В середине XIX века путник, проезжавший тогда ещё по деревянному мосту через Сож из Новобелицы в Гомель, мог видеть на противоположном высоком берегу не только утопающий в зелени дворец Паскевичей, но и корпуса и трубы сахарного завода.
В настоящее время от него остались только одна 32-метровая труба подземного цеха и один из корпусов, в котором ныне находится павильон «Зимний сад». Что же произошло с самим сахарным заводом? Жизнь его была недолгой и по-своему трагичной.
В Зимний сад особенно интересно зайти, конечно, зимой, когда, открыв дверь, можно из снежного парка за считанные секунды оказаться в зелёном оазисе, среди экзотических растений и черепах. Интересна и башня обозрения, очень популярная у горожан и гостей города как в советские годы, так и в настоящее время. С её высоты Гомель по-разному красив в любое время года.
Однако ещё до появления сахарного завода первое здание на этом месте было построено в конце XVIII века ещё при фельдмаршале графе Петре Румянцеве-Задунайском. В конце 1818 года его сын государственный канцлер государства российского Николай Румянцев перестроил (московский архитектор Иван Дьячков) это здание под дворянское училище или лицей по образцу Царскосельского. Однако по финансовым и политическим причинам (император Александр I считал такие лицеи рассадником инакомыслия) эта идея не была полностью осуществлена.
В конце 30-х годов XIX века новый хозяин – ещё один выдающийся российский полководец граф Эриванский, князь Варшавский Иван Паскевич – дал указание известному польскому архитектору Адаму Идзковскому перестроить здание, находящееся на окраине княжеского парка, под сахарный завод.
И уже осенью 1841 года завод заработал на полную мощность. Для этого даже пришлось купить в Варшаве сверхсовременную паровую машину. Директором сахарного завода был назначен «мастер сахарного искусства» О. Пержхалло. Постройка была двухэтажной, включала сам завод, костопальни и имела большие объёмы подземных сооружений, предназначавшихся для размещения паровой машины и котельной. Для обеспечения вентиляции котельной и других подземных объектов были построены вытяжные трубы.
Правда, продолжалась эта «сладкая жизнь» на достаточно высоком технологическом для тех лет уровне не очень долго. В ночь на 8 января 1844 года здесь произошёл сильнейший пожар. После него главный управляющий Паскевича барон Фитингоф предложил построить новый завод в Добруше и перевезти туда уцелевшее оборудование. Но Иван Фёдорович не согласился, так как опасался, что строительство не успеют закончить до сезона сбора сахарной свёклы, и распорядился восстановить всё, что осталось, и снова наладить производство. К сожалению, восстановить удалось лишь один корпус, второй, наиболее пострадавший, снесли. Тем не менее завод проработал ещё более 30-ти лет, пока всё-таки не был поэтапно переведён в Добруш – вторую по величине вотчину Паскевичей. Правда, случилось это уже при князе Фёдоре Паскевиче. Завод переехал, а всё, что от него осталось, было очень умело использовано и вписано в структуру княжеского парка. Сначала в 1877 году выполнили работы по переоборудованию оставшегося корпуса сахарного завода под зимнюю оранжерею (впоследствии – Зимний сад). Она органично была вписана в парковый ландшафт. Позже в башню обозрения была переоборудована и заводская труба, которую наверху венчала площадка для осмотра Гомеля и его окрестностей с высоты птичьего полёта. Сначала ей даже было дано название «Эйфелева башня», но громкое имя не прижилось. А вот объекты эти как составные части парка прижились и в основном без потерь пережили как революции, так и Первую и Вторую мировые войны.
Ещё в период основания Зимнего сада Фёдор Паскевич собрал здесь коллекцию редких для нашей климатической зоны растений и деревьев. Кстати, на настоящий момент самое старое дерево – пальма хамеропс (вееролистная), посаженная в оранжерее в 1888 году – около 135 лет назад. А всего нынешняя коллекция Зимнего сада насчитывает около 20 видов субтропических растений (на площади 390 квадратных метров), таких как жасмин гималайский, инжир, тис ягодный, лимон, магнолия, лавр благородный, авокадо, лигуструм широколистный, юстиция, питтоспорум… Кстати, питтоспорум цветёт особенно эффектно. Это достаточно яркое зрелище, учитывая очень красивое внутреннее оформление самого павильона. Есть здесь и живность – домашние кролики, морская свинка, черепахи и аквариумные рыбки.
Сергей Вершинин, фото Марина Васильева
Гомельские ведомости, 13 марта 2023