Избрание в марте 1985 года на должность Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва не сразу принесло изменения в церковно-государственные отношения. Принятая XXVII съездом «Программа КПСС» (1986 г.) сохраняла установку на искоренение религиозности из сознания советских людей. По-прежнему обязанностью члена партии была борьба с религиозными предрассудками и другими чуждыми социалистическому образу жизни взглядами и нравами. Решение ЮНЕСКО о широком праздновании тысячелетия Крещения Руси несколько осложнило работу партийным идеологам, поскольку они считали, что церковники используют юбилейные торжества для популяризации религии.
Качественный сдвиг во взаимоотношениях государства и церкви произошёл после встречи 29 апреля 1988 года М.С. Горбачёва с Патриархом Московским и всея Руси Пименом. Патриарх и члены Синода ходатайствовали об установлении равных гражданских прав, без дискриминации верующих. Выступая на XIX Всесоюзной партийной конференции (июнь–июль 1988 г.) Генеральный секретарь ЦК КПСС заявил, что отношение КПСС к религиозному мировоззрению как ненаучному, нематериалистическому не даёт оснований «для неуважительного отношения к духовному миру верующих людей и тем более применения какого бы то ни было административного давления для установления материалистических воззрений» [1, с. 317].
Происходившие перемены в социально-политической и духовной жизни страны находили живой отклик, как у православного духовенства, так и у мирян. Ветеран войны и труда, прихожанин Николаевской церкви г. Гомеля В.Е. Дроздов рассказывал: «Увидев по телевидению встречу М.С. Горбачёва с патриархом Пименом и Cвященным Синодом, я не поверил глазам своим. Теперь я уверен, что перестройка в государственной, экономической и духовной жизни – это не очередная пропагандистская кампания, а реальность» [2, л. 57].
В этих условиях верующие стали более требовательны и настойчивы в том, что касалось их законных религиозных интересов. Их просьбы о строительстве, приобретении, ремонте культовых зданий, снабжении электричеством, водой, топливом властями теперь признавались вполне справедливыми, во всяком случае, как отмечал уполномоченный по Гомельской области Г.С. Затора, «просто так отпихнуться от этих требований или не замечать их, как многие должностные лица поступали в прошлом, сегодня уже невозможно» [3, л. 53].
Рубеж 1980–1990-х годов стал временем массового открытия новых приходов. Это привело к воссозданию Гомельской епархии Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата, что было утверждено Священным Синодом 19 февраля 1990 года Устав епархии был зарегистрирован 18 октября 1991 года. [4, л. 1, 7]. К моменту приезда первого правящего архиерея епископа Гомельского и Мозырского Аристарха (Станкевича) (1938–2012), верующим Гомеля уже был передан Петропавловский собор. Это был результат упорной борьбы православного сообщества.
После закрытия собора в 1960 году здание переоборудовали под планетарий, который просуществовал с 1962 по 1985 год. Затем собор стоял заброшенным. Когда верующие начали обращаться с просьбами о передачи им храма, городское руководство высказалось категорически против, отстаивая проект концертного зала с установкой в соборе органа.
Инициативную группу верующих, добивавшихся передачи Петропавловского собора, возглавила Мария Васильевна Богуш, впоследствии ставшая насельницей Тихвинского монастыря г. Гомеля. Она обратилась за поддержкой к митрополиту Минскому и Белорусскому Филарету (Вахромееву) во время его визита в Гомель 22 мая 1987 года по случаю престольного праздника в Николаевской церкви. Владыка благословил на создание «двадцатки» и в ноябре 1988 года в Гомеле был зарегистрирован второй православный приход. Прихожане Николаевской церкви неоднократно высказывались о необходимости открыть вторую церковь из-за переполненности храма. Новообразованное второе православное общество еще до своей официальной регистрации начало активно собирать подписи за возвращение Петропавловского собора [5, л. 2–3].
Верующие свои ходатайства сначала направили руководству Гомеля: председателю Гомельского горисполкома А.Т. Козловскому, председателю областного Совета народных депутатов А.А. Гроховскому и первому секретарю Гомельского обкома КПБ А.С. Камаю. За шесть месяцев 1987–1988 годов было направлено 16 заявлений в разные инстанции. На имя председателя Совета по делам религий при Совете Министров БССР под обращением стояло 4068 подписей. Широкую поддержку движению за возвращение собора оказала местная интеллигенция. Первоначальная реакция властей была предсказуемо негативной. Уполномоченный Г.С. Затора отмечал: «…учитывая, что в настоящее время в газетах и журналах публикуется немало статей, воспринимаемых верующими как новый курс в отношении религии и церкви, нам необходимо более активно вести наступательную атеистическую пропаганду, ускорить переоборудование пустующих культовых зданий под культурно-просветительские учреждения» [6, л. 22, 28]. Спустя год, когда сессия Гомельского горсовета в сентябре 1989 года передала здание Петропавловского собора второму православному объединению для реставрации и дальнейшего использования в культовых целях, тот же уполномоченный оценивал передачу храма верующим как «трезвый и разумный подход к решению сложившейся конфликтной ситуации», который «укрепил авторитет партийно-советского актива города в глазах верующих» [5, л. 2–3].
Решающую роль в возвращении собора верующим сыграл широкий общественный резонанс. Инициативная группа обратилась за поддержкой в Фонд культуры, который тогда возглавлял академик Д.С. Лихачёв, писали лично Р.М. Горбачёвой. К решению вопроса были привлечены деятели культуры, науки, депутаты Верховного Совета СССР. Среди тех, кто поддержал верующих Гомеля были писатели В. Быков, И. Шамякин, С. Михалков, скульптор З. Азгур, художники М. Савицкий и И. Глазунов, режиссёр С. Бондарчук, артисты И. Козловский, Л. Зыкина, Л. Касаткина, летчики-космонавты В. Севастьянов и П. Климук [7, л. 23–25]. Сочувственно высказался в отношении просьб верующих Председатель Совета по делам религий СССР К.М. Харчев. Большое значение имело участие в судьбе собора митрополита Филарета, грамотно проводившего переговоры с Гомельским облисполкомом, хотя его встреча с председателем облисполкома, состоявшаяся 20 февраля 1989 года в присутствии Гомельского благочинного Ф.Д. Харика, была освещена в «Гомельской правде» крайне скупо, а о проблеме собора и вовсе не было упоминания [5, л. 40; 2, л. 51, 54–55].
Гомельский горсовет в сентябре 1989 года принял положительное для верующих Гомеля решение. Первым настоятелем восстановленного Петропавловского собора определением митрополита Филарета от 1 января 1990 года был назначен протоиерей Фёдор Харик (1937–2008), до этого возглавлявший приход Николаевского храма г. Гомеля, а настоятелем Николаевской церкви стал протоиерей Стефан Гладыщук (1932–2020) [8, л. 178, 292].
После возвращения собора верующим предстояла сложная работа по его восстановлению. О состоянии храма вспоминал протоиерей Фёдор Харик: «Подрагивающими от волнения руками распахнул заваленную хламом дверь и едва не свалился в обморок от запаха затхлости. Шагнул вперёд и споткнулся о ворох пустых пивных бутылок, дальше – битый кирпич, обвалившаяся штукатурка и разлагающиеся кошачьи трупы, полов нет, окна выбиты» [9, с. 137].
Первая Божественная литургия в Петропавловском соборе состоялась на Рождество 7 января 1990 года. Кафедральный собор г. Гомеля продолжает оставаться центром духовной жизни, а драматичные периоды в его истории являются источником веры и надежды для верующих.
Список использованных источников и литературы
1. Канфесіі на Беларусі (к. XVIII–XX ст.) / В. В. Грыгор’ева [і інш.]; навук. рэд. У. І. Навіцкі. – Мінск : ВП «Экаперспектыва», 1998. – 340 с.
2. Государственный архив Гомельской области (ГАГО). – Фонд 1354. – Оп. 5. – Д. 154. Информационные отчеты о деятельности религиозных объединений и состоянии контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах в Гомельской области за 1987–1988 гг.
3. ГАГО. – Фонд 1354. – Оп. 5. – Д. 153. Материалы проверок работы по контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах в Гомельской области БССР. 1986–1990 гг.
4. ГАГО. – Фонд 1354. – Оп. 5. – Д. 195. Документы Гомельской епархии РПЦ (переписка, устав, справки). 1990–1995 гг.
5. ГАГО. – Фонд 1354. – Оп. 5. – Д. 174. Информационные отчеты о деятельности религиозных объединений и состоянии контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах в Гомельской области за 1989–1990 гг.
6. ГАГО. – Фонд 1354. – Оп. 5. – Д. 162. Информации, сведения о деятельности религиозных объединений в Гомельской области в 1988 г.
7. ГАГО. – Фонд 1354. – Оп. 5. – Д. 163. Документы о передаче здания Петропавловского собора в г. Гомеле РПЦ. 1988–1989.
8. ГАГО. – Фонд 1354. – Оп. 5. – Д. 5. Документы о регистрации религиозных обществ РПЦ в г. Гомеле Гомельской области БССР. 1945–1991.
9. Ерошенко, А. И. Исправи сердце свое: к двадцатилетию Гомельской епархии / А. И. Ерошенко. – Минск : Беларусь, 2010. – 342 с.
И.А. Грищенко, УО «Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого»
Беларусь у гістарычнай рэтраспектыве XIX–XXI стагоддзяў: этнакультурныя і нацыянальна-дзяржаўныя працэсы : матэрыялы Рэсп. навук. канф., Гомель, 14 кастр. 2021 г. / рэдкал. : А. Р. Яшчанка [і інш.] ; М-ва адукацыі Рэсп. Беларусь, Гомельскі дзярж. ун-т імя Ф. Скарыны. – Гомель : ГДУ імя Ф. Скарыны, 2021. – С. 56-60.