Губернский педагогический музей в Гомеле в 1920–1923 годы

Гомельский губернский педагогический музей был открыт в ноябре 1920 года. Он находился в Гомеле на улице Могилёвской, д. 56. Помещение нового музея состояло из двух комнат с прихожей. Ранее в этом здании размещалась военная часть, вследствие чего помещение было сильно разрушено. Потребовался ремонт печей, полов, дверей и окон, на что ушло около шести недель. При музее 15 декабря 1920 года была открыта химическая лаборатория, которая числилась за передвижным отделом музея [13, л. 5, 55 об.]. Наличие в химкомбинате
мебели, химической посуды и реактивов позволило проводить различные опыты.

Заведующим лабораторией был назначен по предложению коллегии музея школьный работник Д. Д. Струнин [13, л. 5 об.]. Однако на должность лаборанта не могли подобрать нужного человека. Поэтому с 1 января 1921 года Д. Д. Струнину пришлось самостоятельно организовывать всю работу. При химической лаборатории был оборудован класс, в котором читались лекции о роли и значении химиической науки в жизни современного человека. Для чтения лекций было установлено время с 12.00 до 15.00 днем и в вечерние часы с 18.00 до 21.00. Таким образом, с 1 января по 1 марта 1921 года учащимся разных школ было прочитано 44 лекции, из которых большая часть были двухчасовыми. Больше всего эти лекции посетили учащиеся 1-й школы II ступени имени Герцена – 24 посещения. Три раза приходили ученики первой железнодорожной школы II ступени. Слушатели взрослых курсов Губпрофсовета приходили два раза. Слушатели долгосрочных учительских курсов были на лекциях два раза. С краткосрочных еврейских учительских курсов слушатели пришли один раз. Вечерние курсы для рабочих организовали явку своих учеников два раза. Ученики четвёртой вечерней железнодорожной школы II ступени прослушали лекцию один раз, третьей и седьмой школ – по одному разу и ученики одиннадцатой школы посетили химическую лабораторию два раза. Однако к концу февраля 1921 года проводить наглядные опыты в лаборатории стало невозможно из-за отсутствия денатуратного спирта. Об этом было сообщено заведующему педагогическим музеем 3 марта 1921 года.

В целом, как подтверждает отчёт о деятельности музея за февраль 1921 года, количество посетителей увеличилось. В конце февраля при музее была организована выставка под названием «Жизнь Севера». Беседу на эту тему провела 22 февраля А. Д. Афанасьева. Вместе с указанной выставкой начала свою работу и выставка «педагогических книг». Из гомельских школ в феврале музей активно посещали учащиеся и учителя школ № 3, 4, 6, 7, 12, 19, 21, 27, 33, реже приходили представители 8, 9 и 10 железнодорожных школ. О месте расположения этих и других школ в Гомеле свидетельствует информация в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Место расположения школ г. Гомеля [7, л. 23–23 об.]

Номер школы Место расположения и адрес школы в 1921 г.
3 Дом бывшей Преображенской гимназии
6 Дом бывшей гимназии Тоболевич
8 Дом Купреева на углу улиц Ленина и Могилёвской
9 Дом бывшей гимназии Гуревич
12 ул. Советская, д. 62
14 ул. Аптечная, д. 25
16 ул. Могилёвская, д. 25
17 ул. Ветряная, д. 40
19 ул. Советская, д. Гинзбурга
21 ул. Александровская, д. 28
27 ул. Аптечная, д. 58
29 японские бараки
30 Напротив Либавского вокзала, бараки 5 и 6
32 ул. Советская, японские бараки
33 ул. Замковая, дом Мельникова
34 ул. Свердлова, дом бывшего князя Паскевича
35 Белицкий лесопильный завод
1-я школа II ступени Угол ул. Ленина и Могилёвской
Консерватория На территории парка имени А. В. Луначарского
Школа для детей деревообделочников размещалась в Монастырьке

В феврале 1921 года была организована мастерская по изготовлению наглядных пособий. В исследуемых документах нет информации, кто именно участвовал в их изготовлении и какие именно пособия были произведены. Кроме этого были отобраны книги для обеспечения ими пяти волостных музеев: в Дудичах, Светиловичах, Круговце, Добруше и Пресно. В феврале в педагогическом музее проходила стажировку работница носовической школы Н.Д. Петкевич.

В педагогическом музее была организована библиотека. Посетители музея проявляли интерес к чтению различной литературы. В феврале на руки читателей было выдано 353 книги, возвращено 326. Комплектов для коллективного чтения выдано 30, возвращено 16. Разных учебных пособий выдано 316, возвращено 275. Интерес к тематическому содержанию книг следующий: по естествознанию выдано для чтения 116 книг, детской беллетристики – 72, по педагогике – 40, географии и истории – 38 книг, математике – 10, по музыке и психологии – 13. Историческая литература спросом у читателей не пользовалась, всего за месяц было выдано пять книг. Помимо этого три книги по пчеловодству нашли своих читателей. Итог работы педагогического музея за февраль 1921 года следующий: отдельно взятых посетителей для проведения с ними экскурсии было 255 человек. Обобщенные занятия тематической направленности прошли в 31 группе [13, л. 5].

В исследуемых нами документах нет материалов помесячной отчетности за март 1921 года. Однако отчёт о деятельности педагогического музея за апрель сообщает следующие факты. На собрании музейной коллегии 8 апреля 1921 года, где присутствовали товарищи из Губпрофобра Маковский (И. О. не указаны), Д. Д. Струнин и В. Г. Можеев, из членов музейной коллегии были А. Д. Афанасьева, В. В. Балабушевич, Г. М. Воронов и П. М. Княповский, слушался вопрос по дальнейшему использованию химической лаборатории. Данный вопрос требовал урегулирования ситуации, которая возникла в связи с тем, что Губпрофобр временно пользовался музейной химической лабораторией. В записи протокола музейной коллегии упоминались инвентарная книга, посуда и приборы. По заявлению представителей Губпрофобра следовало, что если химическая лаборатория будет открыта при их организации, то всю посуду и приборы лаборатории педагогического музея заберет Губпрофобр. Д. Д. Струнину и В. Г. Можееву было поручено составить смету по имуществу химической лаборатории музея [13, л. 23].

Из документа от 6 декабря 1920 года, составленного заведующим Гомельским городским отделом народного образования в Гомельскую чрезвычайную санитарную смешанную комиссию, видно, что отдел образования проявил беспокойство по поводу требования санитарной комиссии убрать физический кабинет из помещения бывшей женской гимназии, где в указанный период был размещен запасной госпиталь. В своём обращении заведующий отделом образования указывает причины, из-за которых оборудование и приборы физического кабинета в силу их хрупкости «безусловно при переноске и перевозке, а также вследствие больших трудностей, с которыми связано их устройство, придут в негодность». В обращении ещё отмечено, что госпиталь в помещении, приспособленном для обучения молодёжи, является временным. А это значит, что нет никакого смысла «лишиться столь ценного учреждения как физический кабинет во имя предоставления временно пребывающему госпиталю, которому еще хватит занимаемых кабинетов». Уничтожение физического кабинета можно считать как уничтожение государственной ценности «и невозможной в нынешних условиях потерей для десятка культурно-просветительных учреждений города, обслуживаемых этим кабинетом» [69, л. 34]. В ходе дискуссий на эту тему физический кабинет из госпиталя предложили передать в только что открытый педагогический кабинет.

Образование и воспитание в послереволюционной советской школе были основаны на методиках дореволюционной школьной системы, где педагоги и воспитатели со всей прилежностью и ответственностью относились к своим обязанностям. Это видно из дневника, которым пользовался гомельский гимназист в 1912 году. Записи в дневнике велись с учетом шести дней в неделю с понедельника по субботу. В отдельной графе выставлялись отметки за каждый день, в специально отведенных местах ставили подписи классная воспитательница, родители, а также записывались замечания классной воспитательницы. Изучались следующие предметы: «Закон Божий, русский язык, арифметика, алгебра, геометрия, физика, география, история, немецкий язык, французский язык, рисование, чистописание, естественные науки, гигиена» [82, л. 24].

В мае 1921 года при педагогическом музее был организован кружок юных натуралистов. Еженедельно по средам и субботам проходили беседы руководителя кружка с детьми, по воскресеньям организовывались экскурсии на природу. В остальные дни детей приобщали к работам в огороде. В мае были предприняты усилия по организации опытной школы, привлечены новые руководители детскими коллективами. На работу в музей был принят заведующий хозяйством и несколько школьных работников для работы с учащимися школы II ступени. В конце месяца организована выставка на тему «Птицы». В начале мая в течение 10 дней стажировку в музее проходила школьная работница Марковической волости В. Ф. Карпович [13, л. 7].

27 мая 1921 года. заведующий педагогическим музеем Г. Воронов обращается в школьный подотдел с просьбой выписать аванс на текущие расходы в размере 100 000 руб. на имя Г. Воронова, для расходов по опытной школе при педагогическом музее на П. М. Княловского тоже в размере 100 000 руб. [13, л. 8].

Исследуя рукописные документы начала 20-х годов XX века о деятельности педагогического музея в Гомеле, следует рассмотреть и другие эпизоды из истории этого учреждения. Так, содержание выписки из протокола собрания музейного коллектива от 9 июня 1921 года сообщает нам информацию об освобождении школьного работника Р. М. Письман от работы в школе при музее. Мы не располагаем сведениями, какой был мотив освобождения от занимаемой должности, но судя по тому, что уже 10 июня заведующий музеем Г. Воронов ходатайствует перед школьным подотделом о необходимости уволить Р. М. Письман, есть основания полагать, что администрация музея не нуждалась в этом человеке как в ценном работнике, воспитателе детей в новых условиях жизни советского общества. Документ, направленный в школьный подотдел Гомеля, был скреплен печатью, на которой отчетливо видна надпись «Передвижной Педагогический музей Гомель» [13, л. 9].

В июне 1921 года посетителей в музее было мало, основная причина – закрытие школ на летние каникулы. Всего за этот месяц музей посетили около 20 человек, в основном это работники партшколы и слушатели еврейских дошкольных курсов и др. Выставка «Жизнь птиц» не посещалась. На протяжении июля опытные школы I и II ступени при музее пригласили на работу преподавателей русского языка и математики «из лучших сил города». В исследуемом отчёте фрагментарно присутствует информация о том, что в Гомеле не хватает опытных педагогов, часть из которых уехали, сменив место жительства, другие не могут выйти на работу по болезни. Поэтому заведующий музеем указывает сроки полноценного начала занятий и работы в мастерских не ранее сентября. Указывая дату составления отчёта 1 августа 1921 года, администрация педагогического музея оставляет в запасе целый месяц для завершения всех дел перед новым
учебным годом [13, л. 26].

В следующем документе, составленном в Губоно, коллегия педагогического музея просит выдать пропуск в Витебск ученице опытной школы при музее Шифман Соне. Причина такого прошения обоснована тем, что девочке надо было уехать к родным 14 августа 1921 года, а в качестве сопровождающего с ней поедет бывший руководитель школьной коммуны Романенко (И. О. не указаны). В этом случае документ уже почему-то подписан не заведующим, а сотрудником педагогического музея В. Балабушевичем, который ещё в начале июня был секретарем при заведующем [13, л. 11].

Следует отметить и тот факт, что вместо словосочетания «коллектив музея» появилось ранее не употребляемое при составлении документов музея понятие «коллегия педагогического музея». Введение в название прежней терминологии может свидетельствовать о том, что в это советское учреждение начинают привлекать представителей старорежимного строя, которые оставались носителями старой культуры [13, л. 11]. Из выписки протокола собрания музейной коллегии ещё от 23 июля, направленной в Губоно, видно, что на работу в школу I ступени при педагогическом музее приглашают преподавательницу русского языка Н. А. Портную. Следует признать важность ситуации, когда на работу берут не просто школьного работника, а преподавателя. Тут вполне может быть частный случай, когда оказался востребован настоящий специалист, может быть это преподавательница одной из бывших гомельских гимназий. Этот документ подписан 29 июля 1921 года, и рядом с фамилией заведующего музеем Г. Воронова указана фамилия секретаря «П. Княповский».

Исследования о деятельности педагогического музея открывают возможность побольше узнать о жизни школьников, которые числились при опытной школе музея. Однако сухой язык изложения документов ограничивает наши возможности. Хотя некоторые случаи, происшедшие в школе при музее, больше имеют вопросов, чем ясных ответов. В Губоно коллегия педагогического музея сообщает об исключении из списков школьников с 1 августа 1921 года пятерых учащихся, а именно: Иван Федоренко, Алексей Завадский, Яков Хенскин, Зяма Розин и Нуда Фриткин. При этом сама причина их отчисления не указана, сказано, что «исключаются из списков школьников и получении пайка с 1/VIII». В данном случае документ подписан уже руководителем П. Княповским. В отношении, куда выбыли дети, можно строить только догадки, принимая во внимание все сложности эпохи с обилием самых невообразимых ситуаций, в которых могли оказаться гомельчане в 1921 г. [13, л. 19]. Следующий документ, имеющий непосредственное отношение к этому делу, свидетельствует о том, что администрация учреждения была очень недовольна поступком бывших учеников. Буквально уже назавтра 2 августа коллегия педагогического музея опытной школы II ступени присылает в Губоно сведения о снятии с пайка пятерых мальчиков. Итого из 38 пайков получателями остальных осталось 33 человека. Причём два пайка И. Федоренко и А. Завадского были переведены на мастерские. Подписан документ также руководителем школы П. Княповским [13, л. 22].

Ежемесячный отчет о работе музея за сентябрь 1921 года завершает и без того небогатый перечень этих документов. Заведующий педагогическим музеем и школой П. Княповский от 1 октября 1921 года сообщает следующее: по причине школьных каникул посетителей было мало, наглядными пособиями пользовались детский дом и слушатели разных курсов. В школе при музее открыта вторая группа II ступени, в которой с 1 сентября уже можно было заниматься учебными предметами. Жизнь в школе еще не налажена в полной мере: «нет физики и химии», учителей в школе недостаточно [13, л. 24]. В отношении школ II ступени следует добавить, что открытие их в Гомеле началось с 1 декабря 1919 г. с организацией в них регулярных занятий.

Для учебного процесса в этих школах была характерна продолжительность учебного дня всего по два, три часа в день. Среди работников школ наблюдалось непродуктивное использование учебного времени, большие перерывы между учебными часами. Детей стремились занимать больше физическим трудом и работой в мастерских. «Имело место бесцельное препровождение времени, вызванное отсутствием руководства детьми со стороны школьных работников» [28, л. 3]. Так выглядело общее состояние дел в школах этого типа в Гомеле на период 1920–1921 годов.

Ситуация с дисциплиной, снабжением и обеспечением школы при педагогическом музее также оставалась сложной. Для создания и нормального функционирования коллегиального совета, а это минимум три человека, подходящих кандидатур не было. Кроме этого за летний период из-за отсутствия финансирования не был проведен капитальный ремонт здания школы при музее. Комнаты не отапливались по причине недостатка дров, расстеклённых окон, двери были не исправны. Не было кроватей для отдыха детям, ощущался недостаток одеял, обуви, одежды и прочее. Тут к месту использовать язык документа, передающий отчаяние заведующего музеем: «все это говорит за прекращение приема и даже наводит на мысль о том, что нельзя будет вести нормальную работу, в столярной и сапожной мастерских работы пока нет» [13, л. 24]. У инструктора столярного ремесла Рогловцева (И. О. не указаны) был отпуск до 1 октября. Кроме того, задержкой для посещения мастерских будет временное отсутствие обуви у детей [13, л. 24 об.]. Данная информация была отражена в документах текущей отчетности на 1 октября 1921 года.

В апреле–июне 1923 года Губернское еврейское бюро Гомеля в городских газетах опубликовало объявление о наборе подростков в еврейскую школу, которая располагалась на улице Новиковской, д. 15, в доме бывшего владельца Дубина, с 5 апреля 1923 года. Также объявлялся набор в ещё одну еврейскую школу, которая находилась на улице Могилёвской, д. 25. Вакансии в этой школе были открыты для учащихся старших групп [15, л. 16–17].

В первые годы советской власти существенно возросло значение высшего образования для служащих и учителей. Подтверждением тому является вырезка из гомельской газеты от 13 августа 1923 года без указания её названия: «Командируемым в ВУЗы работникам президиума губпрофсовета на очередном заседании признал необходимым выдавать ликвидационные в размере, предусмотренном коллективным договором данного предприятия или учреждения, наравне с увольнениями» [12, л. 19]. Один из примеров, кто именно стремился стать студентом высших учебных заведений, мы видим при изучении личного дела учителя гомельской первой советской школы имени Ленина Гутора Викентия Адамовича, 1878 г. р., уроженца Минской губернии Новогрудского уезда. История жизни этого человека является примером сохранения исторической памяти и заслуживает достойного места в системе педагогического музееведения Гомеля. Из текста заявления в Гомельский губернский отдел народного образования от 11 октября 1924 года и прилагаемой к нему анкете учителя мы видим, что этот школьный работник поступил в Белорусский государственный университет и просит освободить его от занимаемой должности с 15 октября 1924 года. Также он просит дать ему отзыв о его службе в указанной школе, где он работал в должности учителя с 1 сентября 1920 года. Заявление написано 11 октября 1924 года, красными чернилами, хорошо читаемым ровным почерком [12, л. 21]. О своём стаже В. А. Гутор сообщает следующее: работал учителем с 1903 года, разряд по тарифной сетке имел XII. Образование получил в Несвижской учительской семинарии в 1903 году, в 1918 году окончил Высшие внешкольные курсы. Основная специальность учитель, беспартийный, в партиях никогда не состоял, происхождение из крестьян. В графе «семейное положение» указано, что он одинокий. Родители по социальному положению – крестьяне, к моменту заполнения анкеты в живых их нет. До Октябрьской революции был на фронте империалистической войны [12, л. 26]. На советскую службу поступил в 1918 году. Работал на следующих должностях: инструктором по внешкольному образованию в 1918–1919 годы, с 1919 год заведывал внешкольным отделом, с 1921 по 1922 год работал членом правления Гомельского союза работников просвещения, а с 1922 года по настоящее время школьным работником гомельской школы имени Ленина. В период прохождения военной службы состоял в передовом отряде в должности делопроизводителя полевой канцелярии. Согласно учётной карточке военной повинности № 296 наказаниям и взысканиям по службе не подвергался. В отпуске не был. В других учреждения не работал. Адрес проживания в Гомеле: ул. Крестьянская, д. 35. Анкета составлена 4 августа 1923 года. Подпись [12, л. 26 об.]. Из второго экземпляра удостоверения от 20 февраля 1923 года видно, что В. А. Гутор преподаватель первой советской школы имени Ленина в Гомеле и комендант здания [12, л. 25]. В конце всего этого перечня документов мы находим запись, что товарищ В. А. Гутор все дела по службе сдал и никаких государственных сумм и имущества за ним не числится. Отчёт за все авансы представлен 14 сентября 1924 года, что заверено подписью бухгалтера.

В начале декабря 1922 года при губернском педагогическом музее в г. Гомеле активную работу осуществлял его передвижной отдел. Задачей сотрудников этого подразделения было посещение разных школ и учреждений образования, где они демонстрировали экспонаты и проводили разные беседы и лекции. Однако зимние холода поставили перед руководством музея совсем иные задачи. В Губоно коллегия педагогического музея направила просьбу предоставить музею дополнительно две комнаты, расположенные рядом с музеем, но занятые амбулаторией волисполкома. Необходимость такой просьбы была обусловлена тем, что эти комнаты достаточно теплые и в них можно будет работать с детьми. Заведующий музеем В. Балабушевич в своём обращении убедительно просит «эти дела довести до положительного конца и как можно скорее» [10, л. 25]. Мы конечно не располагаем информацией, какой ответ получила коллегия музея, но источник за период 1925 года сообщает нам новое место нахождения педагогического музея в Гомеле – это Липовая улица, д. 6 [16, л. 4].

Подводя итог рассуждениям на данную тему, есть смысл добавить, что события послереволюционной эпохи способствовали выдвижению новых, преимущественно молодых, людей. У нас не оказалось сведений о возрасте сотрудников педагогического музея, однако, исследуя различные группы документов, мы нашли данные о возрасте сотрудников гомельского книжного магазина за 20 сентября 1922 года. Заведующим этого магазина был Х. Д. Горфункель 1886 г. р., его заместителем – Л. А. Вилькин 1899 г. р., приказчицей в магазине работала С. Э. Либман 1899 г. р., Л. Л. Гисина 1896 г. р. была кассиром и М. Х. Какузина 1899 г., работала второй приказчицей. Из данной информации можно сделать вывод, что магазин силами пяти работников обеспечивал литературой разной тематики жителей Гомеля. В документе было указано и место жительства всех сотрудников магазина, однако мы не будем останавливаться на всех подробностях. Обратим внимание читателей на два адреса, которые можно выделить как городские топонимы. Так, на улице Замковой был номер дома 80, а на улице Кузнечной – № 64 [10, л. 18].

В завершение следует признать, что сотрудники Гомельского педагогического музея в столь тяжелое время оказались способны решать подчас невыполнимые задачи. Ими предпринимались отчаянные попытки сохранить работу учреждений культуры и образования и продолжать воспитание личностей молодых людей, которым суждено было строить новое государство.

И.Ю. Уваров, ГГТУ им. П. О. Сухого

Литература

7. ГАГО. Фонд 60. Оп. 1. Д. 94. Выписки из протоколов Губпросвета, художественной секции коллегии Губпрофобра, коллегии Губоно и коллегии сектора соцвоспитания. Начато 26 мая 1921 г. Окончено 7 июля 1921 г.
10. ГАГО. Фонд 60. Оп. 1. Д. 168. Список сотрудников книжного магазина Губоно; переписка о снабжении канцелярскими принадлежностями. 1922 г.
12. ГАГО. Фонд 60. Оп. 1. Д. 210. Личные дела служащих учреждений, подведомственных Губоно. Начато 5 сентября 1923 г. Окончено 31 января 1924 г.
13. ГАГО. Фонд 60. Оп. 1. Д. 303. Гомельский губернский отдел народного образования. Месячный отчет о деятельности педагогического музея. Начато 14 марта 1920 г. Окончено 29 июня 1921 г.
15. ГАГО. Фонд 60. Оп. 1. Д. 575. Тезисы к докладу о работе по ликвидации неграмотности и о состоянии библиотечного дела в губернии. Начато в апреле 1923 г. Окончено 31 августа 1923 г.
16. ГАГО. Фонд 60. Оп. 1. Д. 711. Дело Гомельского Губсоцвоса. Переписка о постановке краеведческой работы в школах соцвоса. Краткий отчет о работе губбюро краеведения. Начато 5 февраля 1925 г. – Окончено 5 декабря 1925 г.
28. ГАГО. Фонд 60. Оп. 1. Д. 1574. Сведения о состоянии школ II ступени г. Гомеля на 23 августа 1919 г. – 20 апреля 1920 г.
69. ГАООГО. Фонд 1. Оп. 1. д. 209. Протоколы III конференции по ликвидации безграмотности, заседаний президиума и письма ГУБОНО. Начато 25 февряля 1920 г. Окончено 23 декабря 1920 г.
82. ГАООГО. Фонд 2. Оп. 1. Д. 36. Статьи, опубликованные в периодической печати; воспоминания членов партии о революционных событиях 1917–1918 гг.; телеграммы.

Гомель в исторической ретроспективе (1918–1925 годы) [монография] / И. Ю. Уваров. – Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2021. – 201 с. : ил.

14

Подписаться на каналы Гомельского историко-краеведческого портала, где размещаются публикации всех сайтов портала: Дзен, Телеграм, ВКонтакте, Одноклассники.