Под знаком Скорины

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины… Так он начал называться совсем недавно. Об этом наш разговор с ректором Б.В. Бокуцем.

— Внешним толчком послужило вот какое событие. В 1977 году вышел первый том «Словаря языка Скорины» — работа профессора нашего университета В.В. Аниченко. В 1984 году выпущен второй том.

Для того, чтобы читатели осознали всё значение этой работы, скажу: в нашей стране это лишь третий пример подобных словарей. Есть четырёхтомный А.С. Пушкина и двухтомный Т.Г. Шевченко. На этом всё.

Я тогда же сказал Владимиру Васильевичу: «Ты очень хорошее дело сделал. Вот сейчас мы и будем ставить вопрос о присвоении нашему университету имени Франциска Скорины».

Повторяю, это был только внешний толчок. Вообще же о Скорине я думал давно. Ему нет равных в нашей истории!

Все знают первопечатника Франциска Скорину, и тот факт, что именно он, наш земляк, на 50 лет раньше Ивана Фёдорова напечатал первую книгу, — предмет гордости каждого белоруса. Но это только одно направление его деятельности. А ведь он — и доктор медицины, философ, ботаник, дендролог, фармацевт. В комментариях к своим изданиям он давал свои концепции права, разрабатывал законы. И эти законы свидетельствуют, что Франциск Скорина — великий гуманист. Мы это очень ценим и остро осознаём особенно сейчас, когда думаем о создании правового государства.

Итак, мы имеем в своей истории выдающуюся личность.

Уверен, что только университет, задачей которого является подготовка всесторонне развитых специалистов, в первую очередь достоин чести носить имя великого Франциска Скорины. А то, что именно Гомель, расположенный на границе трёх республик, завоевал право на имя исторического деятеля, равно принадлежащего всем восточнославянским народам — тоже факт символический.

В течение двух лет: с 1988 по 1990 — отмечается 500-летие со дня рождения великого гуманиста. О праздновании юбилея объявила ЮНЕСКО — и это большая честь для каждого из нас!

— Борис Васильевич, мне сейчас вспомнилась возвышенная формула патриотизма, которую Скорина даёт в предисловии к «Юдифи»: «Понеже от пророждения звери… знают ямы своя; птици… вадають гнезда своя; рыбы… чуют виры своя.., тако ж и люди, игде зродилися и ускормлены суть по бозе, и тому месту великую ласку имають».

Давайте посмотрим на университет с точки зрения этого духовного Завета нашего великого предка. Как университетская интеллигенция, студенты, и в первую очередь исторического факультета, помогают укреплению у нас чувства своей родины, конечно, в диалектической взаимосвязи с большой Родиной! Какой вклад университета в подготовку к 850-летию Гомеля!

— Сообщу приятную новость. В этом году у нас произошло разделение историко-филологического факультета на два отдельных. Таким образом, развитие исторической науки будет идти в рамках одного факультета. На нем будет и археологическая специализация. Институт истории АН БССР обещает свою помощь-и прежде всего в создании научных подразделений. Эти научные подразделения, или иначе-научно — учебные центры, — надеюсь, примут изучение истории на новый уровень. Прежде всего гзта будет исследовательская, практическая работа на местном материале. Нам только нужно укомплектоваться научными сотрудниками, и поле дэейнасці открывается широкое. Вплоть до того, что археологи, например, смогут развивать хозяйственно-расчетные отношения с проектантами, строителями.

Полесье — уникальный край. Полешуки, жившие среди болот и лесов, очень мало мигрировали, а значит, здесь, на перекрёстке республик, кроются глубокие корни славянских языков, культуры в целом. Наши фольклорные экспедиции ежегодно черпают из этой кладовки. Пока полесскую деревню не «съела» урбанизация, нужно успеть её изучить в «естественном» виде. И если, как вы говорите, у наших архитекторов есть интересная задумка в канун юбилея: создать в историческом центре Гомеля своеобразный заповедный уголок с народной архитектурой, мастерскими народных умельцев, фольклорными праздниками — то, пожалуйста, мы готовы помочь научными исследованиями. Сами же эти исследования имеют куда более широкое значение.

— В русле нашего разговора мы не можем обойти такую тему, как гуманитаризация общества, гуманитаризация учебного процесса. Расскажите, как решается эта задача в университете?

— Работу такую мы начали давно. Открыли кафедру этики, эстетики и научного атеизма. Ещё раньше у нас велись так называемые обменные спецкурсы. Для гуманитариев — по физическим, преимущественно естественнонаучным направлениям, а на физико-математических факультетах — по гуманитарным проблемам. А теперь все эти спецкурсы вошли в университет эстетически-нравственного воспитания, которым руководит Т.П. Гаранина.

Но всё же хотелось бы большего и лучшего. Что мы уже думаем? Создать научную лабораторию-музей Скорины, а в более широком плане — музей эпохи Возрождения в Беларуси. Это, кстати, очень созвучно нынешнему общественному настроению.

Мечтаем собрать все книжки, изданные Скориной, всё, что написано о Скорине. И не только его. Смотрите, какая прекрасная белорусская плеяда существовала в 16-17 веках.

Образованнейший человек своего времени Симон Будный. Поднять бы все его работы — какой сильный теоретический фундамент под наши сегодняшние искания. Радикально-реформационный деятель Василий Тяпинский. Просветители и гуманисты братья Зизани. В нашем золотом Национальном фонде этой эпохи и Симеон Полоцкий, кстати, воспитатель детей царя Алексея Михайловича Романова. И Мелетий Смотрицкий, чью «грамматику» вместе с «арифметикой» Магнитского М.В. Ломоносов назвал «воротами» своей учёности.

В нашей научной лаборатории-музее все они будут изучаться. Работа предстоит гигантская: начиная с составления библиографии и заканчивая контактами с учёными разных стран. В частности, Британский музей очень богат на научные работы всех времен и народов, включая наших белорусских деятелей. Предвижу, что на этом материале будет написана не одна дипломная и даже не одна кандидатская диссертация. По сути перед нами целая программа исследований.

-… И главное в ней — самостоятельность. Что же, это здорово. Борис Васильевич, год назад мне уже приходилось интервьюировать вас и вспоминаю главную мысль, высказанную тогда вами: как воспитать самостоятельность мышления. И девиз, вынесенный тогда в заголовок, был многозначительным «Не сотвори себе кумира!» Это, как известно, одно из двух любимых высказываний Маркса. Вторым было «Подвергай всё сомнению». Такое впечатление, будто тот наш разговор был пророческим. Буквально за последний год в университете появились самостоятельные формирования: и труппа «Милосердие», и экологическое сообщество, и члены «Толоки». Что вы о них скажете?

— Я очень спокойно воспринимаю пробуждение самостоятельности среди молодёжи. Нужно быть подготовленным, чтобы вступать с молодыми в разговор, нужно уметь дискутировать и аргументировать свои взгляды. А вот этого пока нет. Кстати, в стенах университета недавно состоялась встреча с «Толокой». И думаю, во второй-третий раз мои студенты не захотят встречаться, потому что им будет скучно: их теоретический багаж позволяет им мыслить исторически, и во многих вопросах они знают больше и глубже толоковцев.

— И последний вопрос лично к вам. Мы знаем вас как замечательного физика. Расскажите, пожалуйста, и о своих делах.

— Да, я физик, но очень долгое время был ещё и просто администратором. Теперь моё ректорство оказалось для меня непосильной ношей: и от науки отрывает, да и устоять часами на лекции перед студентами здоровье уже не позволяет. Поэтому я возвращаюсь в Минск заниматься тем, чем занимался раньше — физикой.

Последние 5-6 месяцев я посвятил очень важному делу: изучению спроса на специалистов. В результате утверждены мероприятия по развитию высшего образования в области.

Возьму на себя смелость утверждать: в Гомельской и Могилёвской областях надвигается интеллектуальный голод. У нас не хватает специалистов: правоведов, географов, агрохимиков, зооветврачей, библиотекарей с высшим образованием… Мы очень настойчиво просим открыть и медицинский факультет, где особое значение будет придаваться всему, что связано с радиологией. Свои предложения по развитию высшего образования мы выработали. Теперь слово за высшими инстанциями. И очень жаль, что многое здесь зависит от Москвы, — а такие вопросы должна решать республика, потому что здесь виднее, чего нам не хватает.

— Спасибо за разговор.

Интервью провела Н. Романова

Гомельская правда, 5 января 1989

Перевод Александра Флегентова

9

Подписаться на каналы Гомельского историко-краеведческого портала, где размещаются публикации всех сайтов портала: Дзен, Телеграм, ВКонтакте, Одноклассники.