Перейти к содержимому

Улица Московская

В наши дни это одна из сравнительно тихих и уютных улиц так называемого Залинейного района. Но в прошлом Московская улица считалась главной, центральной среди соседних улиц. Почему центральной, с чем это было связано?

Прежде чем ответить на такой вопрос, обратим внимание вот на какое обстоятельство. В бывшей Западной части города (Залинейный район) с конца XIX века по традиции ряду улиц уделялись наименования в честь городов Российского государства — Орловская, Ярославская, Киевская, Одесская, Московская… Этот факт позволяет догадываться, что то название, которое прославляло Москву, было связано с улицей, которая чем-то отличалась от остальных. Так оно и было.

Московская и соседние улицы начали формироваться почти одновременно с прокладыванием через Гомель линий Либаво-Роменской (1873 год) и Полесской (1868 год) железных дорог. На этих улицах сначала строились дома и селились исключительно железнодорожные рабочие и служащие. Старожилы вспоминают, что некоторые специалисты-железнодорожники приехали в Гомель из города Сновска (с 1935 года — Щорс). Недаром, среди первопоселенцев Московской и соседних улиц была распространена украинская фамилия Дергач, Деркач. Украинские переселенцы строили свои дома по украинскому «фасону» — без фронтона (фронтон треугольная или циркулярная верхняя часть фасада здания, которая ограничена двускатной крышей, а также украшение над окнами и дверями). Ещё и сегодня на Московской улице, в её начальной части, стоят два дома, построенные на украинский лад.

Московская улица, в отличие от некоторых других, в частности, Алексеевской, не была «замкнута» со стороны железной дороги, то есть не завершалась у железнодорожной линии тупиком — домом, который вместе с хозяйственными постройками стоял поперек улицы. Наоборот, она заканчивалась у самого железнодорожного полотна, более того, выводила прямо к переходному мосту, по которому можно было попасть и на вокзал, и в главные гомельские мастерские (вагоноремонтный завод). Мост был построен в 1889 году недалеко от северной стены вокзала станции Гомель-пассажирский (об истории моста подробно рассказал краевед А. Радевич в №149 «ГП» за прошлый год). Кстати, он был возведён как раз тогда, когда быстрыми темпами начала расти Московская улица, хотя последний факт и нельзя рассматривать как причину первого.

В своей начальной части улица была довольно узкая, но по мере того, как она тянулась в направлении на Запад, едва заметно, но неуклонно расширялась. Думается, что постепенное расширение Московской улицы, которая прокладывалась в сторону улицы Батарейной (имени Богдана Хмельницкого) было связано вот с чем.

Московская улица являлась основной магистралью, по которой пешком двигались в город и из города рабочие железнодорожных мастерских и других гомельских предприятий. Железнодорожные рабочие и служащие, как уже отмечалось, жили главным образом в западной части Гомеля, а также в деревнях Лещинец, Мильча, Осовцы. Вот почему Московская улица считалась центральной.

С бегом времени, с 20-30-х годов, на Московской и соседних улицах Западного района Гомеля начали строиться крестьяне окрестных деревень. Сегодня в Гомеле существует так называемый Западный район (неофициальное собственное наименование). Однако нынешний Западный район — это своеобразное продолжение того Западного района, который формировался в городе на рубеже веков. После революции и почти до самой Великой Отечественной войны западная часть города ограничивалась Батарейной улицей. Дальше к западу от неё тянулись поля и луга. После завершения строительства в 1926 году стадиона «Локомотив» сформировалась улица Спортивная.

А. Рогалев (гонорар за публикацию автор перечисляет в фонд поддержки «ГП»).

Гомельская правда, 31.01.1991


8


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов