В конце XII века название Гомия на два столетия исчезает со страниц средневековых летописей, поскольку он оказался в стороне от основных событий тогдашней истории, вершившихся в Киеве и столицах крупнейших княжеств — Чернигове, Полоцке, Смоленске, а также в Новгороде. Между тем, город продолжал расти и богатеть. К началу XIII столетия его площадь достигла 45-50 га, что по меркам древнерусского средневековья равно территории весьма значительного городского центра с многотысячным населением (для сравнения: в тогдашних сёлах проживало обычно не более 50-100 человек).
Черниговские князья, обеспокоенные осложнением внутриполитической ситуации в южнорусских землях и, особенно, появлением в степях нового коварного врага — монголов, держали в Гомии сильный гарнизон профессиональных воинов-дружинников. Личное оружие имели также и многие рядовые жители, готовые выйти на городские стены в момент вражеского нападения. Предметы вооружения, боевого снаряжения всадника и коня — наконечники стрел, копий, части клинкового оружия (мечей, сабель), шпоры, удила — найдены археологами как в «аристократическом» районе города-детинца, так и в рядовых жилищах на окольном граде и посадах.
Археологи, планируя раскопки, обычно заранее предугадывают ожидаемые результаты исследований. Но даже самые оптимистические прогнозы не могли предсказать открытия летом 1987 года в Гомеле уникальной оружейной мастерской первой половины XIII века.
Мастерская, остатки которой раскрыты в зоне реконструкции кинотеатра им. Исаченко, располагалась в одной из частей большого деревянного дома. Её пол находился ниже уровня древней земляной поверхности, а на нём был устроен специальный очаг производственного назначения. Здание сгорело во время пожара, охватившего около 1239 года окольный град летописного Гомия. Пол мастерской был завален рухнувшими остатками стен и перекрытий, которые буквально похоронили под собой огромное количество разнообразных предметов (около 1500 единиц — редчайшая удача археологов!). Многие вещи спаялись под воздействием сильного огня. В процессе их последующей расчистки удалось выяснить, что большая часть находок — это детали наступательного и защитного вооружения средневековых воинов. Они относятся к оружейным образцам, распространенным в Европе XII-XIII веков: перекрестия и навершия мечей и сабель из цветного и черного металла, наконечники ножен клинкового оружия. При раскопках такие предметы встречаются редко, но ещё более неожиданная находка — обломки железных лат, защищавших руки воина, — так называемых наручей. Эта часть доспеха тяжеловооружённых ратников до XIV века использовалась в восточнославянских землях крайне редко. Единственная древняя находка была сделана ещё до революции при раскопках городища «Девич-Гора» на Киевщине, разгромленном монголо-татарами в 1240 году. Следовательно, гомийский наруч — это второй экземпляр столь редкой вещи, попавший в распоряжение ученых.
В середине XIII века полнокровная жизнь Гомия — цветущего средневекового города — внезапно оборвалась. Тщательное изучение археологических находок, отмеченные при раскопках следы сильного пожара в крепости-детинце и на окольном граде, уничтожившего деревянную застройку и оборонительные сооружения, брошенные в жилищах и мастерских ценные вещи, за которыми так и не вернулись их владельцы, — показывают, что в истории Гомия произошли какие-то трагические события. Найденные в слое разрушения крепостного вала наконечники монголо-татарских стрел (их называют «срезнями») не оставляют сомнений, что город подвергся нападению иноземных завоевателей. Гомияне сопротивлялись мужественно, но крепость была взята штурмом, город разорён дотла, а большая часть его населения перебита или уведена в рабство.
Точную дату захвата летописного Гомия монголами мы едва ли когда-нибудь узнаем, поскольку письменные документы хранят по данному поводу молчание. Надо предполагать, что это случилось в 1239 году, когда орды азиатских пришельцев, сломив сопротивление княжеских дружин и ополченцев. разграбили и выжгли стольный Чернигов. Как известно, Гомий входил тогда в состав черниговских владений и его отделяло от столицы княжества расстояние немногим большее ста километров. Намек на трагические события в истории Гомия угадывается в горьких словах летописца о том, что судьбу Чернигова повторили многие города черниговские.
На снимке: схематический план Гомия в XII-XIII столетиях.
О. Макушников
Гомельские ведомости, 26 сентября 1992