Краеведение — одна из областей географического познания, окружающего мира, рассматривающая исторические особенности освоения и заселения определенного региона, его природные, экономические и культурные достопримечательности. Специфика краеведения обусловлена изучением и описанием тех особенностей истории, достопримечательностей, природы и климата, ландшафта, флоры и фауны региона, которые делают его привлекательным как для жителей, так и в качестве туристского объекта.
Изучение краеведения занимает одно из центральных мест в системе подготовки специалистов-географов. Задача краеведения как исследовательской деятельности состоит в поиске научных материалов на местах, фиксации исчезающих объектов. Основная цель изучения курса основ краеведения — приобретение навыков изучения местности, что более углубленно достигается только при прохождении учебных практик.
В ГГУ им. Ф. Скорины на геолого-географическом факультете кроме аудиторных занятий проводятся несколько видов практик: педагогические, производственные и учебные. Учебные практики являются завершающим этапом теоретического обучения и приобретают особое значение в системе подготовки специалистов-географов к их научно-исследовательской и практической деятельности. На практиках большое внимание уделяется усвоению методик изучения и описания географических объектов, овладение студентами навыками комплексных стационарных и маршрутных исследований, различными методическими приемами сбора и обработки первичных материалов. Одной из таких является учебная гидрологическая практика, которая включает в себя маршрутные полевые исследования по водным объектам г. Гомеля и окрестностей. Учебная гидрологическая практика направлена на усвоение теоретического курса «Гидрология» и позволяет определить место водных объектов в сложно организованных природных системах, их взаимосвязь и взаимообусловленность с другими компонентами географической оболочки [1].
Город Гомель имеет уникальную для Беларуси аквальную геосистему: русло реки Сож в районе города имеет протяженность более 15 км, при этом достаточно сильно меандрируется, образуя тем самым каскад крупных озёр с ровными песчаными берегами. Всего в городе Гомеле расположено свыше 50-ти малых водоёмов.
Для оценки пригодности и целесообразности использования озёр города Гомеля как объектов гидрологической практики, необходимо их охарактеризовать.
Озеро Роповское — озеро пойменного типа, связано с рекой Сож двумя протоками. Расположено в Советском районе Гомеля, в южной части города вдоль улицы Богдана Хмельницкого. Название озера от аббревиатуры РОП — районный отстойник плавсредств. В акватории озера расположена лодочная станция, гребная база и два пляжа с соответствующей инфраструктурой.
Озеро в микрорайоне Шведская Горка — крупное пойменное озеро в юго-западной окраине Гомеля. С рекой Сож соединено небольшой протокой в восточной части. В настоящее время искусственно расширяется и благоустраивается в связи со строительством крупного микрорайона «Шведская горка». Уже используется в рекреационных целях. В перспективе может стать частью более крупного искусственного озера, т.к. именно в этом месте в настоящее время изымается песок для строительных нужд Гомеля.
Озеро Любенское — находится в полукилометре от Роповского озера, в южной части Гомеля, в Советском районе. Является озером пойменного типа и расположено в правой пойменной зоне реки Сож. По форме озеро напоминает дугу, в прошлом, вероятно, было частью основного русла Сожа. С нынешним руслом Любенское связано небольшой протокой в восточной части. С севера и северо-востока к озеру примыкает микрорайон «Монастырёк». Первые жилища стали появляться там во второй половине XVIII века. Со стороны запада к Любенскому озеру примыкает ул. Мележа, парк «Выпускников Третьего Тысячелетия» и благоустроенный пляж. На Любенском ежегодно празднуется Купалье.
Озеро Шапор — пойменное озеро на левом берегу реки Сож в восточной части Гомеля в Новобелицком районе. Связано с руслом реки Новобелицким каналом. Состояние воды в Шапоре не контролируется, с близлежащих предприятий в него попадают ливневые стоки. Следовательно, озеро не предназначено для купания и активного отдыха. Однако в месте впадения Новобелицкого канала в Сож расположен пляж с соответствующей инфраструктурой [2].
Озеро Белицкое — озеро вероятно остаточного происхождения в восточной части Гомеля в Новобелицком районе. Имеет благоустроенную территорию и является частью Белицкого парка. К северу от озера построена церковь Александра Невского (рисунок 1).
Озеро Володькино — русловое озеро реки Сож в восточной части Гомеля в Центральном районе, является устьем реки Ипуть в юго-восточной части. На западном берегу имеется пляж, а территория относится к парку Гомельского дворцово-паркового ансамбля. Озеро очень богато рыбой, на нем проводится ежегодное состязание рыбаков Гомельской области. В южной части Володькино находится туристический комплекс Дом Рыбака.
Озеро Обкомовское — пойменное озеро, находящееся к северу от озера Володькино, по правому берегу р. Сож. Является частью Волотовской протоки. С руслом Сожа связано двумя протоками, с запада к озеру примыкает 18-ый микрорайон и трасса «Восточный обход». На северном берегу Обкомовского озера размещен Гомельский яхт-клуб и причал станции МЧС. Купание на озере запрещено.
Озеро Дедно — старичное озеро в 450 метрах к северу от озера Обкомовское. Используется для сброса ливневых канализаций центральной части Гомеля. Не предназначено для проведения досуга и не благоустроено. Берега заросшие. На картах, относящихся к 18 веку, озеро имеет название Жерлодедно и связано с основным руслом Сож протокой. Позже озеро превратилось в старицу. В связи с почти отсутствующей антропогенной нагрузкой вокруг Дедно сформировалась инвазия растений совершенно нетипичных для городских территорий (рисунок 2).
Озеро Бобруха — малое ложбинное озеро Центральном районе Гомеля. Расположено к северу от ул. Головацкого. В 20 веке, начале 21 было излюбленным местом для отдыха местных жителей. В настоящее время активно заболачивается, в связи с чем необходима рекультивация.
Каскад озёр «Волотовские» — группа озёр старичного происхождения в Железнодорожном районе Гомеля в восточной части города. Волотовские озёра являются естественными границами между микрорайоном «Волотова», «Мельников Луг», «Клёнковский» и «Старая Волотова». Окрестности этих озёр словно самой природой предназначены стать излюбленным местом отдыха местных жителей. Близкое расположение к жилым домам делает озёра популярными для отдыха как в летнее, так и в зимнее время. В каскаде три малых озера, на двух из которых есть благоустроенные пляжи. Территория вокруг озёр благоустроена [2].
Озеро Бурое болото (Волотовской канал) — вытянутое озеро в форме рогатки к западу от Волотовского каскада озёр в Железнодорожном районе Гомеля. Используется горожанами для отдыха.
Озеро Волотовское — самое крупное озеро Волотовского каскада озёр в Гомеле. Расположено между Бурым болотом и каскадом малых озёр. Некогда весь Волотовской каскад был частью озера Волотово в деревне с одноименным названием. В настоящее время территория озера благоустроена и активно используется. Озеро богато рыбой, в 2016 году на Волотовском прошел чемпионат Беларуси по водно-моторному спорту.
Озеро Сетен — водоём к востоку от Гомеля в населенном пункте Поколюбичи. Вероятно в прошлом было частью Волотовских озёр. Озеро активно используется местными рыбаками. Перспективно для строительства агроусадьбы в северной части (рисунок 3).
Каскад озёр «17 карьер» — группа искусственных озёр в Железнодорожном районе Гомеля, в западной части. Созданы на месте выработанного карьера по добыче строительного песка. Каскад включает в себя три небольших водоёма. Территория благоустроена, на одном из озёр создан пляж и инфраструктура к нему.
Озеро «9 карьер» — небольшой водоём искусственного происхождения в Железнодорожном районе Гомеля, к востоку от каскада «17 карьер». На западном берегу построена Серафимовская церковь, имеется небольшой пляж. Территория благоустроена (рисунок 4).
Таким образом, в Гомельской области интенсивное развитие и использование в целях проведения практики по гидрологии получили водоёмы областного центра, причем имеющие большие размеры и относящиеся к пойменной части реки Сож. Приведенная характеристика водоёмов Гомеля свидетельствует о преобладании в городе пойменных и искусственно созданных озёр.
В рамках краеведческого компонента учебная практика по гидрологии призвана углубить и обобщить знания студентов о разнообразии водных объектов изучаемого региона. Содержание практики содействует реализации краеведческого принципа в обучении географии.Для того чтобы будущий специалист-географ мог понять истинный смысл своего предмета, необходимо, чтобы он имел собственный опыт «открытия земель», их описания. Этому способствуют учебные практики, включающие в себя значительное содержание краеведческого принципа.
При непосредственном восприятии географических, а в данном случае, водных объектов г. Гомеля формируются не только знания об этих объектах, но и чувственный образ на основе эмоций [3].
Краеведение носит междисциплинарный характер и включает географический, экологический, исторический и другие компоненты, которые позволяют научить студентов проводить исследования, выявлять характер взаимодействия и взаимообусловленности между природой, населением и хозяйством в процессе изучения каждого объекта, сопоставляя настоящее с прошлым и будущим. Также в рамках реализации краеведческого принципа при проведении учебных практик студенты учатся вести не формальные, а осмысленные записи услышанного, изученного, развивая искусство географических описаний и характеристик.
Основы краеведения позволяют студентам познакомиться с историей освоения и изучения района практики; природными компонентами и отдельными природными объектами, а также с хозяйством и населением района практики; собрать краеведческий материал и оформить соответствующие коллекции.
Принцип краеведческого исследования предполагает постоянное накопление фактов, их систематизацию и научную обработку. При изучении края необходимо установить, чем он отличается от соседних территорий, что и осуществляется студентами в процессе прохождения учебной практики. Обладая очень большими возможностями для выполнения целей экологического образования и воспитания, в частности формирования у студентов экологической культуры, учебная практика является наиболее эффективным условием формирования у будущих учителей географии экологической культуры, экологического мировоззрения и эстетического воспитания [3].
Маршруты по родному краю позволяют вооружить студентов способами оценки экологических ситуаций и способствуют формированию экологической культуры, что немаловажно на современном этапе развития всесторонне гармоничной личности.
Список использованной литературы
- Павловский, А.И. Учебная полевая практика как важная часть системы подготовки будущих специалистов-географов / М.С. Томаш. // Республиканская научно-методическая конференция «Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: подготовка специалиста в контексте современных тенденций в сфере высшего образования», Гомель, 13-14 марта 2014 / М-во образования Респ. Беларусь, УО «ГГУ им. Ф.Скорины»; [редкол.: И.В. Семченко (отв. ред.) и др.]. — Гомель: Изд-во ГГУ, 2014. — С. 160-163.
- Богданов, Д.Н. Водные объекты урбанизированных территорий: их состояние и использование (на примере г. Гомеля) / Устойчивое развитие: региональные аспекты: материалы региональной науч. — практ. конф. Молодых ученых, Брест, 18 ноя. 2016 г. / М-во об-разованияРесп. Беларусь, Брест.гос. ун-т им. А. С. Пушкина; [редкол.: И. В. Абрамова, Т. А. Шелест, А. Д. Панько]. — Брест: Изд-во БрГУ, 2017. — С. 60-63.
- Томаш, М.С. Краеведение как важная составляющая подготовки будущих специалистов географов / М.С. Томаш, Д.Н. Богданов, Н.В. Годунова // Географические аспекты устойчивого развития регионов: II международная научно-практическая конференция (Гомель, 23-24 марта 2017 г.): [материалы] — Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2017. — С. 820-823.
Авторы: Д.Н. Богданов, М.С. Томаш, Ю.С. Павленок
21.07.2020
Источник: Вопросы наук о Земле в концепции устойчивого развития Беларуси [Электронный ресурс]: сборник научных статей: в 2 ч. Ч. 2 / редкол.: А. И. Павловский (гл. ред.) [и др.]; М-во образования Республики Беларусь, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. — Электрон. текст. дан. (10,6 Mb). — Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2017. — С. 18-23.