Кажется, совсем недавно 30-тысячный коллектив производственного объединения «Гомсельмаш» был у всех на слуху. Всевозможные почины, юбилеи, награды. Сюда приезжали министры, члены правительства, даже Политбюро.
Чуть позже, в период митингово-забастовочной эйфории, сельмашевцы оказались горазды и на другое. В феврале согласно приказу генерального директора С. Дрозда «Гомсельмаш» остановился на целый месяц. Редакция «Радиофакта» поторопилась объявить объединение банкротом: оно существует.
Конец монопольке
В условиях конкуренции процветает наиболее оборотистое, умеющее заглядывать вперёд, предприятие. «Гомсельмаш» был вроде тепличного растения. Монополист, без всякого намёка на конкуренцию. Некоторым аграрникам удавалось иной раз приобрести немецкий комбайн, но эти надёжные машины не могли, конечно, решить проблему в глобальном масштабе. А «Гомсельмаш» много лет подряд выкатывал из своих ворот тяжеловесный и ненадёжный КСК-100, который за пределами республики называли «белорусским чудом, но русским горем». Не имея, однако, возможности приобрести что-либо лучшее, и за этими комбайнами и запчастями к ним сельчане приезжали с поклоном.
Поставленная на производство в последнее время универсальная машина «Полесье-250» явилась значительным шагом вперёд, и потому привыкшее к монополии руководство «Гомсельмаша» надеялось, что при любой власти кукурузу и другие кормовые культуры крестьяне выращивать будут, следовательно для уборки их понадобится гомельская техника.
Увы! В странах СНГ около десятка предприятий начали выпускать свою кормоуборочную технику. Быстро, оперативно. Это — Ростов, Таганрог, Ярославль, Биробиджан, Красноярск, Тернополь и другие.
Естественно, колхозы и совхозы, собрав по 1,8 миллиона рублей на «Полесье-250», теперь непременно приценятся к продукции других заводов, поинтересуются её качеством. А там, глядишь, и новые конкуренты объявятся, к тому же объединённая Германия что-нибудь более надёжное может подбросить тем, кто побогаче.
А торговать нечем
Если условно отделить всё, что принадлежит сельмашевцам и построено ими, получится крупный город районного масштаба. Есть в нём и свой фирменный магазин. Единственный. Но торгуют в нём не только сельмашевской продукцией. Львиная доля выручки приходится на одежду, поставляемую сюда предприятиями Прибалтики.
Есть, правда, и своё. Но спросом не пользуется. С начала года, например, стоит здесь прицеп для легкового автомобиля за… 32 тысячи рублей. Это намного дороже минского «Зубрёнка», который, кстати, и качеством получше. Есть в магазине набор ножей за 275 рублей, навесные замки по 277 рублей, чесночницы по 300 рублей. Всё это дорого.
Интересует покупателей единственная продукция сельмашевцев — мини-трактор. Но он не по карману крестьянину, да на первых порах и фермеру: стоит 82 тысячи рублей.
Тем не менее, даже игнорируя потребности своих кормильцев сельчан, объединение могло бы делать бизнес на этой технике. Однако выпуск мини-тракторов на сегодняшний день смехотворно мал. Первые его образцы были собраны в объединении лет 10—12 назад. Они прошли испытания, побывали на нескольких областных выставках товаров народного потребления, на первомайских демонстрациях и т. д. Но серийный выпуск нужных для села машин начался только осенью 1990 года. В прошлом году их было снято со стапелей немногим более 200 штук, а в этом машины стоят в основном некомплектные из-за отсутствия металла для дисков колес.
В своё время за освоение мини-тракторов брался завод литья и нормалей, но широко развернуться ему не дали, поручив это дело цеху главного конвейера на головном заводе. Теперь и первые, получив кое-какую самостоятельность, наладили выпуск мини-тракторов. Так и лепят их в стеснённых условиях на двух предприятиях. Естественно, когда есть из чего.
Рабочие рассказали мне о любопытном факте. Оказывается, львиная доля мини-тракторов (за прошлый год 100 штук) отправляется в Болгарию. Но не за доллары, а в обмен на поставляемую для их изготовления трансмиссию. За пять таких узлов — два трактора. Условие, конечно же, грабительское, но в объединении смирились с этим. Освоить изготовление трансмиссии на месте собираются только в следующем году.
Истина подтвердилась: незаменимых нет
Вряд ли в странах СНГ найдётся промышленное предприятие, которое без всяких проблем вошло в рыночные отношения. Те же гомельские станкостроители переживают определённые трудности, хотя заранее сумели перепрофилировать значительную часть своих мощностей на выпуск стиральных машин, микроволновых печей и другой современной продукции, пользующейся спросом у населения, заключить с поставщиками прямые договоры.
«Гомсельмаш» же жил надеждой на свою незаменимость. Но после того, как в конце прошлого года объединение не смогло получить около 70 тысяч тонн металлопроката из потребляемых 200 тысяч, а в этом году металлургические предприятия Украины и России, а заодно и Харьковский моторный завод вообще стали отказывать в поставках своей продукции, наступил шок. Попытка использовать старые рычаги эффекта не дала. По мнению некоторых сельмашевцев, руководство объединения просто растерялось. В итоге почти 30-тысячный коллектив вынужден был пойти в отпуск.
Люди заволновались. Пошли разговоры о сокращении на треть численности работающих, о распаде объединения. А куда податься в это тревожное время? Кроме того, каждый третий сельмашевец числится в очередниках на улучшение жилищных условий. Неудивительно, что в такой ситуации коллектив завода литья и нормалей поднял вопрос о полной экономической самостоятельности, прессово-кузнечного цеха — о приватизации, а обоих подсобных хозяйств — о выходе из объединения. И прозвучала новая аббревиатура: СНЗ — Союз независимых заводов.
Пар из котла выпущен
До распада «Гомсельмаша» дело всё-таки не дошло. Руководство объединения взяло в Промстройбанке кредиты в сумме 1 миллиарда рублей. Благодаря этому появилась возможность заключить прямые договоры с некоторыми металлургическими предприятиями Украины, предварительно оплатив им за поставку продукции в Гомель. В частности, Мариупольский комбинат отгрузил 4 тысячи тонн холоднокатаного листа. Это в какой-то степени позволит решить одну из важных проблем. Кстати, металл уже начал поступать.
По-прежнему стоят на территории «Гомсельмаша» около 200 агрегатов «Полесье-250»… без харьковских двигателей. Укомплектовать их пока не удаётся.
В срочном порядке в объединении обсуждался вопрос о производстве двигателей с участием сельмашевцев на Минском моторном заводе. Но для этого нужен срок. И немалый.
В решении своей судьбы принял участие, можно сказать, каждый работник объединения. На всех заводах, в цехах, на участках и в других подразделениях прошли собрания, конференции трудовых коллективов.
Уже приняты соответствующие решения. Например, издан приказ о постановке на производство комбайна КПД-3000. Предусмотрено уже в мае-июле изготовить промышленную партию этих машин, а к концу года создать мощности по выпуску в год 4000 таких комбайнов. Очень важно, что к их производству подключается Украина.
Руководству объединения удалось разместить на предприятиях Беларуси заказы на изготовление некоторых узлов и деталей, которые сейчас поставляются по импорту.
Значительно расширяется производство товаров народного потребления. Ассортимент широкий — столовая посуда, наборы для туристов, печное литьё, клетки для домашних животных, тележки, прицепной и дачный инвентарь, наиболее дефицитные запчасти для легковых автомобилей и мопедов.
Экономическая политика нацеливается на максимально рациональное использование денежных ресурсов. Финансирование работ, не связанных с производством и реализацией продукции, прекращено. Объединение в ближайшее время откажется от услуг наркологического диспансера и спецконтингента вьетнамских рабочих. Но свои кадры сокращать не собирается.
…Взрывоопасная обстановка миновала. Руководство объединения получило возможность сделать серьёзные выводы из сложной ситуации и начать раскручивать механизм до нужных оборотов. А долги банку придётся возвращать, притом с большими процентами.
Петр Радечко, собственный корреспондент «Советской Белоруссии»
Советская Белоруссия, 28 мая 1992