Художественно-исторический музей имени А.В. Луначарского в Гомеле был открыт 7 ноября 1919 года на базе бывшего дворца князя Паскевича и его супруги Ирины Паскевич. В музее на всеобщее обозрение были представлены экспозиции художественно-исторических ценностей, основу которых составили собрания дворца Паскевичей. Собирая материал по данному разделу, автор поставил задачу – расширить представление читателей об истории создания музея в период послереволюционной эпохи в начале 20-х годов XX века. Вопреки сухим рассуждениям предшествующих исследователей о том, «что судьба дворцового собрания непросто складывалась в гражданскую войну и в 20-е годы XX века», была предпринята попытка познакомить краеведов, историков и всех, кто интересуется историей гомельского музея, с особенностями его работы в начальный период становления советской власти. В данном разделе приведены факты титанических усилий по сохранению и сбережению культурного наследия Гомеля и его окрестностей, перечислены имена и фамилии непосредственных участников этих событий.
Гомельский музей находился в подчинении Губернского отдела народного образования, о чем свидетельствует документ от 11 апреля 1921 года за № 148. В этом документе заведующий Губернской секцией по охране памятников и музея имени А. В. Луначарского (фамилия не указана) обращается к заведующему Губернским отделом народного образования в письменном виде (текст рукописи очень мелкий, но вполне читаем): «В связи с открытием музея в Клинцах и организацией уездной секции по охране памятников искусства и старины – прошу дать мне командировку на 7–10 дней туда и обратно» [8, л. 25].
В данном обращении присутствует информация об оказании содействия заведующему гомельским музеем со стороны городских властей в обеспечении железнодорожным транспортом для вывоза из Клинцов культурных ценностей, в частности комплекта мебели екатерининской эпохи, для передачи их в музей имени А.В. Луначарского.
О сотрудниках Гомельского музея имени А.В. Луначарского в 1921 году свидетельствует документ, составленный 3 марта на бланке с печатью «РСФСР Губернский Отдел Народного образования. Художественно-исторический музей имени А. В. Луначарского в Гомеле», в таблице приведён перечень фамилий сотрудников музея и должности, которые они занимали (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Перечень сотрудников музея и их должности
Ф.И.О. | Занимаемая должность |
1. Маневич Исаак Аронович | Заведующий замком и музеем |
2. Шейнбаум Лазарь Иоселевич | Заведующий библиотекой и архивом |
3. Захарин Эммануил Владимирович | Инструктор-практикант |
4. Цубина Эсфирь Григорьевна | Руководитель экскурсиями |
5. Якимович Эдуард Романович | Заведующий канцелярией |
6. Догов Михаил Михайлович | Смотритель замка |
7. Дерлинк Степан Степанович | Служащий по охране ценностей |
8. Коногова Наталья Матвеевна | Служащий по охране ценностей |
9. Калашников Лука Яковлевич | Печник-истопник |
10. Мохорева Анна | Уборщица-истопница |
11. Гусьман Захар | Заводчик часов |
Весь список сотрудников заверен неразборчивой подписью заведующего музеем без указания фамилии. Документ скреплён большой круглой печатью с указанием полного названия музея [17, л. 17].
Как свидетельствуют архивные документы, учёт, описание и систематизация фондов художественно-исторического музея имени А.В. Луначарского в Гомеле проводились 22 августа 1922 года, на что указывает отчет о деятельности музея, составленный его сотрудниками [25, л. 19–21].
В 1922 году музей состоял из двух отделов художественного и исторического. Организация и экспозиции художественного отдела была построена по принципу строго исторического обоснования культурной среды конца эпохи Николая I. По строгому плану в отделе собраны произведения живописи художников-иностранцев: Дау, Патшерсек, Лампи, Рослен, скульптуры Рауха и Тордвальсена. В указанный период сотрудники музея проводили научно-исследовательскую работу по выявлению подлинных изделий из фарфора и хрусталя, принадлежащих работе мастера Фёдора Толстого. Среди собраний рукописей имелись исторические реликвии в виде рукописей и стихотворений графини Ростопчиной (И. О. не указаны), писем поэта В. Жуковского и собрания писем В. Г. Короленко. Среди гравюр были собраны работы современных оформистов и гравёров: Павлова, Фалилеева, Доброго, Писканова и др. (И. О. не указаны).
Из отчётного документа за 1922 год, гомельский музей постоянно испытывал недостаток в помещениях для экспозиции собраний отделов. Это было связано с тем, что дворец Паскевича на тот период был повреждён и местами разрушен, велись его восстановительные и реставрационные работы. Поэтому сотрудники музея были вынуждены производить перенос экспонатов из одного помещения в другое. Со второго этажа башни археологические собрания были перенесены в бывшую пальмовую галерею, прилегающую к церкви. Здесь же планировалось разместить этнографическое собрание бывшего могилёвского музея. В освободившемся зале башни наряду с батальными картинами работы Залесского и Суходольского заново выставлено большое собрание оружия из бывшего клинцовского музея. Планировалось открыть выставку эпохи романтизма Паттерсена и Орловского. Ко дню открытия этой выставки руководство музея хотело издать путеводитель с историко-литературным материалом [25, л. 19].
В 1922 году Гомельский музей имени А.В. Луначарского вошёл в состав Ассоциации центральных областных музеев РСФСР. Это способствовало организации работы музея и корректировке научной деятельности его сотрудников. Усилиями его сотрудников музей уже в 1922 году стал информационно-культурным центром научно-просветительской пропаганды трудящихся. Это благотворно влияло на формирование личности нового человека советской эпохи. Научный коллектив имел тесные контакты с Институтом истории искусств и Институтом художественной научной экспертизы и другими музеями «Старого Петербурга» (так по тексту). Гомельскому музею имени А.В. Луначарского были посвящены лестные отзывы в публикациях научных материалов «Казанского музейного вестника». Кроме этого документ первоисточника сообщает краткую информацию о готовящейся в 1922 году музейной областной конференции музейных работников Гомеля, Минска, Витебска и Смоленска [25, л. 20].
О посещаемости музея людьми разного возраста и социального положения свидетельствуют данные к 22 августа 1922 года: музей посетило более трёх тысяч человек. Следует не забывать, что для Гомеля, население которого пережило революцию, тиф, голод, разруху, стрекопытовский погром и угрозу надвигающихся фронтов гражданской и советско-польской войн, это был показатель потребности людей в восприятии и изучении живой истории и культурного наследия своего отечества.
Таким образом, на основании архивных документов можно прояснить, как выглядела работа художественно-исторического музея имени А.В. Луначарского в Гомеле в первые годы утверждения советской власти.
И.Ю. Уваров, ГГТУ им. П. О. Сухого
Литература
8. ГАГО. Фонд 60. Оп. 1. Д. 95. Протоколы заседания коллегии фотокиносекции и доклад о деятельности 24 января – 26 октября 1921 г.
17. ГАГО. Фонд 60. Оп. 1. Д. 975. Доклад о деятельности Губпрофобра; списки сотрудников музея имени А.В. Луначарского и преподавателей музыкальной школы. Начато 23 января 1921 г. Окончено в мае 1921 г.
25. ГАГО. Фонд 60. Оп. 1. Д. 1304. Дело областного художественно-исторического музея имени А. В. Луначарского; акты передачи вещей из дворца Паскевича в музей и выписки из протоколов Гомельского Губисполкома. Начато 21 ноября 1921 г. Окончено 3 августа 1922 г.
Гомель в исторической ретроспективе (1918–1925 годы) [монография] / И. Ю. Уваров. – Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2021. – 201 с. : ил.