Перейти к содержимому

Улицы Андрея и Федосея и другие достойные внимания

На плане Гомеля 1910 года вдоль линий Либаво-Роменской и Полесской железных дорог (на участке в черте города эти линии шли вместе, рядом друг с другом) указана Железнодорожная улица. Но я, как старожил города, утверждаю, что такого наименования даная улица не имела. Издавна она называлась Андреевской. Обозначение же Железнодорожная улица, видимо, появилось потому, что у нас, когда составлялся план, название Андреевская, которое употребляли все местные жители, еще официально не закрепилось. В конце XIX и начале XX веков Андреевская улица только формировалась, она шла вдоль железной дороги, поэтому ее и обозначили как железнодорожную. А возникновение названия Андреевская связано со следующим фактом.

На углу современных улиц Украинской (бывшая Андреевская) и Циолковского (бывшая Федосеевская) где-то в 80-х годах XIX века, а может и немного позже, железнодорожный служащий построил большой дом для двух своих сыновей — Андрея и Федосея. По своему внешнему виду дом напоминал букву «г». В одной части его поселился Андрей, а в другой — Федосей. От этого дома в разные стороны со временем пошли две улицы — Андреевская и Федосеевская. Вот такая история.

На том же плане города 1910 года на углу Замковой и Троицкой улиц изображен квадрат, но не указано, что именно имеется в виду. Мне же вспоминается 1916 год, когда на этом месте еще хранились остатки католического кладбища. Они были небольшими, но древними. Возникли еще в XVIII веке, когда Замковой улицы не существовало. На месте бывшего римско-католического кладбища в наши дни располагаются ювелирный магазин «Рубин», хлебный — «Колосок» и аптека. Здесь пролегает главная улица Гомеля — проспект имени Ленина, ежедневно проходят сотни, если не тысячи гомельчан и гостей города. И никто (почти никто) не знает об этом историческом месте. А знать и помнить надо. Вот я и предлагаю установить на одном из домов памятный знак. И еще: надо уточнить места других кладбищ в городских границах и почтить их таким же образом, ведь у каждого из нас, знаем мы это или нет, есть частичка прошлого.

Перейдем к следующему факту, к следующему стоящему вниманию страницы Гомельского прошлого. Все, пожалуй, знают улицу Коммунаров, бывшую Мясницкую. Она получила свое современное название в честь гомельских Коммунаров, которые геройски погибли во время стрекопытовского белогвардейского мятежа в марте 1919 года.

Биографии Коммунаров — Б. Я. Ауэрбаха, М. С. Билецкого, И. И. Ланге и других изучаются историками, материалы о деятельности гомельских большевиков собираются сотрудниками областного краеведческого музея. А знают ли специалисты вот такой факт?

После начала Первой мировой войны, в 1914 году, в окрестностях Гомеля были перемещены вторая тыловая автомастерская, четвертый коренной парк (вагонный парк), тыловое хозяйство Варшавского военного округа и т.д. Вторая тыловая автомастерская расположилась в Новой Белице. Именно здесь работали и с этой мастерской приехали в Гомель русский Сергей Михайлович Бочкин, украинец Борис Яковлевич Ауэрбах-Подгорный, латыш Иван Иванович Ланге. Здесь они, скажем так, и организовались, и начали свою агитационную и пропагандистскую деятельность среди белицких и гомельских рабочих.

Имена этих и других большевиков увековечены в названиях улиц Гомеля. Но ведь не все имена мы знаем. Например, Алексей Осипович Беспрозванный, житель Новой Белицы. Родители его по происхождению — смоленцы, был он вторым сыном в семье. Семья Беспрозванных жила на углу 7-й Поперечной (ныне улица имени Мечникова) и Покровской (имени Димитрова) улиц. Сам же Алексей Осипович жил потом на 8-й Поперечной улице (имя Радищева), между Покровской и Кореневской (имя Урицкого) улицами. По специальности и по основным своим занятиям А. О. Беспрозванный — строитель.

Трудно сказать, когда и где он проникся революционными идеями. Видимо, во время своих многочисленных «путешествий» по ближайшим и более далеким от Гомеля и Новый Белицы местам (как строитель он работал на различных частных и государственных объектах). Но ведь в Новой Белице его знали как активного революционера. А. О. Беспрозванный читал сам и распространял соответствующую литературу, организовывал собрания. Его революционная деятельность приходилась на период перед Первой мировой войной, особенно на 1910-1911 годы. Помню, что в доме моего отца происходили собрания, на которых выступал Алексей Осипович, сам же я иной раз во время собраний находился на улице, на страже.

В 1912 году А. О. Беспрозванного арестовали и куда-то сослали. Весной 1914 года он вернулся, но вскоре, после начала войны, его снова арестовали и отправили в ссылку. Вновь появился Беспрозванный в Новой Белице во время правления правительства Керенского и вновь активно вступил в революционную борьбу.

В годы советской власти А. О. Беспрозванный работал на спичечной фабрике, был заместителем директора. Затем находился на строительстве деревообрабатывающего комбината в Брянске. Перед Великой Отечественной войной и после нее был председателем, как мы тогда называли, «многопромсовета» (организация, знавшая бытовым обслуживанием населения). После отставки в 70-летнем возрасте Беспрозванный еще ходил и ездил по деревням и строил людям печи. Вот такой это человек. Имею конкретное предложение: назвать именем А.О. Беспрозванного одну из улиц Новой Белицы, хотя бы бывшие 7-ю и 8-ю поперечные, на которых он когда-то жил.

А. Сорокалетов, активист областного отделения Советского фонда культуры

Гомельская правда, 14.10.1991
Перевод Александра Флегентова


5


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов