Много людей бывает гостями Гомеля. Они с интересом осматривают достопримечательности города на Саже, его улицы и площади, парки и скверы. Но всегда ли они могут найти ответ на вопросы, связанные с многовековой историей города? Да и много мы и сами знаем о древнем городе, в котором живём и работаем? Особенно молодёжь, которая прибыла на новостройки, студенты институтов и техникумов, наши школьники.
Есть предложение: давайте, товарищи читатели, представим себе, что сидим в уютном экскурсионном автобусе, и этот автобус, кроме сказочной вместимости, имеет фантастическую способность перемещаться не только в пространстве, но и во времени. И двинемся в путешествие по Гомелю. Договоримся: на все возникающие в ходе экскурсии вопросы, ответы будут даваться тут же. Путеводным направлением нашего путешествия послужат вопросы всех шести туров викторины «Что вы знаете про родной город?» и многочисленные бесценные ответы читателей «Гомельской правды».
Так вот, в путь!
Мы находимся на просторной площади имени Ленина. Здесь, на крутом берегу реки Сож, взял своё начало город, названный Гомелем. В ряде исторических и географических изданиях прошлого довольно много места отводится истории Гомеля. Согласно этим описаниям, в XII-XVI веках город занимал небольшую площадь. С востока его опоясывала река Сож, с запада окружал глубокий ров, который соединял два больших оврага (современные Киевский и Ильинский спуски).
Первое упоминание о городе относится к 1142 году. В одном из древнейших русских литературных памятников — Ипатьевской летописи рассказывается, что в 1142 году смоленский князь Ростислав Мстиславович отвоевал Гомель (по тогдашнему написанию «Гомей», «Гомий») у Черниговского князя Игоря Ольговича.
В то время, — говорится в летописи, — Ростислав со Смоленским полком «поиде на волость их и взя около Гомия волость их всю…»
Много исторических бурь бушевало здесь, над крутыми берегами Сожа. В то далёкое время эта река служила водным путём из Днепра в Волжский бассейн. Этим путём ещё до IX века пользовалось племя радимичей, которое жило здесь.
В 1166 году на Гомельской земле поселился князь Олег Святославович. В книге Л. Виноградова «Гомель. Его прошлое и настоящее» об это говорится так: «Этот Олег прославился удачными набегами на половцев: с дружиной, набранной из северян и гомелян, он напал в зимнее время на хана Кобяка и, разбив его, взял большую добычу. Воинственному Олегу наследовал его брат, не менее воинственный Игорь, герой поэтического сказания о походе на половцев…»
Этим, согласно мысли Л. Виноградова, заканчивается период точных исторических сведений, и Гомель не несколько веков теряется из виду в княжеских междоусобицах.
Но уже в XIV веке город становится укреплённым пунктом, а в конце XV века в составе вотчины князя Можайского Гомель отошёл к Московскому государству.
В книге «Россия», том IX, изданной в 1905 году, рассказывается:
«В 1535 году князь литовский Сигизмунд-Август решил «сильный и обороной способный Гомей достать, или огнём его спалить». Выполняя указания Сигизмунда, князь Радзивил подошёл к Гомелю с большим войском, осадил его и жестоко расправился с его защитниками».
В середине XVII века Богдан Хмельницкий посылал письма гомельчанам, призывая их на борьбу против польских панов. Весной 1649 года полковник Небаба с 2500 казаками и гомельскими крестьянами появились под Гомелем и при содействии горожан овладел им. Население Гомеля с радостью принимало войска полковника Небабы. Однако в городе он задержался только неделю, так как княжеские войска принудили его отступить.
Через пять лет гомельчане снова были освобождены совместными усилиями казацких отрядов и войсками Московского государства после 54-дневной осады города.
Дальнейшая хронология наиболее важных событий, связанных с Гомелем, согласно данных Л. Виноградова, выглядит так:
1670 год. Гомель получил торговую привилею.
1772 год. Присоединение Гомеля к России.
1773 год. Назначение Гомеля уездным городом.
1777 год. Основание Белицы.
— А сколько населения было тогда в Гомеле?
До наших дней дошли данные о населении Гомеля тех далёких времён. Например, в 1773 году в нём проживало до 5000 человек, в 1861 году — 17000. Таким образом население Гомеля росло довольно быстро. Согласно данным Всероссийской переписи населения 1897 года, в Гомеле проживало уже 37846 человек, а к началу XX века — 44390. Интересно привести следующие строки из той же книги «Россия», которые касаются этого периода.
«Гомель торгует лесом, шерстью, пенькой, льняным и конопляным маслом, салом (гомельцы — «салоеды»). В Гомеле действуют заводы канатный и верёвочный, два лесопильных, мыловаренный, рогожные и спичечные».
Посчитаем за шутку определение тогдашних гомельчан, как особенных любителей сала, но остальное даёт довольно ясное представление о характере экономики города на рубеже XX века.
Особенно бурно рос город, а вместе с ним и его население в советский период. Если в 1920 году насчитывалось 61069 гомельчан, то, согласно данных переписи 1926 года, в городе проживало уже 86 тысяч человек, по переписи 1939 года — 139 тысяч, по переписи 1951 года — 166 тысяч (все цифры округлены).
Пока мы обращались к этим интересным цифрам, туристический автобус доставил нас на улицу Интернациональную. До революции она называлась Кузнечной. Застроенная тесными домиками, заселённая рабочим людом, она стала колыбелью революционных традиций города.
В 1905 году на III съезде РСДРП делегат от Полесской организации Мирон Константинович Владимиров заявил:
«У нас в Гомеле, есть одна улица, которая буквально принадлежит рабочим и которую они отвоевали шаг за шагом. Она принадлежит им полностью. На ней каждый вечер собираются почти все рабочие. Сюда приходят дежурные агитаторы и пропагандисты, друзья организации…»
Это была Кузнечная улица.
— Революционное движение в Гомеле имеет богатую историю. Расскажите об этом более подробно.
Первый социал-демократический кружок в Гомеле возник в 1893 году. Под влиянием петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» летом 1897 года из разрозненных кружков была создана социал-демократическая группа, а в 1898 году, ко времени объявления партии первым съездом РСДРП, в Гомеле действовала уже крупная и влиятельная организация, которая вела широкую политическую агитацию в массах.
Большое влияние на развитие революционное движение в городе оказала ленинская «Искра», которая доставлялась сюда из-за границы нелегально. Её читали на предприятиях, в кружках, в рабочих районах. В восьми номерах «Искры» публиковались материалы о Гомеле.
После II съезда РСДРП, который состоялся в июле 1903 года и основал партию большевиков, в январе 1904 года организуется Полесский комитет РСДРП, он объединил социал-демократические организации Гомеля, Могилёва, Новозыбкова, Орши, Клинцов и других городов. Во главе комитета становится революционер-искровец Н.К. Владимиров. По поручению В.И. Ленина он ведёт активную работу по созданию и усилению большевистских организаций в Гомеле.
Полесский комитет, действуя подпольно, организует широкую революционную работу — печатает и распространяет листовки, разоблачает идеологию меньшевиков, эсэров, бундовцев, ведёт активную агитацию среди трудящихся. Комитет был душой таких активных революционных событий, как всеобщая забастовка железнодорожников (в 1905 году), массовые выступления трудящихся после Ленского расстрела 1912 года, восстание солдат на распределительном пункте в 1916 году.
— Каким был характер восстания на распределительном пункте.
— Шла первая мировая война. В Гомеле, который находился в прифронтовой полосе, был организован распределительный пункт. Здесь формировались и отсюда отправлялись войсковые части.
Гомельские большевики умело использовали эти обстоятельства для развёртывания широкой пропагандистской работы, призывая солдат бороться за превращение империалистической войны в гражданскую. Результатом этой пропаганды явилось восстание солдат распределительного пункта. Оно взорвалось 22 октября 1916 года и в нём участвовало 4000 солдат и матросов-кронштадцев. Захватив арсенал с оружием, они разгромили канцелярию, освободили из-под ареста солдат. Брошенные на подавление восстания войсковые части не имели успеха. Солдаты распределительного пункта продолжали захват новых складов с оружием. Только 26 октября царскому правительству удалось, сняв с фронта несколько войсковых частей «дикой дивизии», подавить восстание. Правительство жёстко расправилось с восставшими, девять организаторов восстания были расстреляны. В их числе был прапорщик Римский-Кормаков, родственник известного русского композитора.
…Находясь на площади Ленина, мы не могли не обратить внимание на чрезвычайно красивый уголок города — парт культуры и отдыха имени Луначарского с чудесным архитектурным ансамблем Дворца пионеров (бывший дворец князя Паскевича). Мы туда ещё вернёмся, и наш экскурсионный автобус сделает там специальную остановку: парк достоин этого. А пока ограничимся тем, что расскажем об одной большого исторического события, которое состоялось в бывшем княжеском дворце.
Это было 30 октября (12 ноября по новому стилю) 1917 года. Во Дворец пришли рабочие и солдатские депутаты Гомельского Совета, члены исполкома уездного Совета крестьянских депутатов. В этот день в Гомеле были получены подробные сообщения о революционных событиях, которые произошли в Петрограде и Москве, пришла радиограмма о победе, полученной красногвардейскими отрядами под Пулковым над войсками генерала Краснова. И на повестке дня совместного собрания в Гомеле стал вопрос о власти. Споры проходили бурно. Победила линия большевиков. Совет утвердил большевистскую резолюцию о переходе всей власти в Гомеле и уезде в руки Советов, об аресте ставленников Временного правительства и о проведении перевыборов Советов. Был организован Ревком в составе 9 человек. Так, в Гомеле была объявлена власть Советов.
— Интересно, нашли ли эти события отображение в печати того времени?
— Безусловно. Например, газета «Рабочая мысль» через три дня, 2 (15) ноября 1917 года, сообщила об историческом заседании во дворце. Газета привела отрывки из принятой резолюции. Вот один из них:
«…В это грозное для революции время Гомельский Совет рабочих и солдатских депутатов находит, что спасение революции и страны только в едином фронте всей революционной демократии и в сплоченности всех революционных сил вокруг своих полномочных органов — Советов рабочих и солдатских депутатов и в усилении власти Советов рабочих и солдатских депутатов в центре и на местах».
Суровые испытания выпали тогда на долю Гомеля, как и всей молодой Советской республики. Нападение польских легионеров генерала Давбор-Мусницкого, нашествие полчищ немецкого кайзера и оккупация города, военное положение в связи с наступлением белопольских войск, белогвардейские мятежи, послевоенная разруха и упадок — все эти непомерные трудности были преодолены трудящимися Гомеля под руководством городской организации РКП(б).
Вечным памятником героизма гомельских большевиков в борьбе за укрепление Советской власти останется славная оборона гостиницы «Савой». Чтобы больше узнать об этом событии наш экскурсионный автобус сделает следующую остановку на углу Советской и улицы Коммунаров.
Обратите внимание на Центральный универмаг. В годы революции на этом месте высился массивный серо-зелёное здание гостиницы «Савой». Значительную часть её комнат занимали потом советские учреждения. Это здание вошло в историю Гомеля, как цитадель мужества и стойкости большевиков.
Целые сутки — с 4 часов дня 24 марта до 4 часов дня 25 марта 1919 года — продолжалась героическая оборона трёхсот гомельских коммунаров против вооружённых до зубов мятежных контрреволюционных полков во главе с царским офицером эсэром Стрекопытовым. Организатором обороны был специально создан военный штаб в составе С.С. Комиссарова, Н.С. Билецкого, И.И. Ланге, Я. Фрида, Д.С. Гуло. В обороне гостиницы «Савой» участвовали несколько немецких коммунистов, а также добровольцы из китайского подразделения интернационального отряда ЧК. До последнего патрона сражались герои-коммунисты. Те, кто остался в живых, были жестоко избиты и отправлены в тюрьму. Чёрная ночь бандитского разгула и дикого разгрома опустилась тогда над Гомелем.
— Когда был он подавлен, стрекопытовский мятеж?
— Перед тем как ответить на этот вопрос, хотелось бы напомнить об одном эпизоде. В ночь на 29 марта, когда стрекопытовские мятежники, вытолкнули группу комиссаров из вагона на станции Гомель-хозяйственный, чтобы совершить над ними зверскую расправу. Н.С. Билецкий с гордо поднятой головой выкрикнул: «Передавайте оставшимся товарищам привет и скажите им, что мы с честью погибли на своём посту. Пускай они продолжают наше дело».
29 марта 1919 года население Гомеля с радостью встречала своих освободителей — войска Красной Армии и рабочие отряды.
В газете «Известия Гомельского Совета» за 31 марта 1919 года был опубликован список опознанных жертв контрреволюционного мятежа. Среди погибших героев-коммунаров были: председатель ЧК И.И. Ланге, председатель ревкома С.С. Комиссаров, редактор газеты Н.С. Билецкий, заведующий отделом юстиции Б.Я. Ауэрбах (Подгорный), уездный военком Я. Фрид, ответственный работник ЧК С. Бочкин, член ревкома П. Каганская, комиссар земельного отдела З. Песин, заведующий центрпечати Я. Фишбейн, Грозный и другие.
Живой свидетель этих событий, сейчас пенсионер К.Д. Лисицкий, отвечая на вопрос нашей викторины, так описывает похороны замученных героев:
«Похоронная процессия двигалась со станции Гомель-товарный по улице Полесской, Могилёвской. Впереди ехал всадник и провозглашал: «Шапки долой!». Метрах в 30 от него двигалась грузовая автомашина, в кузове которой стоял рояль. Музыкант всё время исполнял траурные мелодии. За машиной, на плечах соратников, плыли гробы жертв мятежа. Поравнявшись с «Савоем» на улице Мясницкой, процессия двинулась на Гоголевский бульвар, где герои-коммунары были захоронены».
Улица Мясницкая в честь славных защитников «Савой» была переименована в улицу Коммунаров.
— Как ещё были увековечены имена коммунаров?
Уже через месяц с небольшим, 6 мая 1919 г. исполком Гомельского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов принял решение о переименовании улицы Паскевича в улицу Комиссарова, Миллионной — в улицу Билецкого, Луговой — в улицу Песина, барона Нолькена — в улицу Ланге, Скобелевскую — в улицу Ауэрбаха, Андреевскую — в улицу Бочкина.
Интересно знать, что этим же постановлением были изменены названия и некоторых других улиц города: Румянцевская стала Советской, Генеральская — Красноармейской, Боярская — Свердлова, Фельдмаршальская — Пролетарская, Жандармская — улицей Карла Маркса, Ирининская — Первомайской и т.д.
Каждая из этих улиц Гомеля является наглядным воплощением многих славных дел, совершённых за годы Советской власти в нашем древнем и вечно молодым городе.
Гомельская правда, 30 января, 1 февраля 1966
Перевод Александра Флегентова