Переходный мост

Неумолимо движется время. И вместе с ним видоизменяется наш родной Гомель.

Коренным гомельчанам, родившимся в конце 30-х и, тем более, в 40-х годах, интересно будет знать, что непосредственно над путевым разветвлением станции Гомель-пассажирский было не два, ныне существующих, переходные мосты, а три.

Дело в том, что с развитием Либаво-Роменской железной дороги, в начале 70-х годов прошлого века, требовалось и увеличение мощностей для ремонта подвижного состава, который тогда уже производился в главных гомельских мастерских (сейчас ОРЗ) и в так называемом веерном депо (сейчас РМЗ), что находилось рядом.

Рабочая сила на эти ремонтные предприятия нанималась не только из жителей Залинейного (ныне Советского) района и окрестных деревень, но и значительная часть ее набиралась из деревень, расположенных вдоль Либаво-Роменской железной дороги, вплоть до украинских поселений Добрянка, Хоробичи и др.

В связи с тем, что весь этот поток рабочей силы, по прибытии в Гомель, неудержимо двигаясь к месту работы, полностью нарушал ритм работы пассажирской станции, а также было много несчастных случаев, руководством железной дороги и было решено построить переходный мост.

С восточной стороны города этот массивный и вместе с тем ажурный мост начинался в десяти метрах от северной стены вокзала станции Гомель-пассажирский. Шел через путевое разветвление станции, далее проходил над территорией главных гомельских мастерских и опускался на западной стороне их с выходом на Московскую улицу.

По середине моста был построен спуск с выходом непосредственно на территорию мастерских рядом с главной конторой, откуда люди и приходили на работу.

Построен мост был в 1889 году. Все его устои и другие несущие конструкции были изготовлены из путевых рельсов. Барьеры были обнесены ажурными сетками с деревянными отшлифованными поручнями.

Этот высокий красивый мост был также основным звеном, которое связывало восточную и западную стороны города Гомеля.

Интересно было наблюдать, когда по заводскому гудку до начала работы с западной стороны города, по Московской и Украинской (бывшей Андреевской) улицам двигался основной поток не только рабочих из Залинейного района, но и из окрестных деревень — Лещинца, Мильчи, Давыдовки, а с восточной стороны Гомеля приезжие рабочие из Узы, Носовичей, Тереховки, Буда-Кошелево, а также из окрестных деревень — Прудок, Волотова, Плесы, Якубовка и других. Эти потоки людей в рабочей одежде были похожи на текущие по холмистой местности ручьи, которые потом безудержным потоком обрывались посередине моста, где-то на территории главных гомельских мастериц.

Во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг. этот мост был разрушен. Остался только бетонный цоколь на территории ОРЗ, неподалеку от кислородной станции завода.

А. Радевич, активист областного отделения Советского фонда культуры

Гомельская правда, 08.08.1991
Перевод Александра Флегентова

Подписаться на каналы Гомельского историко-краеведческого портала, где размещаются публикации всех сайтов портала: Дзен, Телеграм, ВКонтакте, Одноклассники.