Авиаконструктор, опередивший время

Приветственное слово ректора ГГТУ им. П.О. Сухого доктора физико-математических наук, профессора С.И. Тимошина.

К 125-летию со дня рождения П.О. Сухого.

XIII Международная научно-техническая конференция «Современные проблемы машиноведения» (научные чтения, посвящённые П.О. Сухому) проводится в год 125-летия со дня рождения выдающегося авиаконструктора Павла Осиповича Сухого.

С Беларусью связаны детство и молодые годы его жизни: родился 22 июля 1895 года в местечке Глубокое Виленской губернии в семье учителя, учился и окончил гимназию в Гомеле. После окончания гимназии Сухой решает поступать в Московское императорское техническое училище.

Поступив в училище в 1915 году, только в 1921 году, после службы в пулемётной роте, работы учителем математики, он смог продолжить обучение. Трудолюбие и исключительная способность схватывать суть инженерного решения выделяли Сухого из числа студентов. В 1924 году Андрей Николаевич Туполев приглашает способного студента Сухого, ещё не окончившего учебу, работать чертёжником в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Под руководством А.Н. Туполева успешно защищается дипломный проект, и в 1925 году Павел Осипович становится полноправным сотрудником ЦАГИ.

Приступив в конце 1925 года к созданию нового самолёта И-4 (АНТ-5), бригада Сухого первый производственный экзамен сдала успешно. В декабре 1927 года решился вопрос о запуске самолёта в серию на авиазаводе. Павел Осипович Сухой в качестве ответственного технического представителя КБ Туполева руководил серийной постройкой самолёта. Скоростной, маневренный, отличавшийся современными формами и изяществом, И-4 получил право на долгую жизнь. Он состоял на вооружении Красной Армии с 1928 по 1933 год. Таким был первый вклад Павла Осиповича Сухого и его товарищей по бригаде в отечественное самолётостроение.

В 1932 году Павел Осипович назначается руководителем бригады по проектированию и постройке знаменитого впоследствии самолёта РД («Рекорд Дальности», АНТ-25). Требование дальности полёта РД привело к созданию крыльев необычно большого удлинения, а задача сохранения прочности была блестяще решена размещением бензина в кессоне крыла. На этой машине были успешно совершены дальние перелёты, в том числе через Северный полюс в Америку экипажами В.П. Чкалова и М.М. Громова, и установлены два мировых рекорда дальности без посадок. На базе РД бригада П.О. Сухого сконструировала одномоторный бомбардировщик ДБ-1, а затем двухмоторный ДБ-2, на гражданском варианте которого («Родина») женский экипаж в составе В.С. Гризодубовой, П.Д. Осипенко и М.М. Расковой в сентябре 1938 года совершил беспосадочный перелёт Москва–Керби (Дальний Восток), установив международный женский рекорд дальности.

Ещё в середине 30-х годов возникла идея создания многоцелевого фронтового самолёта. Совместить в одном самолете качества штурмовика, ближнего бомбардировщика, истребителя и разведчика чрезвычайно трудно. Именно поэтому было решено объявить конкурс среди самолётостроительных КБ. Главное условие конкурса – не только придать самолёту необходимые тактико-технические данные, но и добиться простоты конструкции, при которой можно было бы механизировать процесс производства. В этом конкурсе победил проект, созданный бригадой П.О. Сухого. Это открыло возможность организации конструкторского бюро под его руководством. Был запущен в серию ближний бомбардировщик «Иванов», а с 1940 года начался массовый выпуск этих самолётов, получивших название Су-2. Самолёт Су-2 участвовал в боях Великой Отечественной войны в качестве штурмовика и ближнего бомбардировщика.

В 1940 году П.О. Сухому, без защиты диссертации, была присвоена учёная степень доктора технических наук.

В трудные военные годы проходили работы по созданию ещё более совершенных боевых машин. В 1943 году за создание штурмовика Су-6 Павел Осипович Сухой удостоен Сталинской премии I степени. А оригинальный по конструкции самолет Су-5 стал предвестником эры реактивной авиации.

В военные и послевоенные годы формировалось не только ядро коллектива КБ Сухого, но и особый, присущий только ему стиль работы. Постоянный поиск новых, необычных решений; решимость идти на риск в применении новейших систем, во имя создания лучшей, устремлённой в будущее машины; подлинный энтузиазм, необыкновенная скромность, нежелание выпячивать свои успехи и рекламировать достоинства своих машин; предельно уважительное отношение к пожеланиям и требованиям заказчика; стремление во что бы то ни стало довести машину до совершенства. Этот характерный для «суховцев» стиль складывался не сам по себе, не стихийно, а под влиянием личности главного конструктора, человека необычайно талантливого, обладающего огромной инженерной интуицией, требовательного руководителя и внимательного, порядочного и скромного человека.

Первым реактивным самолетом КБ П.О. Сухого стал созданный в 1946 году фронтовой истребитель Су-9 с двумя турбореактивными двигателями. Павел Осипович вводит в его конструкцию много новинок: впервые в практике отечественного самолётостроения на нём были применены тормозной парашют для уменьшения пробега при посадке, бустерное управление для уменьшения усилия на ручке управления при больших скоростях полёта, катапультируемое сиденье и др. Можно сказать, он весь был соткан из новшеств. Затем создаются истребитель-перехватчик Су-11, первый
советский трансзвуковой самолёт Су-15, экспериментальный истребитель Су-17. На Су-17 впервые в мире решался вопрос спасения лётчика на больших высотах с помощью отделяемой носовой части фюзеляжа вместе с герметичной кабиной. Но самолёту, опередившему время, взлететь не удалось из-за ликвидации КБ в 1949 году. Главному конструктору предложили заняться ракетами, а после того, как П.О. Сухой отказался, назначили заместителем А.Н. Туполева.

Во всех работах периода с 1925 по 1953 год прослеживается незаурядность замысла, уникальность воплощения, обоснованный технический риск. Впервые были сконструированы и применены убирающиеся в полёте шасси, гладкая металлическая обшивка, топливные баки-отсеки крыла, катапультируемое кресло лётчика, система спасения экипажа в отделяемой кабине, бустер в системе управления, тормозной парашют.

Когда в 1953 году Павлу Осиповичу Сухому вновь предложили возглавить КБ и передали в его распоряжение производственный коллектив завода №51, у него уже были готовы проекты новых самолётов. Именно на втором поколении реактивных самолётов наиболее ярко проявился конструкторский талант П.О. Сухого. В 1955 году поднялся в воздух фронтовой истребитель С-1 и ещё через полгода первый советский самолёт с треугольным крылом Т-3. В дальнейшем под руководством Павла Осиповича Сухого было создано несколько типов самолётов со многими модификациями, каждый из которых являлся прорывом в отечественной и мировой авиационной науке и технике. Показанные на воздушном параде в 1956 году самолёты Сухого произвели колоссальное впечатление. Именно тогда в зарубежной печати П.О. Сухого назвали «конструктором, вышедшим из тени». В 1956 году главный конструктор Павел Осипович Сухой за выдающиеся заслуги в области авиационной техники был награждён орденом Ленина. А через год ему присвоили звание генерального конструктора авиационной техники.

В 1958 году был запущен в массовое производство самолет Су-7. Лётные испытания показали: Су-7 летает быстрее и выше других самолётов. Но военно-воздушные силы страны требовали создания нового самолёта со свойствами штурмовика, бомбардировщика и истребителя. Первым советским самолётом с такими данными стал самолет Сухого Су-7Б. В связи с подверженностью военной авиации быстрому моральному старению самолёт Су-7Б создавался не только как боевое средство, но и как базовая конструкция для последующей модернизации. В 1965 году были запущены в серию новые модификации истребителя-бомбардировщика Су-7Б, в конструкции которого впервые удалось объединить необходимые качества. Бессменно более 20 лет семейство самолетов Су-7Б находилось на вооружении ВВС страны, демонстрируя пример выдающегося долголетия в сверхзвуковой реактивной авиации. За создание фронтового истребителя Су-7Б и нового перехватчика генеральному конструктору Павлу Осиповичу Сухому было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В августе 1966 года был поднят в воздух первый в СССР экспериментальный самолёт С-22И с крылом изменяемой стреловидности, что позволило «управлять аэродинамикой самолёта непосредственно в полёте», а в августе 1972 года − первый в мире сверхзвуковой самолёт Т-4 с принципиально новой – автоматической – системой управления – новое слово дальней сверхзвуковой авиации.

В последние годы жизни П.О. Сухой работал над созданием высокоэффективных самолётов: истребителя-бомбардировщика Су-17М, фронтового бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25, получившего далее «второе дыхание» за счёт заложенных в него широких возможностей модернизации. Был спроектирован высокоманевренный истребитель-перехватчик нового поколения Су-27 (интегральная схема, корневые наплывы, электродистанционная система управления).

П.О. Сухой являлся автором 50 оригинальных конструкций самолётов, из которых 34 были построены и испытаны.

Генеральный конструктор самолётов Павел Осипович Сухой 33 года стоял во главе коллектива ОКБ, под его руководством создавались военные самолёты, известные во всем мире. Безусловно, он не был провидцем или гениальным одиночкой, самолично создававшим новые самолёты и решавшим весь круг вопросов, возникающих при их создании. Его сила была в коллективе, который он создавал в течение многих лет, в его учениках, на воспитание которых он не жалел времени. Создание такого коллектива – высшее проявление таланта организатора. Большим вкладом П.О. Сухого в развитие отечественной авиации является плеяда воспитанных им известных конструкторов, продолживших начатое им дело. Созданное П.О. Сухим конструкторское бюро своей работой в современных условиях подтверждает зрелость созданной им научной школы.

27 июня 1995 года, в канун 100-летия со дня рождения нашего прославленного земляка, решением Кабинета Министров Республики Беларусь №333 Гомельскому политехническому институту, получившему впоследствии статус технического университета, было присвоено имя Павла Осиповича Сухого.

Сегодня технический университет имени П.О. Сухого – крупный политехнический ВУЗ, получивший международное признание. Подготовка инженерных кадров осуществляется по таким направлениям, как машиностроение, энергетика, металлургия, промышленная электроника, автоматизация технологических процессов, робототехника, композитные материалы, 3D-технологии, разработка нефтяных и газовых месторождений, экономика, информационные технологии и системы на I и II ступенях высшего образования; в аспирантуре; в институте повышения квалификации и переподготовки кадров.

За годы существования ВУЗа подготовлено свыше 35 тысяч специалистов инженерного дела. Обучение носит практико-ориентированный характер, проводится на современной учебно-лабораторной базе в тесном сотрудничестве с организациями-заказчиками кадров. На предприятиях и в организациях функционируют 20 филиалов профильных кафедр.

Университет аккредитован и как научная организация. Выполняется значительный объём научных разработок по заданиям в Государственных программах научных исследований, а также по договорам с предприятиями и организациями, в том числе с зарубежными; сформировались научные школы по прикладным и фундаментальным исследованиям.

Выражаю уверенность, что конференция пройдет на высоком научном уровне и желаю всем участникам творческих успехов.

Современные проблемы машиноведения: материалы XIII Международной научно-технической конференции (научные чтения, посвящённые 125-летию со дня рождения П.О. Сухого), Гомель, 22 октября 2020 г.
Под общей редакцией А.А. Бойко. ГГТУ им. П.О. Сухого

Подписаться на каналы Гомельского историко-краеведческого портала, где размещаются публикации всех сайтов портала: Дзен, Телеграм, ВКонтакте, Одноклассники.