Перейти к содержимому

Становление Гомельского государственного университета

(по материалам газеты «Гомельскі універсітэт»)

Освещается история Гомельского государственного университета в начальный период деятельности. Анализируется организация учебно-методической, научно-исследовательской, идеологической работы в вузе в первые годы его работы. Источниками для написания статьи стали материалы газеты «Гомельскі універсітэт».

Особенность периодики определяется тем, что она является комплексным источником, объединяющим традиционные виды источников и различные специфические жанры. В газетах печатаются делопроизводственные, статистические документы, воспоминания, литературные произведения. Знакомясь с материалами газет, исследователь имеет уникальную возможность лучше понять эпоху. История вуза по существу представляет собой повседневную жизнь преподавателей, сотрудников и студентов в её историческом измерении, отражая некие неизменные свойства и качества по мере закрепления новых форм работы, учёбы, досуга. Высокоинформативным источником изучения повседневной жизни Гомельского государственного университета является многотиражная газета «Гомельскі універсітэт», которая задавала норму отношений внутри коллектива и практический шаблон трудового поведения. Очевидно, требуется внимательное изучение данного источника и подготовка серии публикаций по материалам университетской многотиражки. Кроме того, в газете имеется множество фотографий из разных сфер деятельности вуза и, обратившись к их изучению, можно собрать огромный архив фотодокументов по истории университета. Однако газеты, выходившие в первом учебном году (1969–1970), в университете не сохранились. В редакции газеты «Гомельскі універсітэт» частично сохранились отдельные номера за 1970–1973 гг. и, начиная с 1974 г., газеты собирались библиотекой ГГУ.

Необходимость создания собственной газеты возникла после преобразования Гомельского государственного педагогического института в университет. Центральный комитет КПБ поддержал инициативу ректората, партийной организации вуза и 13 августа 1969 г. принял постановление об издании многотиражной газеты Гомельского государственного университета на четырёх полосах. Её редактором обком партии утвердил ответственного секретаря гомельской районной газеты «Маяк» Владимира Гулевича. Днём рождения газеты «Гомельскі універсітэт» стал первый день занятий студентов первого учебного года в Гомельском государственном университете (1 сентября 1969 г.) [1, с. 184].

В первом же номере газеты было обращение к читателям с призывом принять самое активное участие в работе редакции. «Главное требование к газете – активно содействовать дальнейшему улучшению воспитания высоклассных, идейно закалённых научных и педагогических кадров. Насколько эффективно она будет это делать – во многом зависит и от тебя, уважаемый читатель. Редакция уверена, что газета найдёт среди студентов, преподавателей, всех работников университета самую широкую поддержку и помощь. Своим непосредственным участием, горячей заинтересованностью в результатах работы газеты, ты, дорогой друг, будешь содействовать успеху нашей общей работы» [2, с. 33]. В первые годы все материалы газеты печатались на белорусском языке. В 1970 г. редактором газеты «Гомельскі універсітэт» был назначен К. Калинов. В редколлегию входило 48 человек, среди которых были и студенты университета.

Первый учебный год был очень важным для Гомельского государственного университета, становления его педагогического коллектива. Его итоги и задачи на будущее обсуждались осенью 1970 г. и отражались на страницах газеты «Гомельскі універсітэт». Профессор кафедры истории КПСС и научного коммунизма И.Ф. Мужев называл его «годом перестройки». В октябре 1970 г. ректор ГГУ В.А. Белый, выступая перед коллективом, отмечал, что «ЦК КПБ рассмотрел вопрос о развитии Гомельского университета. У него большое будущее и каждый из нас должен чувствовать себя строителем университета и делать на своём рабочем месте всё для успешного решения задач, которые перед нами поставлены» [3]. Подводил итоги первого года работы университета секретарь партийного комитета ГГУ Я.Р. Ермолаев: «Большинство факультетов (кроме пятых курсов) перешли на университетский учебный план, многое сделано по освоению университетских учебных программ, созданию лабораторий, освоению нового оборудования. Разработана новая научно-методическая документация. Повысилась успеваемость студентов (особенно на историко-филологическом и факультете физвоспитания), выросло количество отличников. Слабым остаётся уровень студентов заочного факультета. Из 2032 студентов-заочников на «хорошо» и «отлично» сдали экзамены только 30 человек. Есть успехи и в научно-исследовательской работе. 27 ноября 1969 г. было принято решение о разработке крупных комплексных тем, которые имеют хозяйственное и теоретическое значение. В идеологической работе первый учебный год проходил по плану, разработанному к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. 9–10 апреля 1970 г. прошла межвузовская конференция «Ленин: теоретическое наследие и современность». Впервые в университете была создана группа политинформаторов, и работало 7 методологических семинаров. Среди лучших можно отметить следующие семинары: биолого-почвенный факультет (руководитель В.И. Пармёнов), историко-филологический (М.А. Янковский), механико-математический (С.А. Сафонов). В университете создан вечерний институт марксизма-ленинизма» [4].

В годы становления вуза педагогическому коллективу приходилось преодолевать трудности объективного и субъективного характера. Несколько лучше ситуация была на тех факультетах, которые существовали ещё в педагогическом институте (физико-математический, химико-биологический, физического воспитания, филологический). Заведующий кафедрой общей геологии профессор А.Р. Кинзикеев утверждал, что «год становления университета трудный, особенно для созданных новых факультетов. Например, геологический факультет начал работу с 3, 4 курсов, которые укомплектованы приезжими студентами. Многое уже сделано, но тяжело пока» [3]. Сотрудники газеты «Гомельскі універсітэт» много делали для пропаганды новых специальностей. На встрече первых студентов-заочников (75 человек) специальностей геология и экономика с проректором по заочному обучению Т.П. Трацевской и деканами соответствующих факультетов присутствовал корреспондент газеты. После встречи он обратился к студентам с вопросом: «Почему они выбрали именно эти специальности?». Золотая медалистка СШ № 2 г. Ветки Л. Журавлёва ответила, что ей «помогла газета «Гомельскі універсітэт». К нам в школу пришёл номер газеты, в котором рассказывалось о факультетах. Я прочитала в ней о различных специальностях и остановилась на экономике». Выпускник СШ № 24 г. Гомеля А. Голубев сказал, что его родители инженеры-экономисты, они «часто мне рассказывали о своей профессии и готовили к выбору будущей специальности. Пока работаю учеником слесаря в областном управлении местной промышленности». Работник геолого-съёмочной экспедиции Верхне-Нёманской партии С. Петрушкевич утверждала, что «моя мечта стать геологом. Я с детства много читала и смотрела фильмов об интересной профессии разведчиков земных недр» [5].

На страницах газеты рассматривались итоги работы первого учебного года отдельных факультетов и кафедр, поднимались насущные проблемы организации учебного процесса, изучались дальнейшие перспективы. Так, учёный совет факультета физвоспитания проанализировал работу за 1969/1970 учебный год. Декан факультета А.Ф. Семикоп отмечал: «главное – работа по расширению учебной базы, реконструкция и ремонт спортивных залов, строительство объектов. Но этого всё равно недостаточно и много средств уходит на аренду помещений для занятий». Он подчёркивал, что студенты ещё не могут перестроиться на серьёзную работу, имеют «много пропусков без уважительных причин, студенты много нарушают общественный порядок. Из 20 исключённых студентов, 9 – за плохое поведение». Выступавшие на совете преподаватели Г.П. Мелёхин, И.Д. Будюхин, Б.А. Цариков, Б.М. Зайцев, М.П. Толстопятов говорили о том, что не всегда только студенты виноваты в низкой успеваемости, есть и объективные причины «большой объём нагрузки понижает качество проведения практических занятий, неудовлетворительно работает библиотека и кабинет для самостоятельной подготовки студентов, не хватает учебников» [6].

Важнейшим направлением деятельности руководства университета в период его становления было создание в вузе современной библиотеки и её комплектование. Ещё в 1967 г. был создан научно-информационный отдел, который занимался составлением библиографических справочников. На факультетах проводились занятия по библиографии. Ежемесячно начал издаваться «Информационный бюллетень», который содержал информацию о новых поступлениях в библиотеку. О работе библиотеки и её будущем в газете рассказала заведующая отделом научной обработки фондов В. Костюченкова: «Комплектуются фонды в книжных магазинах Гомеля, Минска, Москвы, Ленинграда, Киева. Помощь оказывают БГУ, Академия наук БССР, МГУ, ЛГУ. За 1970 г. в библиотеку поступило 31 тыс. книг, 10 тыс. учебников. Для этого было выделено 16 тыс. рублей, а ранее выделялось 8–10 тысяч. В будущем планируется механизировать процесс описания литературы с помощью электрографического аппарата, который позволяет делать копии с листа. Машины, которые умеют читать, писать, слушать станут сердцем будущей электронной библиотеки» [7].

С целью обмена педагогическим опытом традиционными были в университете декады кафедр. В этот период преподаватели и сотрудники кафедры проводили различные мероприятия, демонстрировали свои достижения, проводили открытые лекции. В 1970/1971 учебном году открывала декады кафедра математического анализа (заведующий – доцент Ф.И. Шмидов). Итоги декады печатались на страницах газеты. Как отмечалось в статье, эта кафедра открыла год не случайно «50 процентов состава имеют учёную степень, проводят значительную научную работу. Много сделали в теории математики. Например, Фёдор Исакович Шмидов установил, что в основе функций существует порядок и гармония. Полезные элементы для науки и техники содержатся в работах Анисима Антоновича Ющенко, Василия Петровича Ставрова, Алексея Никифоровича Бекаревича. Общая успеваемость студентов по кафедре составляет 96,3 %. Преподаватели ведут общественную работу. Выступают с лекциями перед учителями, работают с одарёнными школьниками. Семь лет назад была создана юношеская математическая школа, более 100 её выпускников учатся в вузах. На кафедре выпускается математический бюллетень (уже вышло 26 номеров). Кафедра сотрудничает с 17 университетами и научно-исследовательскими институтами СССР» [8]. В статье о декаде кафедры теоретической физики (заведующий – доцент В.Г. Симонов) также рассказывалось о широких научных связях и научных достижениях сотрудников кафедры. Обращалось особое внимание на работу с одарённой молодёжью «студенты 4 курса Вл. Герилович, А. Годлевская, А. Рогачёв активно работают в кружке кафедры и представили работы на республиканский конкурс научных студенческих работ. С 1963 года работает школа юных физиков для учеников 9–10 классов. Из школ города выбирают самых одарённых и формируют класс, в котором учат физике преподаватели, дети также работают в лабораториях кафедры» [9].

Вузы традиционно являются не только учебными, но и научными центрами. В Гомельском государственном университете, как принято в мировой практике, учёные особое внимание уделяют фундаментальным исследованиям. Однако актуальность проводимых исследований определяется практической необходимостью разработки новых технологий, востребованных производством. В 1968 г. в Гомельском педагогическом институте начала действовать первая хоздоговорная тема «Исследование характеристик и свойств полимерных покрытий и плёнок оптическими и спектральными методами» по заказу ИММС АН БССР. Годовой объём составлял всего 2 223 рубля. Но уже спустя два года, в Гомельском государственном университете выполнялось десять хоздоговорных тем с годовым объёмом 23,6 тысяч рублей, однако часто в газете можно встретить критические материалы по такой деятельности. Например, проректор по научной работе А.А. Куденко отмечал, что есть много достижений в организации научно-исследовательской работы в университете, «группа учёных приступит к исполнению заказов службы бурового оборудования на предприятиях объединения «Белоруснефть» и машиностроительных заводов Гомельской области», но имеются «недостатки, выявленные группой народного контроля по качеству выполнения хоздоговорных тем». Профессор А.Р. Кинзикеев утверждал, что не всегда имеется всё необходимое оборудование и возможность выполнить хоздоговорные темы. Так, кафедра общей геологии может освоить только 25 тыс. рублей, а нам дают в 3 раза больше» [3].

С первых лет существования вуза с целью подготовки квалифицированных специалистов, готовых решать насущные социально-экономические задачи страны, шли поиски путей сотрудничества с предприятиями, большое внимание уделялось связи обучения с производством. Декан биолого-почвенного факультета С.Ф. Алешко отмечал, что факультет активно налаживает связи с производством. Проведено совместное заседание сотрудников факультета с руководящими работниками областного управления сельского хозяйства и агрохимической службы, намечены конкретные темы для исполнения. «Однако надо больше развивать связь студентов с производством. В этом году мы будем организовывать практику в институте физиологии АН БССР, Довской станции по охране растений» [3].

Широко использовались различные формы сотрудничества преподавателей университета с педагогическими коллективами школ города и области. Оказывалась помощь отделам народного образования и школам в организации и проведении научно-практических конференций, педагогических чтений, проводились консультации по теоретическим вопросам отдельных дисциплин. Систематически организовывались публичные лекции и доклады для педагогической общественности и родителей учащихся по пропаганде естественнонаучных и специальных педагогических знаний. На страницах газеты «Гомельскі універсітэт» печатались материалы о встречах студентов с лучшими учителями города, на которых они рассказывали о профессии учителя, делились опытом работы [10], [11]. Часто были отзывы преподавателей, студентов о прохождении педагогической практики. Иногда в газете встречались даже отзывы учителей. Учителя СШ № 26 г. Гомеля М. Ширинкина и М. Старченко высоко оценивали работу практикантов факультета физвоспитания: «студенты хорошо себя зарекомендовали, они проводили тренировки, строили спортивные площадки, отремонтировали инвентарь. Однако есть и недоработки. Студенты плохо умеют работать на уроках физкультуры с музыкальным сопровождением. Мало уделяется внимания музыкально-ритмической подготовке» [12]. Традиционно в университете отмечался и профессиональный праздник педагогов. Так, 10 октября 1970 г. в университете был проведён праздничный вечер, посвящённый Дню учителя. Выступали преподаватели, которые ранее работали учителями, выпускники вуза. Секретами педагогического мастерства поделился выпускник, учитель СШ № 34 С.И. Гинзбург. С призывом к студентам серьёзно готовиться к будущей работе обратилась выпускница Д.Б. Калач, которая «с большой искренностью рассказала о тех трудностях, с которыми её пришлось столкнуться в первый год работы в школе» [13].

В течение многих лет студенты-филологи выезжали под руководством преподавателей университета на производственно-ознакомительную практику в Польскую Народную Республику. Практика осуществлялась по безвалютному обмену, т. е. одновременно польские студенты проходили такую практику в нашем вузе. Обычно одна группа студентов-филологов (9–10 человек) была на практике в Ягеллонском университете г. Кракова, вторая группа (15–18 человек) – в Высшей педагогической школе. Традиционно студенты встречались с представителями ректоратов этих вузов, молодёжных студенческих организаций, с научными работниками. Студентам читался цикл лекций по истории Польской Народной Республики, её экономике и политическому устройству, по вопросам развития польской культуры и литературы, что способствовало расширению профессионального кругозора будущих специалистов филологов. Советские студенты знакомились с особенностями системы высшего образования ПНР, методами и приёмами преподавания русского языка в польской школе. Большое место во время практики отводилось занятиям по польскому языку. Также студенты ГГУ принимали участие в проведении практических занятий по русскому языку. Практика советских студентов в Польше носила не только производственно-учебный, но и воспитательный характер. Для них были организованы экскурсии по Кракову, Варшаве, по музеям и выставочным залам этих городов. Студенты посещали Освенцим, Силезию, Величку, Ойцув, Закопане. О первом таком студенческом обмене на страницах газеты «Гомельскі універсітэт» представлял информацию преподаватель кафедры русского и белорусского языка М.А. Приходько. Летом 1970 г. польские студенты посетили ГГУ. Доцент Г.С. Евдокименко познакомил их с важнейшими историческими событиями, происходившими в СССР. Доктор филологических наук профессор П.П. Охрименко рассказал о взаимовлиянии русской, белорусской, украинской, польской литератур и о дружбе А.С. Пушкина с А. Мицкевичем, несколько лекций по современному русскому языку и литературе прочитали доценты В.И. Медведева и Н.В. Родченко. Польские студенты с удовольствием познакомились с белорусским языком на занятиях Л.В. Цеханович и белорусским фольклором, творчеством Я. Купалы и Я. Коласа на лекции доцента Н.А. Янковского. Многие члены польской делегации отметили, что им очень понравился белорусский язык и литература, и они будут изучать его в дальнейшем. Гости с удовольствием осмотрели достопримечательности Гомеля, для них были организованы поездки в Москву и Киев [14]. Более подробно М.А. Приходько рассказал о визите в Польшу студентов ГГУ. В статье были представлены фотографии на фоне посещённых достопримечательностей в Кракове и Варшаве и, содержался рассказ по истории Польши и Ягеллонского университета, его известных студентах (как Николай Коперник). Отдельная статья в газете рассказывала о практике гомельских студентов в польском университете, лекциях, встречах с преподавателями и студентами [15].

Значительное внимание на страницах газеты в советский период уделялось идеологической работе, освещалась деятельность партийной, комсомольской и профсоюзной организаций университета. Так, на протяжении осени 1970 – зимы 1971 г. коллектив вуза готовился к ХХIV съезду КПСС, отмечал 50-летие ЛКСМБ и т. д. Комсомольцы университета взяли социалистические обязательства: «успешно сдать ленинский зачёт под девизом «Мы делу Ленина и партии верны»; повысить успехи в учёбе, добиваться сдачи общественных дисциплин на «хорошо» и «отлично»; улучшить работу школы молодого лектора, продолжать шефскую работу в сельских школах, обязать комсомольскую организацию факультета физического воспитания помочь школам в строительстве спортплощадок и приобретении спортинвентаря; улучшить работу студенческого научного товарищества, подготовить 50 работ на республиканский конкурс по обществоведческим проблемам; провести встречи со старыми коммунистами, делегатами съездов, лучшими людьми города и области, выступить перед ними с концертами; подготовить 600 человек для стройотрядов» [16]. Необходимость повышения идеологической работы обсуждали студенты на заседании исторического кружка. Студент Н. Романов писал, что перед кружковцами выступал Г.С. Евдокименко, который принимал участие в Международном конгрессе историков и отмечал, что «историки капиталистических и социалистических стран много спорили о современной истории. И наши студенты не должны стоять в стороне от этой борьбы и активно помогать партии нести в массы свет идей марксизма-ленинизма» [17]. В публикациях под рубрикой «Кроч наперад, камсамольскае племя» студенты сообщали о своих успехах. Например, секретарь комитета комсомола историко-филологического факультета Н. Шабан рассказала, как факультет с последнего места по успеваемости поднялся на первое, а студент физического факультета Вл. Марусенко писал, что его группа сдаёт сессию без «неудов», «студенты осваивают электронно-вычислительные машины, работают в лабораториях заводов» [18].

Очень большое значение в советской системе образования от школы до вуза отводилось трудовому воспитанию, и эта деятельность традиционно широко освещалась на страницах газеты. В осенний период студенты оказывали помощь колхозникам в уборке урожая, постоянно организовывались субботники и воскресники. Так, 3 октября 1970 г. в связи с 50-летием выступления Ленина на 3 съезде комсомола ЦК ВЛКСМ объявил всесоюзный воскресник. Отчёт о работе студентов на воскреснике размещался на первой странице газеты. Комсомольцам ГГУ было поручено выкопать траншею для укладки кабеля по ул. Красноармейской и Катунина. Секретарь комитета комсомола университета И. Эсмантович сообщал, что «хорошо работали студенты биолого-почвенного, историко-филологического, геологического, физического факультетов, а лучше всех физкультурники. Безынициативными были студенты механико-математического, экономического факультетов. Они пришли, увидели, что лопат не хватает, и разбежались. Некоторые студенты, особенно 1 курса, показали себя «белоручками». Соглашалась с И. Эсмантовичем секретарь бюро физического факультета А. Годлевская, которая отмечала, что «отдельные комсомольцы с холодком отнеслись к работе на воскреснике». Студент С. Галуза писал, что будущие историки и филологи трудились «с весёлым настроением, шутками. С юношеским запалом работали студенты В. Коваль и К. Усович» [19].

Спортивные достижения постоянно освещались в газете, пропагандировался здоровый образ жизни. Молодой университет в 1970 г. был победителем по спортивно-массовой работе среди университетов страны. 33 студента факультета физвоспитания входили в сборную БССР, участвовавшей в спартакиаде народов СССР. С первого года деятельности в вузе проходила круглогодичная спартакиада, главной целью которой была «подготовка здоровых, всесторонне развитых специалистов, готовых к труду и защите Родины». Организационный комитет возглавлял ректор В.А. Белый, в него входили деканы всех факультетов и заведующие кафедр факультета физического воспитания. В программу входили соревнования по баскетболу, волейболу, спортивной гимнастике, лёгкой и тяжёлой атлетике, классической борьбе, конькобежному спорту, шахматам, плаванию, велоспорту, стрелковому спорту, фехтованию, туризму [20]. Итоги спартакиады подводились на общеуниверситетском спортивном вечере [21].

История Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины неразрывно связана с историей и культурой страны, деятельностью преподавателей, сотрудников, выпускников и студентов нашего вуза. При изучении данной темы большое значение имеют материалы газеты «Гомельскі універсітэт», на страницах которой ярко представлена обычная повседневная жизнь вуза.

А.И. Зеленкова, Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины, № 4 (97), 2016

Литература

1. Старовойтов, М.И. Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины: Исторический очерк / М.И. Старовойтов, А.И. Зеленкова, М.П. Савинская ; М-во образования РБ. –
Гомель : УО «ГГУ им. Ф. Скорины», 2005. – 359 с.
2. Зеленкова А.И. Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины (1930–2015 годы) / А.И. Зеленкова, Н.Н. Мезга, М.П. Савинская ; редкол. : А.В. Рогачёв (гл. ред). [и др.] ; М-во образования РБ, Гом. гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2015. – 266 с.: ил.
3. Слова ўдзельнікам партыйнага сходу // Гомельскі універсітэт. – 1970. – 31 кастрычніка. – С. 3.
4. Важны і ганаровы абавязак // Гомельскі універсітэт. – 1970. – 31 кастрычніка. – С. 2.
5. Раманаў, П. Ні пуху, ні пер’я! / П. Раманаў // Гомельскі універсітэт. – 1970. – 17 кастрычніка. – С. 4.
6. Кузняцоў, В. Удасканальваць вучэбны працэс / В. Кузняцоў // Гомельскі універсітэт. – 1970. – 17 кастрычніка. – С. 4.
7. Аддзел навуковай апрацоўкі фондаў // Гомельскі універсітэт. – 1970. – 24 кастрычника. – С. 4.
8. Сталі добрай традыцыяй // Гомельскі універсітэт. – 1970. – 17 кастрычніка. – С. 3.
9. Поспехаў Вам! // Гомельскі універсітэт. – 1970. – 31 кастрычніка. – С. 1–2.
10. Пінскі, Р. З кагорты неспакойных / Р. Пінскі // Гомельскі універсітэт. – 1970. – 3 кастрычніка. – С. 3.
11. Калач Е. Пішам гісторыю камсамола / Е. Калач, А. Шаюнова // Гомельскі універсітэт. – 1970. – 17 кастрычніка. – С. 1.
12. Шырынкіна, М. Будзе добрае папаўненне / М. Шырынкіна, М. Старчанка // Гомельскі універсітэт. – 1970. – 17 кастрычніка. – С. 4.
13. Дню настаўніка прысвечаны // Гомельскі універсітэт. – 1970. – 10 кастрычніка. – С. 1.
14. Прыходзька, М. Нашы госці – польскія студэнты // Гомельскі універсітэт. – 1970. – 10 кастрычніка. – С. 3.
15. Прыходзька, М. Цеплыня сяброўскіх сустрэч // Гомельскі універсітэт. – 1970. –
17 кастрычніка. – С. 2–3 ; 24 кастрычника. – С. 3.
16. Сацыялістычныя абавязацельствы камсамольскай арганізацыі ГДУ па дастойнай сустрэчы ХХIV з’езда КПСС // Гомельскі універсітэт. – 1970. – 3 кастрычніка. – С. 1.
17. Романов, Н. Цікавае выступленне // Гомельскі універсітэт. – 1970. – 24 кастрычника. – С. 2.
18. «Кроч наперад, камсамольскае племя» // Гомельскі універсітэт. – 1970. – 24 кастрычника. – С. 2.
19. Добра працавалі на нядзельніку // Гомельскі універсітэт. – 1970. – 10 кастрычніка. – С. 1.
20. Палажэнне і праграма другой круглагадовай спартакіяды ГДУ // Гомельскі універсітэт. – 1970. – 10 кастрычніка. – С. 3.
21. Апошнія старты летняга сезону // Гомельскі універсітэт. – 1970. – 31 кастрычніка. – С. 4 ; Вынікі падведзены // Гомельскі універсітэт. – 1970. – 31 кастрычніка. – С. 4.


4


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов