Год подходит к концу, и уже можно сказать, как изменилась ситуация на дорогах за этот отрезок времени, какие меры были приняты сотрудниками Госавтоинспекции для обеспечения безопасности водителей и пешеходов, а также вспомнить о коварных ловушках, которые таит зимняя дорога. Об этом рассказал начальник Управления ГАИ УВД Гомельского облисполкома подполковник милиции Игорь Макушенко.
— Игорь Александрович, анализируя цифры и факты, можно ли говорить об увеличении или уменьшении количества ДТП в регионе по сравнению с показателями прошлого года?
— С начала года на территории Гомельской области зарегистрировано 659 дорожно-транспортных происшествий, в которых 157 человек погибли и 722 получили ранения. Если сравнивать эти данные с аналогичным периодом 2010 года, цифры по названным показателям, соответственно, — 767,148 и 784. То есть количество ДТП уменьшилось на 14,1 %, но при этом, как ни печально, погибших людей стало больше на 6,1%. А количество раненых уменьшилось на 7,9%.
— Какие проблемы, связанные с безопасностью движения, наиболее актуальны для Гомеля?
— Основная проблема города — ДТП с участием пешеходов. Зарегистрировано 95 таких случаев (то есть 57,2 % от общего количества ДТП). 8 человек погибли и 92 получили ранения. По вине самих пешеходов произошло 37 ДТП, в которых 4 человека погибли и 34 ранены.
— Недавно в Калинковичском районе легковушка врезалась в «скорую». Часто ли в Гомельской области происходят ДТП с участием спецтранспорта?
— Действительно, водитель автомобиля «Рено» на 193-м километре автодороги граница РФ-Гомель-Кобрин на перекрестке при повороте налево столкнулся с автомобилем скорой помощи, который с включенными проблесковыми маячками совершал обгон. В результате водитель «Рено» получил телесные повреждения. В текущем году происшествие подобного рода на территории Гомельской области совершено впервые.
— Большая проблема для водителей — нерегулируемые пешеходные переходы. На Ваш взгляд, есть ли решение?
— Со стороны ГАИ ежедневно проводится соответствующая работа. Нерегулируемые пешеходные переходы, на которых часто происходят ДТП, контролируют наряды дорожно-патрульной службы. Также на некоторых таких переходах установлены муляжи, изображающие женщину с ребенком. В городе также есть 12 «возвышенных» пешеходных переходов, оборудованных искусственной неровностью, знаками «Пешеходный переход» на экранах из пленки повышенной видимости.
С начала года за нарушения правил проезда пешеходных переходов только в Гомеле было привлечено к ответственности 3089 водителей.
— Какие улицы Гомеля с точки зрения ГАИ можно назвать самыми опасными?
— Это улицы Речицкое шоссе, Барыкина, Богдана Хмельницкого, проспект Октября, проспект Космонавтов, Советская, Ефремова, Крупской, Интернациональная, Мазурова, Кирова, Каменщикова, Ильича и Добрушская.
— Как известно, законодательство, связанное с брошенными автомобилями, недавно претерпело изменения. Расскажите подробнее о нововведениях.
— Указом Президента Республики Беларусь, который вступит в силу 1 января 2012 года, запрещено размещение вне охраняемых мест транспортного средства, на котором имеется деформация либо внешне видимые повреждения, отсутствуют элементы, предусмотренные его конструкцией (стекла салона, колеса, элементы кузова). Под эти требования подпадает и транспортное средство, которое не имеет видимых дефектов, но не эксплуатируется более шести месяцев со дня истечения срока действия разрешения на допуск к участию в дорожном движении и находится вне охраняемых стоянок. Например, на внутридворовой парковке. В случае нахождения такого авто вне специальных мест более 30 календарных дней местный исполнительный орган вправе в принудительном порядке переместить машину на охраняемую стоянку. При этом расходы за эвакуацию возмещает автовладелец. При отсутствии требования о возврате авто более трёх месяцев транспортное средство, по решению суда, передается в собственность административно-территориальной единицы или утилизируется.
— Существует мнение, что в Гомельской области самые строгие сотрудники ГАИ. Так ли это на самом деле?
— Наверное, гражданам виднее. Я думаю, строгость заключается в принципиальном подходе госавтоинспекторов к злостным нарушителям ПДЦ. Ведь именно из-за таких нерадивых водителей зачастую и происходят ДТП, в которых гибнут и получают ранения люди. А ведь это — наши и ваши близкие. Поэтому, согласитесь, упрекать инспекторов в строгости неуместно.
— А какими принципами руководствуются сотрудники ГАИ при назначении штрафов? В каких случаях «дают» минимальный, а в каких — по максимуму?
— В соответствии со статьей 7.1 КоАП Республики Беларусь «Общие правила наложения административного взыскания», при наложении административного взыскания на физическое лицо учитывается характер и обстоятельства совершённого правонарушения, личность самого правонарушителя, степень его вины и причиненного вреда, имущественное положение виновника, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.
Если человек признал вину и выразил согласие на возмещение вреда, при наложении штрафа применяется нижний предел, предусмотренный за совершенное правонарушение. Конкретный размер штрафа, согласно закону, выбирает уполномоченное должностное лицо.
— Игорь Александрович, расскажите, пожалуйста, о блокираторах. Насколько они действенны и ощутим ли эффект от их применения?
— Госавтоинспекция Гомельской области первой в Беларуси стала применять блокираторы колес, которые устанавливались на грузовые автомобили с массой более 3,5 тонн, автобусы, колесные тракторы и самоходные машины за нарушение правил остановки и стоянки.
На практике выглядит это так. Сотрудники ГАИ блокируют переднее левое колесо, а чтобы известить отсутствующего водителя-нарушителя, оставляют информацию с номерами телефонов оперативно-дежурной службы. После обнаружения блокирующего устройства водитель звонит, и на место правонарушения выбывает ближайший наряд ДПС, который составляет протокол и специальным ключом снимает блокиратор.
В настоящее время в поведении водителей грузового транспорта наметилась позитивная тенденция по соблюдению правил остановки или стоянки. В частности, грузовые автомобили уже реже, чем раньше оставляют на проезжей части и во дворах жилых домов.
— С наступлением зимы актуальнейшей задачей стало обеспечение безопасности передвижения детей. Наверняка, скоро выпадет снег, ребята достанут санки и коньки… Какая работа проводится ГАИ, чтобы уменьшить количество несчастных случаев с детьми на дорогах?
— Результаты работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма показывают, что наши дети стали более грамотными и дисциплинированными. Формы этой работы разнообразны: это и творческие конкурсы, и кружковая работа отрядов юных инспекторов дорожного движения, и проведение тематических кинолекториев, бесед о соблюдении ПДД, разнообразные выездные акции, совместные мероприятия сотрудников ГАИ и не-совершеннолетних. Традиционно в преддверии нового учебного года и накануне летних каникул проводится мероприятие «Внимание — дети!»
К сожалению, все больше ДТП с детьми происходят по прямой вине взрослых. К примеру, если родители забыли пристегнуть ребенка, не приобрели автокресло, не рассказали о правилах безопасного поведения на дороге, сами нарушили, находясь за рулем автомобиля, в котором ехал ребенок, или не пропустили школьника, переходящего дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу.
Что касается опасностей, которые подстерегают детей на зимней дороге, то это, прежде всего, состояние проезжей части. При резких сменах температуры на дороге образуется гололед, который опасен не только для водителей, но и для пешеходов. Тормозной путь транспортных средств на такой дороге значительно увеличивается, и водителю гораздо труднее затормозить перед ребёнком, который решил перебежать дорогу. К тому же, бегущий пешеход может поскользнуться и угодить прямо под колеса автомобиля.
Естественно, коньки, лыжи и санки не предназначены для катания на проезжей части. Родители должны проследить, чтобы их дети не катались с горок, примыкающих к дороге. Несколько лет назад школьника сбил автомобиль, когда мальчик, увлёкшись игрой, в азарте побежал через дорогу от приятеля, бросавшегося в него снежками…
Поэтому с малых лет детей нужно приучать к мысли, что дорога — это не место для игр.
— В связи с наступлением холодов и появлением гололёда как нужно подготовить машину, чтобы не допустить несчастных случаев? На что нужно обращать внимание и водителям, и пешеходам?
— Не стоит ждать первого снегопада и гололёда, чтобы подготовить автомобиль к зиме. Он уже должен быть во всеоружии: иметь зимние шины, исправные стеклоочистители и стеклоомыватели. Своевременно следует залить незамерзающую жидкость для обмыва стёкол. Кроме того, техническое состояние автомобиля должно быть безупречным.
В сложных погодных условиях всем участникам дорожного движения следует сохранять благоразумие и терпение. Водителя необходимо выбирать максимально безопасные скорость, дистанцию и боковой интервал, исключить опасные обгоны.
Все любят ездить по расчищенной от снега дороге. Однако у нас, по-прежнему, немало водителей, оставляющих на проезжей части автомобили, которые очень затрудняют работу специальной снегоуборочной техники.
Пешеходам же следует помнить, что в гололёд особенно опасно пере¬бегать дорогу перед близко идущим автомобилем и внезапно выходить на проезжую часть из-за стоящего транспорта.
— Какие еще условия способствуют аварийности на дороге в начале зимы? На что сотрудники ГАИ.будут обращать особое внимание?
— Анализ дорожно-транспортной обстановки в области, а также в целом по республике, показывает, что в наиболее сложный для без-опасности дорожного движения период года, связанный с уменьшением светового времени суток, снижается уровень транспортной дисциплины всех участников дорожного движения. Порой граждане не считают нужным обозначать себя световозвращающими элементами, а водители игнорируют метеорологические условия.
В начале зимы многие водители не учитывают особенности дорожного покрытия, продолжают двигаться со скоростью, к которой привыкли. Даже если это не позволяет адекватно реагировать на складывающуюся дорожную обстановку. Пешеходы, переходя проезжую часть, не учитывают, что в зимних условиях водителю труднее принять меры к снижению скорости, остановке транспортного средства.
Поэтому, пользуясь случаем, хочу напомнить всем участникам дорожного движения о необходимости взаимного вежливого отношения друг к другу.
Мария Кривоногова, Олеся Сильченко
Новый вечерний Гомель
№51, 21 декабря 2011 года