Перейти к содержимому

Полесская и соседние улицы

Полесская улица сегодня-это одна из наиболее оживленных транспортных магистралей города. Однако ещё в 70-е годы XIX века, 120 лет назад, Полесской улицы не существовало. Был здесь луг, который тянулся дальше на запад и на север. Недаром ближайшая улица получила наименование Луговой (с 16 марта 1923 года — улица Песина). На этой улице, которая шла от Рогачёвской параллельно Румянцевской, в те времена кончался город.

Активное формирование Полесской улицы приходится на вторую половину 80-х годов XIX века и связано с прокладыванием через наш город Гомель линии Полесской железной дороги. «Проведение в 1873 году через Гомель Либаво-Роменской железной дороги и, пятнадцатью годами позже, Полесской железной дороги привлекло в город многих предпринимателей,… сменила крестьянско-обывательский характер старого Гомеля на торговый и маклерский» (Д. А. Виноградов. «Гомель. Его прошлое и настоящее. 1142-1900 г.» — Москва, 1900, с. 35). Про Либаво-Роменскую железную дорогу мы уже рассказывали (см. «Гомельскую правду», №70 за 11 апреля 1991 г.). Отметим лишь, что с прокладыванием линии Либаво-Роменской железной дороги было связано возникновение улицы Либавской (ныне — улица Шевченко). Аналогично улица Полесская получила своё наименование от Полесской железной дороги, с которой тесно связана её начальная история. Линия Полесской железной дороги прошла через Гомель в 1888 году. В районе современной станции «Гомель-хозяйственная» быстро было построено здание Полесского вокзала. Рядом с ним 22 октября 1907 года освятили каменную церковь, построенную на средства железнодорожных служащих. Эта церковь упоминается в очерке Ф. А. Жудро, И. А. Сербова, Д. И. Довгялы «Город Гомель» («Записки Северо-Западного отдела императорского Русского Географического общества». — Книга 2. — Вильна, 1911) как железнодорожная Николаевская церковь. Но уже на плане Гомеля 1910 года, составленном А. Ф. Шекудовым, обозначена железнодорожная Никольская церковь. Так она называется и сейчас. От Никольской церкви и улица, на которой она располагалась, получила название Никольской (вскоре после революции её переименовали в улицу Демьяна Бедного).

На противоположной стороне железной дороги параллельно Никольской и Полесской улицам шла Николаевская улица, которая, видимо, называлась так от первоначального наименования железнодорожной церкви — Николаевская. Потом Николаевскую улицу, по всей вероятности, одновременно с Никольской, переименовали в 1-ю Красную (то ли «красивую», то ли Красную — «революционную»). Была еще и 2-я Красная-Чырвоная (бывшая Новониколаевская). С 1957 года она называется просто Красной-Чырвонай. А 1-ю Красную-Чырвоную также в этот год назвали в честь отважной летчицы уроженки Гомеля Галины Ивановны Докутович.

В районе Либаво-Роменской железной дороги в конце XIX века сформировалась ещё одна улица, название которой прямо соотносилось с железнодорожным транспортом — Сортировочная (с 1982 года — улица имени Телегина; названа в честь Константина Федоровича Телегина, генерала-лейтенанта, почётного гражданина Гомеля). На всех тех улицах, которые мы здесь помянули изначально жили исключительно железнодорожные рабочие, мастеровые, служащие.

Несколько слов о самой Полесской железной дороге, участок которой, как мы отметили, в 1888 году проложили через Гомель. Существовало несколько участков Полесской железной дороги: Брестско-Гомельский, Гомельско-Брянский, Барановичско-Белостокский, Виленско-Ровенский. Строительство участка от Бреста до Пинска началось в 1882 году, остальных — в 1883 году. Интересно, что все участки были одноколейными, так как строились в тяжелых условиях, среди полесских болот и сплошных лесов. Полесская железная дорога прокладывалась в стратегических целях, от неё особых доходов и выгод не ожидалось. Она принадлежала правительству и находилась в распоряжении казны. Между тем доходность железной дороги оказалась достаточно высокой. Так, чистая прибыль в 1896 году превысила 5 млн. рублей. Грузооборот главных грузов (соль, хлеб, нефть, нефтепродукты, лесные строительные материалы, дрова, каменный уголь) в конце 90-х годов XIX века на Полесской железной дороге составил 113 млн. пудов (см.: «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» — Т. IX — «Верхнее Поднепровье и Белоруссия» — С-Птб., 1905, с. 340-341, 343). Грузооборот на станции Гомель (имеются в виду две линии железной дороги — Полесской и Либаво-Роменской) в 1910 году составил 13 миллионов 122 тысячи 159 пудов (Жудро Ф. А., Сербов И. А., Довгяла Д. И. «Город Гомель», с. 336).

А. Рогалев, кандидат филологических наук

Гомельская правда, 10.10.1991


10


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов