При изучении истории Гомеля, особенно в связи с приближающимся его 850-летием, нам интересно и дорого всё, что имеет отношение к богатому прошлому городу. Поэтому интересно и происхождение названий его улиц.
В Советском районе Гомеля, в своем начале улицы Белорусская и Быховская пересекаются с улицами имени Слепнёва и Леваневского. Эти три улицы — деревянной жилой индивидуальной застройки, относительно узкие и почти без всякого благоустройства — напоминают тихие деревенские улицы. Своими концами они примыкают к Любенскому озеру и к территории бывшей пригородной деревни Любны.
К концу 30-х годов улица Леваневского называлась, по свидетельству старожилов (других документов по этому вопросу нет), улицей Мещанской. Этим названием, очевидно, подчеркивалось, что её жители в отличие от сельских жителей деревни Любны были в основном городскими (ремесленники, торговцы и другие слои городского населения). Улица имени Слепнёва раньше называлась Ильинской. Во время Великой Отечественной войны значительная часть построек этих улиц сгорела, и сейчас в большинстве своем здесь новые хорошие дома.
Некоторые гомельчане, особенно молодёжь, нередко спрашивают «А кто эти Слепнёв и Леваневский, именем которых названы улицы?» Очень жаль, что мы так плохо знаем героическое прошлое нашей Родины! Леваневский и Слепнёв — наши легендарные лётчики, двое из семи пилотов, которые первыми получили почётное звание Героев Советского Союза в 1934 году за спасение челюскинцев.
Хотя эти имена не имеют прямого отношения к самому Гомелю и к его улицам, но названия их — как знак уважения к подвигу лётчиков, как почитание памяти наших героев тех далёких прошлых лет. О челюскинской эпопее необходимо сказать немного подробнее, ведь события почти шестидесятилетней давности сейчас помнят только люди очень пожилого возраста.
В 30-е годы нашего века началось интенсивное освоение так называемого Северного морского пути — пути из Мурманска и Архангельска на наш Дальний Восток через почти непроходимые, суровые, бескрайние ледяные просторы Северного Ледовитого океана. В 1932 году наш ледокольный пароход «Сибиряков» первым осуществил сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого в Баренцево море за одну навигацию. В 1933 году советский пароход «Челюскин» должен был повторить рейс «Сибирякова», совершив путь из Мурманска во Владивосток также за одну навигацию, обеспечив мимоходом зимовщиков на наших северных станциях необходимыми продуктами и оборудованием и заменить часть личного состава.
Руководителем этой зкспедиции, также как и экспедиции на «Сибирякове», был наш опытный полярный исследователь академик Отто Юльевич Шмидт. Уже в конце экспедиции в бассейне Чукотского моря «Челюскин» был зажат льдами, стал дрейфовать, а затем 13 февраля 1934 года был раздавлен льдами и утонул. Почти все участники рейса успели спастись, высадившись на лед. 104 человека, в том числе 10 женщин и двое детей, два месяца прожили на льдине в невероятных условиях под непрекращающимся риском быть раздавленными льдами или погибнуть в результате раскола льдины. Два месяца их пытались спасти и переправить на берег при помощи авиации. Никакие другие средства спасания для этого не подходили. Наша авиация того времени, конечно, была несравнима с современной. Но она делала всё возможное в тяжелейших условиях отсутствия видимости, непрерывной пурги при 40-градусном морозе.
О невероятных трудностях этой работы авиации может свидетельствовать, например, такой факт. Лётчик Лепидевский 29 раз вылетал и пытался найти «лагерь Шмидта», как тогда называли льдину челюскинцев, и это ему удалось только в 30-й раз. Он первым нашел «лагерь Шмидта», забрал оттуда женщин и детей, доставил их на берег, а затем погода почти месяц не давала возможности лётчикам подлететь к «лагерю». Вся наша страна и весь мир следили за этим подвигом. После завершения всех спасательных работ Президиум Верховного Совета нашей страны установил почетное звание Героя Советского Союза как высшую степень оценки за заслугу перед государством и совершение героического подвига.
Первыми этого почётного звания были удостоены семь летчиков, которые выручали челюскинцев. Это — Анатолий Лепидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов и Иван Доронин. Имена двух из этой семёрки, как было указано в начале нашей статьи, увековечены в названиях улиц Гомеля. Это Сигизмунд Леваневский и Маврикий Слепнёв.
Трагически в дальнейшем сложилась судьба Леваневского. В августе 1937 года он погиб в районе Северного полюса во время беспересадочного перелета Москва—Северный полюс—Соединенные Штаты Америки, повторяя исторический перелёт экипажа Чкалова.
Говоря об увековечении памяти героев-лётчиков, необходимо отметить, что в конце 30-х годов имена героев кроме Леваневского и Слепнёва были присвоены ещё двум улицам Гомеля. Бывшая улица Андреевская, идущая вдоль железной дороги, стала называться улицей имени Водопьянова, а бывшая улица Елизаветинская, рядом с улицей Слепнёва, стала называться улицей имени Молокова.
А потом был Указ Президиума Верховного Совета СССР, которым не разрешалось называть улицы, географические объекты в честь живых деятелей. Поэтому эти две улицы были переименованы. Улица имени Водопьянова стала называться Украинской, а имя Молокова стало улицей имени Чайковского.
Героическая эпопея по спасению челюскинцев, биографии семи лётчиков — первых Героев Советского Союза, их личное участие в спасательных работах хорошо, захватывающе и подробно рассказано в документальной повести Михаила Водопьянова — одного из семи этих лётчиков.
Читателям нашей газеты, которые заинтересовались этой темой, советуем прочитать эту интересную книгу. Она есть в библиотеках Гомеля.
Р. Музыченко, краевед
Перевод Александра Флегентова