В одном удивительном, веселом и умном детском произведении маленькие жители сказочного города жили на улице Колокольчиков и аллее Ромашек, гуляли по бульвару Васильков, купались в Огуречной реке. Да и сам город был тоже необычен — Цветочный. Но именно в этом и заключалась его неповторимая своеобразие.
В реальных городах, в том числе в крупных центрах, хотя деревенские идиллии встречаются здесь все реже и реже, «сказочно-цветные» названия улиц тем не менее занимают своё место в общей системе городской топонимии.
Вот и в нашем Гомеле существуют улицы Солнечная, Зелёная, Жемчужная (Новобелицкий район), Красная, Светлая, Ясная, Цветная, 1-я и 2-я Урожайные (Железнодорожный район), Вишнёвая (Центральный район), Блакітная (русскоязычный вариант — «Лазурная»), Радости (Советский район). Если воспринимать информацию, которую дают современникам названия внутригородских объектов, только в конкретно-историческом аспекте, то наименования, подобные перечисленным, можно действительно подвергнуть самой жёсткой критике за их абстрактный, умилительно-эмоциональный характер. Можно даже посчитать такие наименования псевдоэстетичными, бездушными и обезличенными. Но давайте не будем спешить делать такие выводы. Тем более не будем настаивать на том, что эти «сказочно-цветные» наименования являются яркими примерами «новояза», то есть «нового языка» советской эпохи. Такие высказывания нет-нет, да и попадаются на страницах газет и журналов. Данная мысль не только поспешна, но и ошибочна.
Принцип называния внутригородских объектов по связи их с абстрактным понятием начал формироваться ещё в конце XVIII века. Известный белорусский топонимист Г.М. Мезенко свидетельствует, что наименования улиц, связанные с эмоциональным воздействием (она их называет эмоционально-характеризуемыми названиями) на территории Беларуси впервые фиксируются во второй половине XIX века: «Буйная улица» в Бобруйске (1866 год), «Весёлая улица» в Пинске (1899 год), «улица Роскошь» в Гродно 1899 год). Проникновение подобных наименований в города Беларуси происходило под влиянием польской внутригородской топонимии.
Цветовые, красочные названия (улицы типа Зелёная, Лазурная, Красная, что значит «красивая» и т.д.) в белорусских городах впервые появились в конце XIX века и опять-таки под влиянием топонимии западнославянских городов. Так, по свидетельству той же Г.М. Мезенко, в Варшаве в 1819 году существовали улицы Зелёная, Белая, Золотая. Улица Красная («красивая») зарегистрирована ещё в XVIII веке в Слуцке.
Гомельские названия улиц типа Жемчужная, Урожайная, Радости имеют символический и эмоционально-плотоядный характер. Правда, наименование Жемчужная улица может восприниматься и конкретнее: на этой улице расположен завод «Кристалл», и название улице было присвоено в связи со строительством завода в начале 70-х годов.
Улицы Светлая, Урожайная, Зелёная, Солнечная появились на карте Гомеля в 1957 году. До этого данные улицы назывались соответственно Новая, и Первомайская (Прудок), Новая и Южная (Новобелицкий район). Переименования были произведены в связи с необходимостью избавиться от одинаковых названий в черте города (Прудок как раз в октябре 1957 года вошёл в состав Гомеля). До 1957 года в Гомеле существовали две Красные улицы. 1-я Красная в тот год стала улицей имени Докутович, а 2-я Красная — просто Красной — «красивой».
Таким образом, символические и эмоционально-возвышенные наименования улиц в Гомеле являются сравнительно новыми. Но ведь соответствующий принцип названия — отнюдь не какое-то проявление «новояза», он (принцип) имеет свою историю и связан с определенными традициями, как на Беларуси, так и в других странах (прежде всего, в соседней Польше).
А. Рогалев
Гомельская правда, 04.07.1991