Из архивных документов стало известно, что художественная школа-студия М.А. Врубеля начала свою работу в Гомеле с 1919 году. [8, л. 24]. Исходя из протокола учительского совета художественной школы-студии от 5 апреля 1921 года, можно составить краткое описание этого учебного заведения. В числе преподавателей художественной школы-студии были следующие педагоги-художники: Гефтер, М. П. Малец, Д. Х. Русецкий, Розин, Р. Вилькин и Губин (И. О. не указаны). Из первоисточника следует, что «все они были учителями живописи». [8, л. 23]. Заведующим школой-студией был Р. Вилькин. Это учреждение подчинялось непосредственно отделу народного образования г. Гомеля [9, л. 1 об.]. Р. Вилькин по совместительству был преподавателем архитектурного класса и черчения, имел 12-летний стаж практической работы в данной области. Не исключено, что он мог работать гомельским архитектором, поскольку по образованию был архитектором – окончил архитектурное отделение Киевского художественного училища и учился в Киевском архитектурном институте [18, л. 3 об.]. Преподаватель натурного класса М. П. Малец окончил Пензенское художественное училище и работал преподавателем живописи десять лет. Д. Х. Розин работал в студии преподавателем элементарного класса. Опыт работы, связанной с живописью и скульптурой, у него был двенадцать лет, а учился он в Виленской рисовальной школе и в Парижской школе декоративного искусства. Преподавательскую деятельность осуществлял также А. Я. Быховский, руководитель графической мастерской. Он имел 15-летний опыт практической работы по декорациям, стеклу и графике, а учился в школе Поощрения художников в Петрограде. А. Душин, руководитель декоративной мастерской, имел 20-летний опыт практической работы и был специалистом в области фресковой живописи в России и на Западе, учился в Варшаве и Вене. Доктор Б. Рабинерзон работал в школе преподавателем анатомии. А философию искусств преподавал гомельский историк и литератор Д. И. Выгодский [18, л. 3 об.], двоюродный брат известного психолога Л. С. Выготского. Скупые страницы прошлого этого учебного заведения сообщают нам ещё несколько фамилий должностных лиц, которые работали в этой школе-студии. Марикс руководил секцией скульптурной лепки и декорации, Губин обучал учеников деревоотделочным работам, Казанский – лектор по анатомии и преподаватель по живой натуре, Волков – преподаватель по натюрмортам, Рагин – преподаватель по рисунку, Коваленко – инструктор столярного дела, Телишевский и Смехов – подмастера графических работ, Вейсман и Шифрин – скульпторы, Гусевич – специалист по созданию декораций (И. О. всех перечисленных не указаны) [9, л. 1].
В период прохождения учительского совета его председателем был избран Вилькин, секретарём – Сазонов. На повестку дня был поставлен вопрос о расширения школы в связи с завершением советско-польской войны и началом мирной жизни. Этому способствовало подписание 18 марта 1921 года Рижского мирного договора между РСФСР и Польшей. В период этой войны работники школы прилагали все усилия по созданию художественной агитации на советском производстве. На учительском совете было отмечена заслуга педагогического коллектива, который в сложных политических условиях и трудное военное время проявил себя как бдительный агитатор, отдавая свои силы делу служения интересов советской власти. Художники обслуживали фронт и учреждения губернии, предлагая произведения агитационной пропаганды. Из-за создавшегося положения задачи, поставленные перед художественной студией в деле школьного образования, не могли быть полностью осуществлены. Губотнаробраз признал положительной работу преподавателей живописи, которые применяли средства изобразительного искусства, превратив его в пропаганду на фронтах гражданской войны. Весь аппарат художественной агитации состоял «из руководителя и десяти подмастерьев, основавших ядро школы».
Собранный материал свидетельствует о том, что педагогический коллектив школы за период с 1920 года по 1 ноября 1922 года выполнил следующий перечень работ. Всего портретов было написано 194, плакатов – 79, лозунгов за период 1920 года – 365 и за отчётный период 1921 года – 42, изготовлено знамен – 45, театральных декораций – 15, печатных плакатов – 36, диаграмм – 87, бюстов – 23, барельефов – 28, памятников – 3, кроме этого и других работ в виде арок, трибун, уличных декораций – 14 [18, л. 2]. О стоимости художественных работ, выполняемых сотрудниками студии, есть следующая информация. Например, стоимость портрета-копии 21 мая 1921 года составляла 30 000 руб. [8, л. 48]. Написать лозунг в одну строку на размере фанерного листа стоило 3 000 руб. [8, л. 49].
Однако из-за всех этих передряг была отодвинута на задний план работа в области преподавания и обучения детей живописи. На основании этого было предложено наладить взаимоотношения студии с секциями изобразительного искусства в Гомеле. Планировалось подготовить план работы по школам города с целью выявления художественно одаренных детей для обучения их в школе-студии имени М. А. Врубеля. Было отмечено, что регулярному ведению занятий в школе препятствует отсутствие финансирования и возможностей получить кредит. Деньги были необходимы для оплаты работы натурщиков и лекторов по теоретической части занятий. Для размещения учеников и проведения занятий нужна была материальная поддержка, в том числе это было необходимо из-за отсутствия нужного помещения, топлива и освещения.
Преподаватели и школьники не были обеспечены художественными принадлежностями: кистями, красками и другим инвентарём. Меры по улучшению денежного обеспечения преподавателей не принимались, вследствие чего художественная школа-студия была лишена всех материальных ресурсов и средств производства – карандашей, холстов и бумаги. Отсутствовали подрамники и мольберты, поскольку не было средств для покупки необходимых материалов для их изготовления [8, 23 об.]. В конце осени 1921 года были пересмотрены весь имеющийся в наличии инвентарь и материалы художественной школы-студии имени М. А. Врубеля. Согласно перечню инвентаризационной описи в наличии у школы имелось следующее: «мольберты – 9, доски рисовальные – 16, табуретки – 5, столы – 1, котлы для гипса – 3, станки для натуры – 3, топоры – 2, пилы поперечные – 1, молотки – 2, шкафы – 2, шкафчики для красок – 9, палитры – 55, лампы – 2, скелеты – 1, череп лошади – 1, чучело вороны – 1, масленые краски – 145 тюбиков, кисти – 5 штук, акварели – 30 штук» [18, л. 4].
К началу апреля 1921 года в художественной школы-студии имени М. А. Врубеля начинается расширенное проведение школьных занятий. Отделом народного образования Гомеля принимались всяческие мероприятия по улучшению материального обеспечения преподавателей. Представители учительского совета постановили: при проведении занятий в школе студии руководствоваться планом и программой, выработанными особой комиссией в конце 1919 года. [8, л. 24].
Протокол совета подписан председателем Р. Вилькиным и секретарём Сазоновым. Свои подписи поставили шесть человек – члены учительского совета. Документ скреплен круглой печатью с круговой надписью Отдела народного образования; по центру печати в строку надпись: «Художественная школа-студия имени М. А. Врубеля, Гомель» и две пальмовые ветви.
Учебная программа школы-студии была представлена дисциплинами по классам специальностей. Элементарный класс: наброски с натуры – 12 ч. в неделю, натюрморт цветной – 5 ч в неделю, рисунок мертвой натуры – часов нет. Натуральный класс: натюрморт в форме и цвете – 12 ч в неделю, анатомическое изучение – часов нет, фигура цветного научения – 24 ч в неделю. Архитектурный класс: элементарное черчение – 12 ч в неделю, архитектурная композиция – 12 ч в неделю, начертательная геометрия – 3 ч в неделю, строительное искусство – 3 ч в неделю. Графическая мастерская: работа над плакатами, обложками, иллюстрациями – 18 ч в неделю. По методике изготовления книжной заставки, живописного плаката, по литографии и гравюре на линолеуме – часов нет. Декоративная мастерская: театральные декорации – 18 ч в неделю, макет костюма – часов нет. Скульптурная мастерская: орнамент и маска головы – 18 ч в неделю, фигура и барельеф – часов нет. Отдельно читался теоретический курс по начертательной геометрии (в перспективе – 3 ч в неделю), анатомии – 2 ч в неделю, по философии искусства – 2 ч в неделю, лекции и собеседование по композиции – 2 ч в неделю, строительное искусство – 3 ч в неделю [18, л. 3].
Губернская администрация отдела по делам музеев и охраны памятников искусств и старины передала в подсобный музей при художественной школе-студии имени М. А. Врубеля следующие произведения художественного искусства: Ф. И. Захаров «Эскиз к семейному портрету», холст, масло; С. Ардейкин «Классический пейзаж», холст, масло; К. А. Лихачев «Неоконченный рисунок», выполнен карандашом; М. С. Кругликова «Силуэт художника», очевидно, черновой рисунок, выполненный на бумаге. Достаточно большим списком представлены гравюры с разной технологией изготовления. В данном описании сохранены все названия с целью передать всю терминологию материаловедения гомельских мастеров начала 20-х годов XX века. Первым автором в поимённом списке была указана К. Б. Прохорова, её гравюра проходила под названием «Ноктюрн», выполнена с помощью техники «офорт», «акватинта» – разновидность гравюры на металле с помощью техники глубокой печати. Работа Н. И. Писарева выполнена на линолеуме. Далее указан художник А. Г. Якименко, название работы «Улица в Брюгге» (это название города в Бельгии с сохранившейся старинной застройкой), выполнена на линолеуме. Этому же мастеру принадлежит и другая работа «Монмартр в Париже» (это название 130-метрового холма на севере города, который с 1860 года стал частью градостроительной застройки). Техника изготовления этой гравюры – «Сухая игла». Мастер Нивинский (инициалы в документе отсутствуют) выполнил работу под названием «Девушка», материал «офорт», «акватинта», М. А. Добров – автор работы «Облако», материал «офорт», «акватинта», И. Павлов – «Портрет жены автора», гравюра на линолеуме, Фалилеев (инициалы не указаны) – эскиз «Флот Энея» и «В деревне Перелески», гравюра на линолеуме, Куприянов (инициалы не указаны) – «Город», гравюра на дереве, Е. С. Кругликова – «Село Власовка. Полтавщина», исполнена в виде монотинии, А. Павлов – «У Симонова монастыря», литография, И. Н. Шишкин – «Лес» материал, «офорт», «акватинта». И завершает весь этот список работа известного итальянского мастера гравюры XVII века Стефано делла Бела «Развалины» [18, л. 1].
К сожалению, документы, подтверждающие дальнейшую деятельность художественной школы-студии с мая по ноябрь 1921 года, отсутствуют. Единственный из пока выявленных документов свидетельствует о том, что в начале декабря 1921 года это учреждение образования было закрыто по неясной причине. Сухой язык административного делопроизводства доносит до нас очень скупую информацию. Из акта от 2 декабря 1921 года мы узнаем, что имущество художественной студии принял председатель педагогического музея товарищ Кияновский у заведующего студией товарища Вилькина [9, л. 6; 14, л. 6]. Уже 5 декабря Вилькин доводит до сведения Губотдела Наробраза, что вверенное ему имущество передано Кияновскому: «Ведомость сданного имущества, акт приемки, а также печать с надписью в строчку «Художественная студия-школа имени М. А. Врубеля, Гомель» и две пальмовые ветви и штампы студии при сем прилагаю» [14, л. 5].
Подводя итог рассуждений по данному разделу, необходимо добавить, что на данном этапе исследования не удалось установить место нахождения в черте гомельской застройки описанной здесь художественной школы-студии имени М. А. Врубеля. Пусть этот недостаток станет достоинством тех историков и краеведов, которые останутся небезразличны к прошлому истории живописи и изобразительного искусства Гомеля, и в будущем устанавят этот факт, когда обнаружат новую информацию.
И.Ю. Уваров, ГГТУ им. П. О. Сухого
Литература
8. ГАГО. Фонд 60. Оп. 1. Д. 95. Протоколы заседания коллегии фотокиносекции и доклад о деятельности 24 января – 26 октября 1921 г.
9. ГАГО. Фонд 60. Оп. 1. Д. 116. Списки сотрудников художественной школы-студии имени Врубеля, театра имени Калинина и кинотеатра «Красная звезда». 1921 г.
14. ГАГО. Фонд 60. Оп. 1. Д. 325. Отчет и сведения о работе музея имени А. В. Луначарского, протоколы заседания музейной коллегии и школьных советов. Протоколы заседания школьного совета Первой вечерней школы; месячный отчет о работе педагогического музея. Начато 24 июня 1921 г. Окончено 15 марта 1922 г.
18. ГАГО. Фонд 60. Оп. 1. Д. 976. Положение о слиянии железнодорожных культурно-просветительных организаций с органами народного комиссариата по просвещению и смета художественной школы-студии имени М. А. Врубеля на 1922 г. Начато и окончено в 1921 г.
Гомель в исторической ретроспективе (1918–1925 годы) [монография] / И. Ю. Уваров. – Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2021. – 201 с. : ил.