Продолжая тему предыдущего номера, как и было обещано, рассказываем Вам историю Басовой горы (крутого спуска по улице Льва Толстого).
Басова гора — самая возвышенная часть Монастырька в современном его понимании — получила название от уличного прозвища зажиточного мещанина Швецова, переселенца из Ветки, чей дом стоял в начале 20-го века на этом месте. Предельной восточной границей Монастырька является река Сож, предельной западной границей — улица Далёкая, идущая параллельно Любенскому озеру. Центр Монастырька составляют улицы Ф. Энгельса, 1-я, 2-я Заводские, Речная, Марата Казея, Южная, 1-я, 2-я, 3-я, 4-я Поперечные, Заводской спуск. Исторически же Монастырьком являлся скит у самого речного берега.
В самом конце 19 века в начале 20 века в Монастырьке был построен лесопильный завод, хозяином которого был человек по фамилии то ли Левитан, то ли Левитин. На этом заводе работало всё взрослое мужское население Монастырька — 70 рабочих. Лес для завода доставлялся по реке, с её верхнего течения, на плотах. На лесопильном заводе имелось 5 пилорам, их обслуживали специалисты по фамилии Гейштер, нанятые Левитаном (Левитиным). В распоряжении хозяина завода имелись также один паровой котёл, одна паровая машина, две паровые помпы и один электрический мотор.
Пилорамы гарантировали высокое качество первоначальной обработки древесины, поэтому завод Левитана (Левитина) имел хорошие доходы, что в свою очередь обуславливало и довольно высокий уровень заработка всего персонала, рабочих. Пилорама работала от парового двигателя, который «подпитывался» отходами древесины — опилками. Опилок было очень много — целые «горы». Хозяева частных лавок покупали у хозяина лесопильного завода опилки и посыпали ими полы в своих магазинах, чтобы избежать грязи. Материалом производства являлись колоды, бруски. В год завод давал до 1500 тысяч распиленных колод на общую сумму 40 тысяч рублей. Готовая продукция увозилась по железнодорожной ветке, связывавшей завод с Либаво-Роменской железной дорогой.
Из архивных источников стало известно, что в Монастырьке даже изготавливали мебель из чёрного дерева. А где брали сырьё? Его доставали… со дна реки. Дело в том, что вдоль Сожа, на «монастырском» берегу, издавна росли дубы. Поскольку берег постепенно подмывался во время паводка, дубы падали в воду. Этот процесс происходит в течении веков. И дубы, лежавшие на дне, превращались в морёное («чёрное») дерево, из которого и изготавливали прекрасную мебель.
После революции завод Левитана (Левитина) был национализирован, и ещё некоторое время назад на его месте был расположен цех фабрики «Красная Звезда».
Дореволюционная элита города
В начале 20-го века Песочную улицу (ул. Энгельса) в Монастырьку не причисляли. Эта улица выросла на северо-восточных окрестностях Монастырька вдоль его границы, обозначенной на плане Гомеля 1910 года староверческим кладбищем (сама же улица числилась в пределах города перед «выселком Монастырёк»). Сегодня от некогда богатого кладбища осталось только… место и название. Сохранились и остатки нескольких надмогильных памятников. На одном из них, очень крепком и неподвластном времени, обозначено имя Саввы Тимофеевича Дрыбинцева (он умер в 1911 году и похоронен вместе с женой Пелагеей Андреевной). Этот человек был из числа тех личностей, которые составляли дореволюционную гомельскую элиту. Ему, зажиточному староверу, купцу, принадлежали дома на Фельдмаршальской улице (ныне — улица Пролетарская). Имел он и имение — Верхулище в Дудичской волости Рогачёвского уезда (сегодня — посёлок в Присненском сельсовете Ветковского района, который с 1934 года называется Барченками).
Алеся Винник-Явных
Любимый город, 16-23 февраля 2011