Гомельский областной драматический театр вступил в 70-й творческий сезон. В разные годы здесь работали талантливые актёры, режиссёры, художники. И то, что театр первым в нашей стране был удостоен звания заслуженного коллектива Республики Беларусь, свидетельствует о высоком творческом потенциале и продолжении традиций, заложенных в 1939 году.
В 1939 году в Гомель приехали выпускники государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского, ученики выдающегося артиста МХАТа народного артиста Л.М. Леонидова. Из воспоминаний артиста Гомельского театра А.А. Илюшина: «Ученики леонидовского курса были настолько дружны, что решили всем курсом ехать в Гомель для работы в театре. В труппу были приняты молодые артисты из других театральных училищ. Среди них был и С.П. Остроумов».
Заслуженный деятель культуры БССР Сергей Павлович Остроумов вспоминал: «Осенью 1939 года актёры приехали в Гомель. Встречали их торжественно: цветы, оркестр, речи. Привокзальная площадь была заполнена извозчиками, заранее предупреждёнными о нашем приезде. Поочередно к дверям вокзала подкатывала пролётка, большей частью потрёпанная, разболтанная, возившая ещё до революции граждан разных сословий. В неё усаживались актёры по одному, по два, а кто и целыми семьями… Приехавших развозили по заранее снятым у гомельских хозяек квартирам. Было шумно, весело. Помощник режиссёра, выкрикивая фамилию актёра, со свойственным ему юмором докладывал: “Карета подана”. Потом экипажи, заполнив булыжную мостовую, зацокали по ведущей к парку прямой, как стрела, Комсомольской улице» (ныне проспект Ленина). Театрального помещения не было. Первый спектакль должен был состояться в деревянном цирке по улице Комсомольской. В свободное от репетиций время артисты помогали строителям.
«Время было сложное и не совсем сытное, — вспоминал А. А. Илюшин, — но это нас мало тревожило, мы мечтали играть героев, нравственная красота которых влекла бы к себе зрителей».
20 декабря 1939 года первые зрители увидели спектакль по пьесе Гоголя «Ревизор», который прошёл с большим успехом. Историческое событие — рождение театра в Гомеле — было широко освещено в «Гомельскай праўде»: газета отвела ему всю третью страницу. Номер открылся статьей «Наш театр». Были напечатаны телеграммы от народных артистов СССР В.И. Качалова и Л.М. Леонидова.
Нужно отметить, что открытие профессионального театра в Гомеле и приезд выпускников курса Леонидова — закономерное событие. В городе была создана творческая атмосфера. Уже в начале ХХ века была широко развита издательская сеть. Печатались газеты, журналы, брошюры, книги, произведения начинающих литераторов, «Гомельский театрально-музыкальный вестник». С 1925 года издавался литературно-художественный журнал. В городе выступали К. Чуковский, А. Блок, В. Маяковский, в 30-е годы с Гомелем была связана деятельность драматургов и режиссёров Е. Мировича, В. Голубка. В 1933 году в педагогическом институте был открыт филологический факультет.
В Гомеле выступали русские, польские, еврейские театральные труппы. На основе антрепризы работало много русских театральных коллективов, репертуар которых составляли произведения Островского, Горького, Чехова, инсценировки по Толстому, Достоевскому, Тургеневу. На базе кинотеатра имени Калинина была организована драматическая студия, а театральный кружок клуба железнодорожников был реорганизован в ТРАМ (в 1935 году он приобрел статус колхозно-совхозного театра). В 1932-1937 годах Гомель был базой Белорусского третьего государственного театра. В 1938-м открылся государственный театр кукол. По выходным дням в городском парке культуры и отдыха выступал любительский симфонический оркестр.
Долгие годы среди организаторов гастролей театров Москвы, Киева, Харькова, Одессы бытовало такое мнение: если пройдём в Гомеле, то успех ожидает и в других городах страны.
С первых спектаклей молодой талантливый коллектив театра завоевал любовь гомельчан. Зрители с удовольствием смотрели «Ревизора» Гоголя, «Чайку» Чехова, «Вассу Железнову» Горького, «Падь Серебряную» Погодина, «Бабьи сплетни» Гольдони, «Кто смеется последним» Крапивы. «Год работы — это период не очень значимый, чтобы подводить его итоги, — писала «Гомельская праўда». — И все же, несмотря на это, мы с гордостью можем сказать, что наш театр, воспитанный в Московском театральном институте под руководством выдающегося мастера сцены народного артиста СССР Л.М. Леонидова, настойчиво и плодотворно работал, чтобы оправдать возложенные на него задачи и завоевать авторитет у зрителей».
Актёры театра Маслов, Персцин, Свешникова, Киреев, Остроумов, Голышев, Соколов, Ощепков, Глазунов, Рукавицын, Панова, Смирнова и другие смело заявили о себе, несмотря на молодость. Зрители полюбили В. Казакову, Л. Свешникову, П. Бахтина, С. Остроумова, П. Чернова и ходили на них в театр. Из воспоминаний А. Илюшина: «На сцене Сергей Остроумов был актёром яркой фантазии, прекрасным мастером перевоплощения, актёром широкого диапазона. Там, где играл Пётр Чернов, зритель не оставался без волнений, слез, смеха и переживаний. Он блестяще сыграл Хлестакова в «Ревизоре». Он играл легко, азартно, виртуозно».
О начале Великой Отечественной войны актеры узнали, будучи на гастролях в Бобруйске. 22 июня 1941 года был назначен выездной спектакль. Под вой немецких самолетов, разрывы бомб и пулемётные очереди артисты добрались до Гомеля. Город был разрушен, здание театра, все имущество сгорели. Часть актёров ушла на фронт и погибла. Это Родион Ощепков, Борис Кукес, Алексей Моляревский. Директор театра С.Р. Шуцкий стал комиссаром Гомельского полка народного ополчения. Саша Титов ушёл в партизанский отряд «Большевик», где, участвуя в разведывательных операциях, использовал актёрские способности. А между боями читал партизанам рассказы, исполнял куплеты, скетчи. В отряде «Большевик», а также имени Гастелло (Вилейская область) он руководил партизанскими агитбригадами.
Актёры П. Чернов, Е. Полосин, М. Перстин, П. Гольшев, И. Киреев, С. Остроумов, З. Овчарова, В. Борисенко (студентка Белгосконсерватории), И. Сайков и другие артисты, примкнувшие к гомельчанам, вошли в состав первой белорусской фронтовой концертной бригады. С 1942 года она имела статус фронтового театра. Артисты выступали на Западном фронте, с частями 3-го Белорусского фронта дошли до Восточной Пруссии. Выступления проходили в землянках, на кузове полуторки, в палатах госпиталей. Артисты дали свыше 2500 концертов. Путь фронтовой бригады интересно описал С.П. Остроумов в своей книге «Особое подразделение».
15 февраля 1945 года по решению Главного управления театров комитета по делам искусств СНК СССР Остроумов и Полосин были откомандированы в Гомель в качестве артистов драматического театра. Из воспоминаний Остроумова: «20 февраля 1945 года мы с Евгением Полосиным (в будущем народный артист БССР) приехали в Гомель. Встретил нас Саша Титов, ставший начальником отдела по делам искусств при Гомельском облисполкоме. Бородатый, в чёрном полушубке. От него ещё веяло лесной партизанской вольницей. На следующий день Е. Полосин был назначен директором Гомельского театра, я — режиссёром. Постепенно в город стали съезжаться довоенные работники театра. Приехали артисты К. Маслов, Л. Свешникова, В. Казакова, А. Илюшин (в будущем заслуженный артист РСФСР), В. Терентьев».
О послевоенной истории театра рассказ впереди.
Геннадий Пиковский
Фото из архива Гомельского областного драматического театра
Гомельская правда, 17 марта 2009