25 июня 1960 года деревня Лещинец вошла в черту города Гомеля. Одна из улиц деревни под названием Первая стала продолжением улицы Барыкина, которая впоследствии протянулась дальше, став транспортной магистралью для строящихся вдали от города предприятий и самой длинной улицей областного центра.
(Вид сверху на территорию, где ранее располагалась деревня Лещинец. Внизу фото частный сектор, затем улица Сосновая и жилой массив, а далее вверху снимка – остатки Лещинского леса)
Название Лещинец могло произойти от слова «лещина» – лесной орешник, также лещинцом в старые времена назывался овраг, по дну которого протекал ручей или небольшая речка. И одна, и другая версии имеют под собой почву. Так как рядом с деревней находился лес (Лещинский), а ручей, протекающий от завода пусковых двигателей через трубу под Речицким шоссе в сторону Сожа, существовал ещё в 60-е годы прошлого века.
Впервые деревня Лещинец упоминается в 1776 году в перечне отграничения владений графа Петра Румянцева. В начале XX века в деревне насчитывалось 26 дворов и 145 жителей, а в 1950-х годах, когда она входила в состав Давыдовского сельсовета, в Лещинце уже проживало четыре тысячи жителей (318 дворов). После 1960 года вошла в состав Железнодорожного района города, а в 1973, после образования Советского района, стала частью территории нового района.
В настоящее время примерная территория бывшей деревни – это улицы Сосновая, Крайняя, 8 Марта, Мира, Целинная, Правды, Менделеева, небольшая часть частного сектора по Барыкина. С другой стороны, от главной магистрали города – это территория части улиц Гайдара и Черноморской.
На карте Гомеля 1910 года Анисима Шекудова от Мохова переезда обозначена просто дорога на Лещинец, позже она называлась Лещинским трактом, ныне – улицей Лещинской, на отдельных участках которой и по сей день сохранилась булыжная мостовая. В своё время эта улица была одной из самых важных транспортных артерий города. По ней крестьяне привозили (на разных видах транспорта) в город для продажи сено и дрова, овощи и фрукты. После того, когда были обустроены соседние улицы, Лещинская потеряла свою былую важную транспортную роль, а пальма первенства в этом вопросе перешла к параллельной улице Бочкина.
В своё время с одной стороны деревни находился Лещинский лес. В 1949 году на его территории (жилфонде военного городка 22), было основано Гомельское радиотехническое училище войск ПВО СССР – старейшее радиотехническое училище в войсках ПВО страны. Сначала оно звучало как ГРТУ ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи) войск ПВО страны, условное наименование – в/ч 51192. 26 октября 1955 года условное наименование с училища сняли, и оно уже было просто ГРТУ войск ПВО страны. Училище было трёхгодичным средне-техническим, с числом обучаемых около 1500 человек. Основной профиль училища – подготовка командно-технического состава по РЛС РТВ, по станциям радиопомех, по радиотехнической разведке.
Первым начальником училища был генерал-майор ИТС П.З. Париков. В июле 1959 года училище передислоцировано в город Красноярск и получило наименование КРТУ ПВО, в дальнейшем стало четырёхгодичным высшим командным училищем радиоэлектроники – КВКУРЭ ПВО.
Ныне примерно на этой же территории находятся войсковая часть 5525, Гомельский филиал Университета гражданской защиты МЧС Беларуси и чуть сбоку – Гомельская пограничная группа. Кстати, на её месте когда-то существовало футбольное поле, где даже проводились игры чемпионата города.
С другой стороны деревни находилось Лещинское кладбище, часть которого, рядом с заводом пусковых двигателей, сохранилась и сейчас. Здесь находятся две братские могилы. В братской могиле жертв фашизма, советских воинов и партизан захоронены мирные жители, расстрелянные немецко-фашистскими захватчиками в 1942 году в концлагере, воины Красной армии и партизаны, погибшие в 1943 году во время налёта вражеской авиации на город. В 1975 году на могиле установлена стела. В братской могиле советских воинов и партизан захоронены воины стрелковых, зенитного и танкового полков 11-й и 63-й армий и партизаны, погибшие в ноябре 1943 года в боях за освобождение Гомеля от немецко-фашистских захватчиков или умершие от ран. В 1949 году на могиле установлен обелиск. Шефство над братскими могилами уже много лет ведёт военно-транспортный факультет Белорусского государственного университета транспорта. Братская могила на Лещинском кладбище имеет статус историко-культурной ценности и открыта для посещений в любое время.
Сергей Вершинин, фото Игорь Степанцов
Гомельские ведомости, 27 февраля 2023