Перейти к содержимому

Давыдовка

Эта деревня, которая фактически оказалась в городских границах, находится по левую сторону Речицкого шоссе, рядом с многоэтажками так называемых 52 и 53 микрорайонов. Согласно информации, содержащейся в «Словаре названий населенных пунктов Гомельской области» Е.Н. Рапановича (Минск, 1986, с. 57), поселение Давыдовка основано в 1847 году как слобода евреев. От личного имени Давид, скорее всего, и происходит название Давыдовка.

В статистическом справочнике Г.П. Пожарова «Список населенных мест Могилевской губернии» (Могилёв, 1910, с. 36) о данном населенном пункте содержится следующая информация: «Деревня Давыдовка расположена при грунтовой дороге рядом с ручьём (название последнего не предоставляется — А. Р.); принадлежит Давыдовской деревенской общине, в распоряжении которой имеется 337 десятин земли, достойной для обработки, и 120 десятин неудобиц; в деревне насчитывается 77 дворов, проживает 228 человек мужского пола и ещё столько же — женского пола».

Интересно отметить, что в графе «Какого прихода» (деревня — А. Р.), в справочнике указаны Гомельский православный собор во имя святых Петра и Павла, это значит, что этнический состав населения Давыдовки по состоянию на первое десятилетие 20 века в отличие от 1847 года претерпел значительные изменения.

Жители Давыдовки, как, кстати, и соседней с ней деревни Осовцы, в дореволюционное время и в первые послереволюционные десятилетия специализировались на поставках в Гомель рыбы, сена, ягод и льна.

Для полноты информации о прошедшем Давыдовке нельзя миновать сообщение знаменитого этнографа, археолога и языковеда уроженца Новой Белицы (сегодня — Новобелицкий район Гомеля) Евдокима Романова в его книге «Археологический очерк Гомельского уезда Могилевской губернии» (Вильна, 1910 г.) о том, что в окрестностях деревни Давыдовка находятся древние курганы со следственными погребениями по обряду трупосожжения.

На этом как будто завершаются достаточно скупые сообщения о Давыдовке в справочной и научной литературе. Понятно, что прошлое села, хоть оно и не очень давнее, этими фактами не ограничивается. Вполне сокрытым для нас остается, скажем так «внутренняя жизнь» поселения, быт его жителей, судьбы наиболее знаменитых по местным меркам (а может и не только по местным) уроженцам Давыдовки. И самое печальное не столько в отсутствии такой информации (а именно она и должна найти своё отражение на страницах предполагаемого вида книги «Память», частью которой являются наши страницы «Красной книги» названий…). Почти нет надежды, что такую информацию удастся отыскать. Впрочем, Давыдовка не единственное в этом смысле поселение, которое исчезает. Может статься так, что через 10-15 лет даже название его будут помнить лишь отдельные старожилы, как, например, помнят в наши дни немногочисленные гомельчане названия бывших поселений Мостище, Любны, Титенки в черте города. Кто-то может подумать, что, мол, автор в примере с Давыдовкой явно преувеличивает. Но ведь у нас есть очень красноречивые факты, подтверждающие наше мнение. Правда, их (эти факты) никак нельзя вписывать на страницу «Красной книги…», но и не сказать об этом тоже нельзя. Поэтому в сегодняшних краеведческих зарисовках мы ставим точку и продолжаем наши размышления на «современные темы» уже в послесловии.

Послесловие

Между молодёжным жилым комплексом «Солнечный» и новой СШ №58 находится небольшой лесной «остров». Ещё не так давно это был не «остров», а опушка. От него на Запад тянулся сплошной лесной массив, а перед ним располагалась болотистая низменность. На бывшем лугу сейчас стоит 52 микрорайон и средняя школа, слева начинается Давыдовка. Данный лесной «остров» является историческим местом. По рассказам давыдовцев, именно здесь во времена Великой Отечественной войны находилась партизанская стоянка; еще одна располагалась недалеко отсюда, по правую сторону современного Речицкого шоссе при повороте на химзавод. Так это или нет, но и сегодня в обоих местах сохранились остатки полуземлянок, траншей, ходов общения…

Мы совсем не предлагаем создавать здесь какой-то мемориальный комплекс, но ведь уважительного отношения к этому месту со стороны педагогического коллектива школы №58, учеников и строителей, возводящих здесь жилые дома, требовать не только можно, но и необходимо.

А пока же «историческое место» представляет собой (извините),.. школьную помойку. Напротив нее снесены новые скамейки на школьном дворе и… спиленная, как в той детской песенке, под самый корешок на Новый год, недавно посаженная сибирская елочка.

Что же касается строителей, то и они могли бы позаботиться о том, чтобы улица под громким названием «70 лет БССР» не представляла собой пример советской бесхозяйственности, ведь оставленные трубы, камни, щебень, даже какая — то цистерна все вокруг того же многострадального «исторического места» — не самый лучший пример как для детей, так и для взрослых.

Кстати, о названии — «70 лет БССР». Топонимический совет при областном Фонде культуры уже устал обосновывать это да и ряд других названий в нашем городе. Но городские власти, похожие на «Ваську» из басни Крылова, который… «слушает и ест». И если это цифровое название-фантом сейчас заменить действительно трудно (нужно будет перерегистрировать тысячи человек), то что мешает официально не использовать «эпитеты» строителей — 51, 52, 53… микрорайоны, а все их вместе называть Давыдовским микрорайоном?!

И последнее. Нам кажется, что в начале века Давыдовский крестьянин преодолевал на подводе по грунтовой дороге те 61 версту, что отделяли Гомель от Давыдовки, быстрее, чем современный гомельчанин по шоссе на троллейбусе или автобусе. Приглашаю соответствующие службы горсовета совершить путешествие из Гомеля в Давыдовку и обратно, чтобы убедиться в справедливости моих слов.

А. Рогалев, кандидат филологических наук

Гомельская правда, 08.02.1991


20


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов