Что это за Корниловская или Декановская улица? Её помнят даже старожилы. Да это и не удивительно, ведь такая улица существовала в Гомеле в XVII—XVIII веках. Согласно реконструкции, предложенной кандидатом исторических наук А. А. Макушниковым, Корниловская улица в 80-е годы XVII века начиналась от места современного Дворца пионеров и школьников имени В. И. Ленина и направлялась в ту сторону, где в наши дни расположено здание отделения связи №50 и телеграфа, рядом с областным драматическим театром.
Сообщение о Корниловской улице помещено в «Инвентаре староства Гомельского, составленном в году 1681 месяца октября разными днями». В середине XVIII века в «Люстрации староства Гомельского в Речицком уезде» от 1765 года данная улица назначена как Декановская. Как видим, переименования улиц происходили и в те далёкие от нас времена. А можно ли найти причину этого переименования — Корниловской в улицу Декановскую? И о чём вообще рассказывают эти два исторических для нашего Гомеля названия?
Прежде всего, отметим, что название улицы Корниловской является почти едва ли не самым ранним в Гомеле персональным мемориальным наименованием. Название было дано в честь какого-то человека, носившего имя Корнила. Кем был этот человек? К сожалению, однозначно и точно определить роль Корнилы в нашем городе во второй половине или даже в середине, а, возможно, и в начале XVII века, ведь улица, наверное, существовала и до 1681 года, его принадлежность к тому или иному сословию вряд ли когда-либо удастся. Можно только предполагать, что наш Корнила, или Корнилий, в честь которого и улицу назвали Корниловской, на ней, кстати, в 1681 году располагалось 28 усадеб, был одним из «хозяев» города XVII века — неким состоятельным мещанином, шляхтичем или скорее всего священником. Ведь в то время, о котором идёт речь, отдельные названия улиц образовывались от имён наиболее богатых, состоятельных горожан, которые жили на соответствующих улицах и считались, скажем так, их «хозяевами». Но почему Корнилий был «скорее всего священником»? Для такого мнения у нас есть определенные основания. И мы предложим следующую версию, которая позволяет приоткрыть ещё одну почти неизвестную ранее страницу Гомельского прошлого.
Мы не случайно отметили выше, что Корниловская (Декановская) улица начиналась от того места, где сейчас находится Дворец пионеров и школьников. Дело в том, что в 1772 году, во время присоединения Гомеля к России, на месте этого дворца располагался.., униатский монастырь. Монастырь сохранился до 1804 года, он стоял рядом с новым Дворцом Румянцевых и был ликвидирован только тогда, когда граф М. П. Румянцев начал реконструкцию дворца и всей прилегающей территории. (Историческая справка: дворец заложен в 1785 году фельдмаршалом П. А. Румянцевым на месте оборонных сооружений и дубового замка М. Чарторыйского. В 1785-1793 годах был построен главный корпус, в 1794-1805 годах достроены симметричные боковые флигели и павильоны, соединенные с главным корпусом галереями. Эта достройка и определила судьбу униатского монастыря).
Когда был основан этот монастырь? Примерную дату можно определить с помощью косвенных фактов. Униатский монашеский орден базилиан был организован в начале XVII века. Центром этого ордена стал Виленский Троицкий монастырь. Одной из главных задач ордена базилиан было воспитание молодёжи в униатских школах. С течением времени униатские базилианские монастыри возникли в разных уголках Великого Княжества Литовского. В конце XVIII века, накануне третьего раздела Речи Посполитой и присоединения всей Баларуси в состав России, на территории бывшего Великого Княжества Литовского в пределах Беларуси насчитывалось 83 униатских монастыря и до 680 монахов (см.: А. Матрос. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни. — Буэнос-Айрес, 1966. Репринт. Белорусский Экзархат Русской Православной Церкви, Минск, 1990, с. 217-216). Интересно, что базилиане построили очень мало своих монастырей. Основную численность униатских монастырей составляли те, что были отобраны у православных. Означает ли это, что и Гомельский униатский монастырь также изначально являлся православным?
Рядом с монастырем и замком располагалась старейшая в Гомеле церковь во имя св. Николая Чудотворца. В 1621 году её отобрали у православных и превратили в униатскую. В начале XVIII века новая Николаевская церковь, построенная на месте сгоревшей в 1701 году, была вновь отобрана униатами. Л. А. Виноградов, первый «летописец» Гомеля, сообщает, что при этой замковой церкви был основан униатский монастырь. Таким образом, униатский монастырь в Гомеле, как можно предположить, был построен именно униатами. Но вот когда — в самом начале XVIII века или раньше, еще в 20-е годы XVII века? Сообщение Л. А. Виноградова, к сожалению, не позволяет уточнить дату. Как бы то ни было, понятно, что в начале XVIII века униатский монастырь вместе с униатской же Николаевской церковью стал определенным униатским центром в Гомельском старостве. По крайней мере, здесь, в церкви или в монастыре, в первой половине XVIII века было местопребывание декана (благочинного). Декан возглавлял деканат, в котором объединялось определенное количество униатских церквей и монастырей. Не случайно улицу Корниловскую в этот период стали называть Декановской, что и отражено в «люстрации» 1765 года (см. выше). Что же касается названия Корниловской улицы, то, по нашему мнению, Корнила-Корнилий, от имени которого образовалось это название, был православным священником Николаевской церкви, очень влиятельным в Гомеле человеком. Имя его и постарались «стереть» из топонимической системы города те, кто выступал за расширение влияния униатской церкви. Понятно, что это только предположение, и мы будем рады, если кто-нибудь предложит другую обоснованную версию о происхождении названий Корниловской и Декановской улиц.
А. Рогалев, кандидат филологических наук