Перейти к содержимому

Как создавался Залинейный район Гомеля

Залинейный район – это неофициальное название западной части территории Гомеля. Эта застройка возникла после 1878 года, когда была проложена Либаво-Роменская железная дорога на участке от Ново-Вилейска до Гомеля. По сути, эта железнодорожная магистраль разделила город на две части: основное ядро и несколько обособленное от него. Предлагаем прогуляться по его улочкам…

Условной западной границей этого района можно считать улицу Батарейную (ныне – Богдана Хмельницкого).

В начале XX столетия Залинейный район занимал территорию 379,3 десятины. К этому району относили деревни Лещинец (26 июня 1960 года включенная в городскую черту), Любны (5 ноября 1934 года также включенная в городскую черту) и предместье Монастырёк, которое по праву считается историческим районом Гомеля.

Первые жилища вдоль пустынного берега Сожа здесь появились в 1950-х годах XVIII столетия.

В соответствии с картой Гомеля, изданной в 1910 году, на территории Залинейного района находилось 47 улиц. Вот некоторые из них: Железнодорожная (ныне – Украинская), Немецкая (ныне – Куйбышева), Стасенковская (ныне – Барыкина), Алексеевская (ныне – Бочкина), Батарейная (ныне – Б. Хмельницкого), Одесская (ныне – К. Рокосовского), Павловская (ныне – Ватутина), Скобелевская (ныне – Ауэрбаха), Полевая (ныне – Киевская), Орловская (ныне – Воровского), Никольская (ныне – Д. Бедного).

Свое первоначальное название в границах этого района сохранили улица Московская и Полесская. А вот улица Лещинская названа в честь Лещинского тракта, связывавшего деревню Лещинец с Гомелем.

Первым промышленным предприятием, возведенным на территории Залинейного района, были Главные механические мастерские Либаво-Роменской железной дороги (ныне – Вагоноремонтный завод).

В последующие годы здесь было построено еще несколько промпредприятий, связанных с обслуживанием железнодорожного транспорта.

К северо-западной части Залинейного района за улицей Батарейной располагался большой массив Назаровского леса, названного по имени его владельца Назара Новикова.

Южнее этого массива находились обширные пахотные поля, засеянные рожью, овсом и льном.

В предреволюционное время этот район был заселен преимущественно железнодорожниками и мастеровыми. Он был застроен одноэтажными домами, на приусадебных участках которых росли фруктовые деревья. Кстати, здесь было много фруктовых садов.

Залинейный район связывался с основным ядром города тремя железнодорожными переездами: Моховым, Кузнечным и Полесским.

В настоящее время территория Залинейного района входит в состав Советского района Гомеля. А до 1973 года он был в составе Железнодорожного.

До Великой Отечественной войны на территории стадиона «Локомотив» работала детская железная дорога. В военные лихолетья она была разрушена и в последующие годы не восстанавливалась.

После освобождения Гомеля по улице Одесской с 7 декабря 1943 по 10 апреля 1944 года размещалась оперативная часть Белорусского фронта, которым командовал маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский.

Время не стоит на месте. Надо сказать, что оно способно изменить даже недвижимость. За последние десятилетия Залинейный район областного центра значительно преобразился. Здесь выросли жилые микрорайоны и кварталы 5-9-12-тиэтажных домов, кинотеатр, школы, детские сады, магазины и другие объекты культурно-бытового и коммунального обслуживания.

Микрорайон растет и развивается. Постепенно уходят в историю частные одноэтажные дома, построенные в послевоенные годы. И все же залинейная атмосфера здесь сохраняется.

Марк Манай, 15.06.2017


44


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов