Эффективное функционирование города во многом определяется развитостью и сбалансированностью его градостроительного каркаса, который формируют главные транспортные магистрали, коммуникационные узлы, объекты обслуживания, привлекающие массовые потоки посетителей.
Понимание механизмов развития и периодов становления городского каркаса позволяет прогнозировать последующие этапы его территориально-пространственного роста, осуществлять дальнейшее его развитие целенаправленно, направляя городские ресурсы и инвестиции наиболее эффективно и рационально.
Выявление роли городского каркаса города Гомеля в выработке прогноза его развития с целью более эффективного планирования инвестиций в его дальнейшее строительство является целью данной работы. Анализ формирования каркаса выполнен путём сопоставления генерализованных моделей каркаса на различных исторических этапах развития города. При выполнении генерализованных моделей сопоставлялась информация об объёмах приращения городских территорий, локализация объектов обслуживания с учётом их количественных и качественных характеристик, анализировались наиболее устойчивые элементы каркаса города.
Анализ, выполненный с учётом вышеизложенного подхода, позволил выделить три основных этапа формирования города Гомеля.
Первый этап связан с выделением Гомеля в качестве ведущего центра в системе окружающих поселений в IX–XVII веках.
Гомель, расположенный на местности с благоприятными фортификационными возможностями, смог обеспечить функцию сохранения и интеграции окружающих поселений этого периода. Относительно простая роль города определила и характер взаимодействия с окружением. Гомель этого периода как бы «сосуществовал» со своим окружением, практически не влияя и не изменяя его структуры. Отсюда и планировочная структура Гомеля и прилегающих поселений определялась, прежде всего, топографическими особенностями местности. Последнее определило и формирование основных планировочных направлений: север-юг (по наиболее возвышенным элементам местности) и запад-восток (вдоль реки Сож).
Второй этап, начавшийся в конце XVIII века и связанный с индустриализацией общества, разрушил традиционно сельские структуры. Стали активно выделяться наиболее удобные в географическом положении поселения, которые концентрировали культурный и экономический потенциал общества. Одним из них и стал город Гомель.
Появление новых форм общественно-экономической деятельности в Гомеле, необходимость их интеграции определили активный территориальный рост города, вычленение новых функционально-пространственных структур – центр, срединная зона, периферия.
При этом наблюдается ярко выраженная неравномерность формирования функционально-пространственных структур города. Она определена как историческими, так и природными предпосылками развития города. Такими факторами можно считать более выгодные для освоения территории правобережной части затопляемость и заболоченность левобережной части города.
В силу этих обстоятельств процесс интеграции функционально-пространственных структур в северном и северо-западном направлениях примерно на один цикл опережает развитие остальных частей городского пространства. Срединная зона здесь обладает всеми необходимыми предпосылками для формирования специализированной и некоторых видов культурной функций, что определяет усиление интеграции района «Сельмаш» и западной части города между собой, минуя центр.
Происходит вычленение устойчивых элементов планировочной структуры в общегородском каркасе. К таким элементам необходимо отнести связи в следующих направлениях: север-юг – улицы Советская, Интернациональная, Ильича; запад-восток – Речицкое шоссе (прим. А.Ф. — Речицкий проспект), ул. Барыкина; северо-запад – пр. Космонавтов; северо-восток – ул. Крупской. Также узлы сопряжения планировочной структуры в районе ул. Полесской, Рогачёвской, Хмельницкого, Кузнецкого (прим. А.Ф. — Кузнечного) и Новобелицкого путепроводов.
Третий, современный этап общественного развития, характеризуется перераспределением части видов деятельности из городов на отдалённую периферию, прилегающие поселения, активно включая их в орбиту городских интересов. Этот процесс влечёт реорганизацию функционально-пространственных структур как города, так и прилегающих поселений, усиление их интеграции между собой. Такая реорганизация сопровождается вытеснением, в первую очередь, стандартных видов деятельности и всё большим удалением периферии при усилении значимости уникальной функции в городе, особенно в общегородском центре.
Учитывая сложившуюся функционально-пространственную структуру Гомеля и её развитие, можно прогнозировать:
- использование для реализации городских интересов прилегающих поселений в северном, северо-западном и западном направлениях, их всё более интенсивное включение в процесс общегородской интеграции как следствие сформировавшейся устойчивой периферийной и срединной зон города по этим направлениям;
- формирование «входных узлов-фильтров» на внешних планировочных связях по ул. Барыкина, Речицому шоссе (прим. А.Ф. — Речицкий проспект), ул. Советской для обслуживания агломерационных миграций и снижения «давления» агломерации на общегородской центр;
- структурные качественные и количественные изменения состава объектов в центре города в сторону их «уникализации»;
- возрастание актуальности территорий Залинейного района, непосредственно примыкающего к центру города. Здесь уже в настоящий момент наметилась тенденция реконструкции индивидуальной жилой застройки под нужды малого и среднего бизнеса, коммерции;
- смещение вектора территориально-пространственного роста города в южном направлении, выравнивание пятен освоенных территорий левого и правого берегов реки Сож. Это относится, в первую очередь, к территориям в районах Севруки, Чёнки, Якубовка;
- усиление роли правобережной части города, центральной части Новобелицы в общегородской интеграции как следствие развития периферии города в южном и юго-восточном направлениях;
- активизация использования для реализации городских интересов поселений и территорий в юго-восточном направлении, их включение в интенсивный общегородской интеграционный процесс.
Ключевым фактором на данном этапе развития является окончание максимально возможного наращивания каркаса градостроительной системы и переход к качественной перестройке городских территорий, их реконструкция и реновация.
С.И. Ковырев
Белорусский государственный университет транспорта
2018