемся, что работа будет и завтра…

Оптимизм рабочего не наигран. На заводе умеют хозяйствовать даже в сегодняшних труднейших условиях. Здесь ищут любые выгодные заказы. Вот. к примеру. рядом со стапелями стоит «Уазик» одного из хозяйств. Для него изготавливают по заказу кузов из алюминиевого сплава. На «слипе», рядом с цехом, — небольшое суденышко совхоза «Восход», что под Лоевом. Ему заводчане делают капитальный ремонт. Что ж, копейка рубль бережёт…

Страницу подготовили В. Галайдин и А. Рудченко

Гомельские ведомости, 2 мая 1992

Подписаться на каналы Гомельского историко-краеведческого портала, где размещаются публикации всех сайтов портала: Дзен, Телеграм, ВКонтакте, Одноклассники.