Полесская улица сегодня-это одна из наиболее оживленных транспортных магистралей города. Однако ещё в 70-е годы XIX века, 120 лет назад, Полесской улицы не существовало. Был здесь луг, который тянулся дальше на запад и на север. Недаром ближайшая улица получила наименование Луговой (с 16 марта 1923 года — улица Песина). На этой улице, которая шла от Рогачёвской параллельно Румянцевской, в те времена кончался город.
Активное формирование Полесской улицы приходится на вторую половину 80-х годов XIX века и связано с прокладыванием через наш город Гомель линии Полесской железной дороги. «Проведение в 1873 году через Гомель Либаво-Роменской железной дороги и, пятнадцатью годами позже, Полесской железной дороги привлекло в город многих предпринимателей,… сменила крестьянско-обывательский характер старого Гомеля на торговый и маклерский» (Д. А. Виноградов. «Гомель. Его прошлое и настоящее. 1142-1900 г.» — Москва, 1900, с. 35). Про Либаво-Роменскую железную дорогу мы уже рассказывали (см. «Гомельскую правду», №70 за 11 апреля 1991 г.). Отметим лишь, что с прокладыванием линии Либаво-Роменской железной дороги было связано возникновение улицы Либавской (ныне — улица Шевченко). Аналогично улица Полесская получила своё наименование от Полесской железной дороги, с которой тесно связана её начальная история. Линия Полесской железной дороги прошла через Гомель в 1888 году. В районе современной станции «Гомель-хозяйственная» быстро было построено здание Полесского вокзала. Рядом с ним 22 октября 1907 года освятили каменную церковь, построенную на средства железнодорожных служащих. Эта церковь упоминается в очерке Ф. А. Жудро, И. А. Сербова, Д. И. Довгялы «Город Гомель» («Записки Северо-Западного отдела императорского Русского Географического общества». — Книга 2. — Вильна, 1911) как железнодорожная Николаевская церковь. Но уже на плане Гомеля 1910 года, составленном А. Ф. Шекудовым, обозначена железнодорожная Никольская церковь. Так она называется и сейчас. От Никольской церкви и улица, на которой она располагалась, получила название Никольской (вскоре после революции её переименовали в улицу Демьяна Бедного).
На противоположной стороне железной дороги параллельно Никольской и Полесской улицам шла Николаевская улица, которая, видимо, называлась так от первоначального наименования железнодорожной церкви — Николаевская. Потом Николаевскую улицу, по всей вероятности, одновременно с Никольской, переименовали в 1-ю Красную (то ли «красивую», то ли Красную — «революционную»). Была еще и 2-я Красная-Чырвоная (бывшая Новониколаевская). С 1957 года она называется просто Красной-Чырвонай. А 1-ю Красную-Чырвоную также в этот год назвали в честь отважной летчицы уроженки Гомеля Галины Ивановны Докутович.
В районе Либаво-Роменской железной дороги в конце XIX века сформировалась ещё одна улица, название которой прямо соотносилось с железнодорожным транспортом — Сортировочная (с 1982 года — улица имени Телегина; названа в честь Константина Федоровича Телегина, генерала-лейтенанта, почётного гражданина Гомеля). На всех тех улицах, которые мы здесь помянули изначально жили исключительно железнодорожные рабочие, мастеровые, служащие.
Несколько слов о самой Полесской железной дороге, участок которой, как мы отметили, в 1888 году проложили через Гомель. Существовало несколько участков Полесской железной дороги: Брестско-Гомельский, Гомельско-Брянский, Барановичско-Белостокский, Виленско-Ровенский. Строительство участка от Бреста до Пинска началось в 1882 году, остальных — в 1883 году. Интересно, что все участки были одноколейными, так как строились в тяжелых условиях, среди полесских болот и сплошных лесов. Полесская железная дорога прокладывалась в стратегических целях, от неё особых доходов и выгод не ожидалось. Она принадлежала правительству и находилась в распоряжении казны. Между тем доходность железной дороги оказалась достаточно высокой. Так, чистая прибыль в 1896 году превысила 5 млн. рублей. Грузооборот главных грузов (соль, хлеб, нефть, нефтепродукты, лесные строительные материалы, дрова, каменный уголь) в конце 90-х годов XIX века на Полесской железной дороге составил 113 млн. пудов (см.: «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» — Т. IX — «Верхнее Поднепровье и Белоруссия» — С-Птб., 1905, с. 340-341, 343). Грузооборот на станции Гомель (имеются в виду две линии железной дороги — Полесской и Либаво-Роменской) в 1910 году составил 13 миллионов 122 тысячи 159 пудов (Жудро Ф. А., Сербов И. А., Довгяла Д. И. «Город Гомель», с. 336).
А. Рогалев, кандидат филологических наук
Гомельская правда, 10.10.1991