Перейти к содержимому

Улица Шоссейная-Ленина-Ильича

Именно в таком порядке менялись названия главной улицы Новобелицкого района Гомеля. В 1924 году, вскоре после смерти вождя революции и основателя советского государства, бывшую Шоссейную улицу переименовали в улицу имени Ленина. Однако в конце 1957 года в целях устранения дублирования наименований внутригородских объектов её решили называть впредь улицей Ильича.

Сразу надо сказать, что это решение было не самым лучшим способом увековечения памяти Ленина. Дело в том, что отчество без указания имени и фамилии не может использоваться в официально-деловом стиле литературного языка. Иногда можно услышать, что Ленина, мол, все так называли — Ильич. Вот это и плохо, ведь только однажды в истории к конкретному вождю была допущена так называемая «денобилизация» — именно в отношении Ленина со стороны его соратников и тех, кто называл себя «продолжателем» дела Ленина. Ни один другой советский партийный деятель в отношении себя такого не допускал.

Но давайте присмотримся к первоначальному наименованию улицы — Шоссейная. Данное название появилось если не в 1850 году, то в последующие год-два. Как раз тогда через Гомель и Новую Белицу прошла шоссейная дорога Петербург-Киев, а вскоре первая в России телеграфная линия Петербург—Севастополь. Эти два события, которые, безусловно, потрясли провинциальную жизнь нашего края и ускорили развитие как Гомеля, так и уездного в то время города Новая Белица, стали возможными благодаря «дружеским отношениям» фельдмаршала Ивана Федоровича Паскевича-Эриванского и царя-императора Николая Первого.

До самой середины XIX века (1850 год) будущая Шоссейная являлась короткой улицей, глухим закоулком. Её история (именно как улицы), как можно предположить, начиналась где-то в конце 70 — х — начале 80-х годов XVIII века (с 1777 по 1786 год шло строительство уездного города Новой Белицы). Однако и до возникновения улицы её территория была обжитой.

Первой улицей уездного центра являлась Береговая (под этим названием она существует и сегодня), протянувшаяся вдоль старицы (или рукава?) Сожа — озера Шапорож. Она была первой (по времени возникновения) потому, что существовала ещё до того, как возникла собственно Новая Белица. Контуры второй улицы, известной в XIX веке как Старая (в послереволюционный период — Пролетарская, а с 1957 года — Севастопольская улица), также, на наш взгляд, наметились до 1777 года. На этих двух улицах жили русские староверы, поселение которых называлось Щекотовской дачей (от наименования Щекотовского леса, начинавшегося южнее озера Шапарож; сам же лес получил название от лесного озера — вероятного большого послеледникового водоема, который в новое время превратился в болото Щёкать).

В 1760 году группа староверов впервые появилась на левом берегу Сожа в безлюдной местности в пределах будущей Новой Белицы. Предводителем их был некий старец Пахом (Пахомий). Основан скит потому и стал называться Пахомовым (Пахомьевым). Располагался он примерно на территории вблизи современной СШ №2 по улице Ильича.

Гомельский староста Михайло Чарторыйский сдал на взаимовыгодных условиях в аренду русским переселенцам определенные волоки земли в Щекотовском лесу (волока — земельная мера в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой, которая равнялась примерно 20 русским десятинам). Так возникла Щекотовская дача — поселение на арендованной земле (дача — от дать: то, что сдается в аренду). Не исключено, что территория будущей Шоссейной улицы также входила в пределы дачи, так как именно здесь находился «идеологический центр» обитания — раскольнический храм. Вся Щекотовская дача, по сообщениям Л. А. Виноградова (1900 год), состояла из двух десятков дворов.

В 1850 году Пахомьев скит был ликвидирован, как и Спасов монастырь у Ильинской церкви в границах собственно Гомеля. Эти две акции, по мнению И.Ф. Паскевича, который, кстати, не являлся хозяином этих частей современного города, но пользовался своим влиянием на администрацию, должны были улучшить и осовременить окрестности вдоль первоклассного европейского шоссе.

За Пахомьевым скитом в период строительства Новой Белицы, видимо, сразу начинался лес, который потихоньку отступал по мере расширения уездного центра. В 1778 году был утвержден Генеральный план нового города. В 1790 году в Новой Белице открыли малое народное училище, которое в 1833 году реорганизовали в приходское. В 1828 году было открыто еще уездное училище, которое в 1840 году стало трехклассным.

В Новой Белице располагались и административные здания для уездной администрации, имелись гостиный двор, две площади, купеческие склады. Площади находились у реки, гостиный двор был в самом центре города, по-видимому, у будущей Шоссейной улицы, с правой её стороны. В 1781 году городу был дан герб — рысь, лежащая в голубом поле. Таким образом, город непрестанно рос, становился настоящим центром уезда со всей причитающейся ему атрибутикой.

Вот почему весь этот период, с конца XVIII и до середины XIX веков, будущая Шоссейная улица, как и соседние с ней (в том числе и поперечные), контуры которых до середины XIX века достаточно чётко наметились, не могла не иметь какого-то наименования. Учитывая существование Старой улицы, можно предположить, что Шоссейная улица могла называться определенное время Новой улицей (по принципу контраста в назывании).

Уже будучи собственно Шоссейной (после 1850 года), улица, хоть и росла вдоль шоссе, но не была очень протяженной. Достаточно сказать, что накануне 1917 года Шоссейная улица завершилась у пересечения с современной улицей Ленинградской.

Название Шоссейная улица принадлежит к типу промышленно-транспортных наименований. В наши дни в Гомеле есть также Шоссейная улица в Железнодорожном районе, которая связывает проспект Космонавтов и улицу Украинскую (через линию железной дороги) и является настоящей транспортной магистралью.

А. Рогалев, кандидат филологических наук


6


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов